Тема: «Обогащение словарного запаса детей»
консультация

Филипенко Мария Михайловна

Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средством и способом общения и познания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_obogashcheniya.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обогащение словарного запаса детей»

Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития речи. Если к 5 годам ребенок не овладевает необходимыми категориями родного языка, то в более старшем возрасте он будет испытывать определенные сложности.

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи и т.д

В дошкольном возрасте  ведущий вид деятельности – игра.  Через игру происходит обогащение словарного запаса дошкольника.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).

Методы и приемы словарной работы.

1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений

2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.

Словарная работа проводится во время всех видов НОД, в режимные моменты. Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми как в детском саду, так и предложить их родителям.

1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2."Что бывает?".  Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Красный - ... дом, помидор.  Зимняя - ... одежда, рыбалка.

Домашнее - ... печенье, задание.

3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

 4."Общие слова".

1)Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., посуду..., овощи..., одежду...

2)Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...

5."Четвертый лишний".

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза - ромашка - тюльпан - василек

6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.

7. "Скажи наоборот".

Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".

Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.

Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...

Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.

Наречия: далеко - ..., высоко - ...

8. "Подбери слово".

Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)

9."Большой - маленький".

Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка,  стул - стульчик и т.д.

10."Отгадай загадку".

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)

11. "Назови, какой...".

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.

12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка - ...

13. "Расскажи стихотворение".

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Литература:

Алексеева  М.М.,  Яшина  Б.И.  Методика  развития  речи  и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш.  и  сред,  пед.  учеб.  заведений. -М.:  Издательский  центр «Академия», 2000

БондаренкоА.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974

ПарамоноваЛ.Г.   «Развитие словарного запаса у детей.   - СПб: ООО«Издательство «Детство» – Пресс», 2010. - 80 с.

Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: ТЦ Сфера, 2013. -192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Тема: «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей»

Многолетний опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в шк...

АНАЛИЗ собственной деятельности по самообразованию Тема: «Обогащение словарного запаса, как ступень речевого развития детей»

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка.Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»...