Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занития по риторике "Волшебные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_slova.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по риторике

на тему: «Волшебные слова»

с детьми старшей группы

Цель: научить детей употреблять различные словесные формы обращения с просьбой.

Ход занятия

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон…

— Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К.Чуковского. Помните, кто звонил герою стихотворения? (Дети перечисляют: слон, крокодил, зайчата, медведь, тюлень, олень.) У всех были разные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:

А потом позвонили мартышки:

— Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонила свинья:

— Пришлите мне соловья.

— Подумайте, чья просьба вежливее? Почему? Какие еще вежливые слова, которые можно использовать при обращении с просьбой, вы знаете? (ответы детей) Действительно, таких слов очень много. Я хочу познакомить вас с еще одним — будьте добры!

Сколько слов начинается с «будьте добры»!

«Скажите, который час?»

«Прочтите, — глаза у меня стары…»

«Придите! Беда у нас!»

«Будьте добры! Прошу я вас!»

— Давайте разыграем ситуацию: обратитесь к товарищу с просьбой дать вам книгу или игрушку.

Воспитатель вызывает желающих детей или назначает кого-то сама.

— Когда вы обращались к товарищу с просьбой, как вы его называли?

Выслушать ответы детей и сделать вывод:

— Вежливый человек никогда не обращается к другому так, как это делает мальчик из стихотворения «Как его зовут».

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

«Алешка, Петька, Ванька, Толька».

— Послушайте еще стихотворение.

Через день мой день рожденья,

У меня есть предложенье –

Твержу дяде Коле,

Прошу дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму,

Прошу тетю Риту, 

Позвав ее в угол:

— Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигренка полосатого

Удивленного, смышленого, усатого.

В школу нас бы провожал он

И с работы бы встречал он —

Встречал дядю Колю,

Встречал дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму.

Встречать успевал бы и маму, и папу,

И мне подавал бы по-дружески лапу.

Подарили мне тигренка полосатого…

— О каком радостном дне жизни каждого человека напомнило это стихотворение? (ответы и рассуждения детей) Конечно, о дне рождения, когда все получают подарки. И кому не хочется в свой день рождения получить что-нибудь очень-очень интересное. Но подумайте, пожалуйста, удобно ли, употребляя все вежливые слова, просить кого-нибудь из приглашенных принести тебе определенный подарок?

Выслушать ответы детей.

— Вот что произошло на одном дне рождении. Имениннику принесли в подарок две одинаковые машинки. Как быть? Что вы посоветуете мальчику? Как поступить? (рассуждения детей и воспитателя) А теперь подумайте и скажите:

Как обратиться к прохожему и узнать у него, который час?

Как обратиться к маме с просьбой, купить понравившуюся игрушку?

Как в автобусе попросить кого-нибудь из пассажиров передать деньги на билет?

Как в магазине спросить у продавца, есть ли в продаже свежий белый хлеб?

Воспитатель слушает ответы детей, помогает делать выводы и предлагает их вниманию еще одно стихотворение:

Если ты пришел к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не сможет

Тебя обидеть невзначай.

— Серьезный или шутливый совет дает вам автор в своем стихотворении? (ответы детей)

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...