Статья "Развитие речи детей 2-3 лет"
статья по развитию речи

Романюк Татьяна Юрьевна

Статья "Развитие речи детей 2-3 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 2-3 лет.

     Речевое развитие детей 2-3 лет происходит стремительными темпами. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

    Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

    Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

    У каждого ребенка свой темп развития речи, который зависит в первую очередь от  индивидуальных особенностей. Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие. Поэтому родители должны помнить о том, что развитие речи ребёнка происходит лишь при условии его активной стимуляции взрослыми.  Что же делать родителям для развития речи детей? Вот несколько советов:

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности (приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка и т.п.). Говорите о том, что Вы видите, что делает сын/дочь, что делают другие дети, люди.
  2.  Говорите спокойно, в нормальном темпе, четко, с интонацией.
  3. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
  4. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие.
  5. Задавайте открытые вопросы – те, на которые ребёнок не сможет ответить «да» или «нет». Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, лучше спросить: "Что мальчик  делает?", чем «Он играет?». Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  6.  Учите ребенка понимать и выполнять словесные инструкции сначала простые, затем сложные (Возьми мишку. Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми мишку и посади на стульчик рядом с собачкой).
  7.  Не переходите на детский язык, не «сюсюкайте» сами и объясните бабушкам.
  8. Игра – это основная деятельность ребенка, поэтому больше играйте, превратите занятия в интересные игры (игры с пальчиками, игры с предметами, рисование, лепка, игры с мозаиками, конструкторами и т.д.)
  9.  Каждый день читайте стихи, сказки, обсуждайте картинки.
  10.  Активно развивайте мелкую моторику ребенка, так как речевой центр в коре головного мозга и центр тонкой моторики находятся рядом. Создавайте условия для того, чтобы ребёнок больше лепил, рисовал, нанизывал бусины и пуговицы на нитку, складывал пазлы, собирал различные мозаики, конструктор. Используйте пальчиковые игры и игры с песком.
  11. Развивайте звукопроизношение, для этого побуждайте ребёнка произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Сначала берите более простые звукоподражания с открытыми слогами типа: му-му, ко–ко, потом с закрытыми слогами: ав–ав, бум-бум, топ-топ, а затем со слогами разной структуры и с различными сочетаниями звуков: чик-чирик и т.д.
  12. Развивайте слуховое внимание, так как под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи. Для этого предлагайте ребёнку слушать звуки, которые он слышит вокруг себя дома или на улице. Попросите перечислить, что он слышит (тикают часы, капает вода из крана, мурлычет кошка, поют птицы, гудят машины, дворник шаркает метлой и т.п.)
  13.  Развивайте речевое дыхание ребёнка, используя игры и забавы: дутьё через трубочку на ватный шарик, пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков. Не забывайте о губных гармошках, дудочках, выдувных язычках, свистульках и пищалках из производства народных промыслов.
  14.  Развивайте у ребёнка основные качества голоса (силу и высоту), так как это способствует улучшению произносительной стороны речи у детей двух-трёх лет.

В этом возрасте очень важно не пропустить речевое развитие у малыша. Это для него очень важно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...