КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
Тема: « Путешествие на паровозике «Букашка». Звуковая культура речи. Звук [у]».
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция: «Познание», «Музыка», «Физическая культура». Виды деятельности: коммуникативная, музыкальнохудожественная, познавательная.
Цели: образовательные: 1) учить детей чётко произносить гласный звук [у] в слогах и словах; 2) познакомить детей с новыми словами: «машинист», «пруд», «пастух»;
развивающие: 1) отрабатывать плавный выдох, побуждать произносить звук [у] продолжительно и кратко, с различной интонацией, с различной громкостью: 2) формировать речевой слух детей, постепенно развивать его основные компоненты:
звуковой слух;
слуховое восприятие;
воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
игрушки: паровозик; уточка с утятами; коровка; игрушечный руль; демонстрационный материал: места в музыкальном зале, стилизованные по следующие природные объекты; лес, пруд, лесную поляну;
материал для детей: листики; грибочки; музыкальные инструменты: детская деревянная дудочка;
ТСО: ноутбук, колонки для усиления звука.
Действующие лица: ведущие: воспитатель Александрова С.К., музыкальный руководитель Фёдорова Н.С.; пастушок - воспитатель Дейникина Н.М.
2
ХОД ЗАНЯТИЯ.
(Дети входят вместе с педагогами в зал, обращают внимание на гостей и садятся на стульчики).
В.: Ребятки, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей на занятии! Все они пришли посмотреть на вас, увидеть, какие вы дружные, воспитанные, внимательные, как вы умеете слушать взрослых, выполнять их задания, играть с ними! (После этого дети садятся на стульчики).
В.: Ребятки, давайте вспомним о том, как наш язычок любит выглядывать из своего домика и прятаться обратно. Покажите, как он это делает! Выглянул - спрятался! Сильно выглянул - снова спрятался!
В.: Однажды язычок услышал, как гудит паровозик: «У-у-у!» Как гудит паровозик? (Сначала - хором, затем - 3 человека индивидуально).
В.: Язычку эта песенка понравилась, и он решил её выучить. Сначала язычок запел тихо: «У-у-у...» Как он запел? (Сначала - хором, затем - индивидуально).Потом он запел погромче. Как он запел? (Демонстрация по аналогии). А потом он запел очень громко! Как он запел? (Демонстрация по аналогии).
-Вот как громко запел язычок, повторяя песенку паровозика!
В.: Чтобы и у вас получилась песенка паровозика, вам нужно вытянуть губки трубочкой. Вот так! (Показ).
(Звучит песенка Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»). (Появляется игрушечный паровозик).
В.: Ребята, смотрите, кто к нам приехал! (Паровозик!) Он услышал нашу песенку и хочет подружиться с нами! Подружимся с паровозиком?
3
поясе стоящего впереди).
В.: Машинистом у нас будет Захар. (На шею Захара надевается эмблема с изображением паровоза. На голове - специальный головной убор).
В.: Ребята, машинист - этот тот человек, который управляет поездом, паровозом, самый главный на поезде или паровозе!
(Дети проходят таким образом два круга и «приезжают» в «лес». В «лесу» под ёлочкой сидит зайчик).
В.: Ребята, в лесу много деревьев, кустарников. Посмотрите, сколько листиков опало с них, потому что на дворе осень. Многие птички улетели в тёплые края, но остались в лесу некоторые птицы, они всегда радуют нас своим пением! Давайте закроем глазки и послушаем голоса птиц. (Включается музыка с голосами птиц: кукушки, совы, лесного голубя и дятла.)
В.: Ребята, вы слышите, как кричит сова? У-у-у!(Дети повторяют). А как стучит по дереву дятел? Тук-тук-тук! (Дети повторяют). А как воркует лесной голубь? Гур-гур-гур! (Дети повторяют).
(М.р. в сопровождении фортепиано исполняет небольшую песенку «Кукушка» и настраивает детей на повторение припева: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Так повторяется 2-3 раза).
В.: А вот и зайка! Он нас ждёт! Давайте-ка с ним поиграем! (Проводится музыкальная физминутка «Весёлый музыкант»).
Я на скрипочке играю - ти-ли-ли! Ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке - ти-ли-ли! Ти-ли-ли!
Заиграл на балалайке - трень да брень! Трень да брень! Пляшут зайки на лужайке целый день, целый день!
А теперь на барабане - бум-бум-бум! Трам-там-там!
4
В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам!
В.: А теперь, зайка, оставайся в лесу, а мы с ребятками поедем дальше! Наш паровозик отправляется в путь! (Снова звучит «минусовка» песни «Паровоз «Букашка». Дети выстраиваются паровозиком и «едут»).
(Дети так же «проезжают» два круга и останавливаются возле следующей «станции»).
В.: Ребята, посмотрите, куда мы с вами приехали! Мы подъехали к пруду! Пруд - это водное пространство, ограниченное со всех сторон. Это небольшой водоём. Там , как и в речке, как и в море, тоже живут рыбки, ещё в пруду живут лягушки. Посмотрите, какой он! Небольшой, маленький, а водичка в нём голубая, чистая! Так и хочется в ней искупаться! Но только нельзя: не улице холодно, осень... Давайте повторим с вами слово «пруд». Повторим протяжно: «Пруууд!» (Дети повторяют сначала хором, потом - индивидуально).
В.: А кто это плавает на его поверхности? (Уточка). Давайте скажем хором: «Уууточка». (Дети повторяют вслед за воспитателем, протягивая первый звук).
В.: Это уточка-мама. А вот и её детки - утята! Давайте повторим: «Ууутята»! (Дети повторяют вслед за воспитателем слово «утята»).
М.р.: Ребята, а давайте послушаем маленькую песенку про уточку и попробуем её повторить!
(М.р. исполняет на фортепиано небольшую песенку и поёт, затем предлагает детям повторить песенку вместе с ним.)
Вот плывёт к нам уточка - Это мама уточка!
А за ней - утята,
Шустрые ребята!
Уточка-мамочка, а за ней утята!
Серая уточка и шустрые ребята!
5
В.: Но нашему паровозику пора отправляться дальше! Давайте попрощаемся с уточкой и её детками и скажем: «До свиданья, уточка! До свиданья, утята!» (Вместе с воспитателем дети повторяют эти слова).
(Дети снова выстраиваются паровозиком и «едут». Проезжают два круга и прибывают на следующую «станцию»).
(Звучит «минусовка» песенки «Паровоз «Букашка»»).
В.: Ребятки, посмотрите! Мы с вами приехали на лесную полянку! Здесь нет высоких деревьев, но есть пенёчки, бугорки, кустики. Растут грибочки. Это осенняя полянка. Посмотрите, сколько на ней осенних листиков! Ой, а кто это нам встретился на нашей полянке? Это же коровка! Она, наверное, заблудилась! Гуляла по полю с другими коровками и забрела в лес. А как мычит коровка? («Му- му-му!») (Дети повторяют сначала вместе с воспитателем, а затем сами хором. Потом - индивидуально).
В.: Есть у коровушки дружок - Весёлый, добрый пастушок!
Он с ней по полюшку гуляет,
На дудочке своей играет!
(Выходит пастушок с дудочкой).
П.: А вот и моя любимая коровушка! Неужели ты не услышала мою дудочку? (Играет на дудочке).
М.р.: Ой, как звучит дудочка! Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Ребятки, давайте повторим: «Ду-ду-ду!» (Дети повторяют сначала с м.р., затем сами хором, потом - индивидуально).
(Затем м.р. приглашает кого-то из детей попробовать сыграть на дудочке).
П.: Уж как я свою коровушку люблю,
Уж как я ей свежей травушки нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
Чтоб сыта была коровушка моя,
Молочка чтобы бурёнушка дала!
6
П.: А на прощание я приготовил для вас молочко, которое дала наша коровка!
(Сюрпризный момент: детям в одноразовые стаканчики разливается молоко и даётся всем выпить).
В.: Ребятки, давайте попрощаемся с пастушком и его коровкой! До свидания, пастушок! До свидания, коровка! А нам надо возвращаться в садик! Наш паровозик отправляется! (Снова звучит «минусовка» песни «Паровоз «Букашка»». Дети выстраиваются паровозиком и «едут»).
(Затем дети, «возвращаясь», садятся на стульчики).
В.: Вот мы с вами и вернулись из нашего маленького путешествия! Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А кого услышали? А кого встретили? Молодцы! Давайте попрощаемся с нашим паровозиком и ещё раз пропоём его песенку! (Дети снова имитируют звук паровоза: «У-у-у-у-у!»).