Технологическая карта НОД по развитию речи (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Запрудина Марина Владимировна

Цель занятия: закрепить представление детей об образе жизни диких животных в зимнее время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_po_razvit._rechi_srn._gr.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию

«Дикие звери в зимнем лесу»

Запрудина Марина Владимировна,

воспитатель

Надым,  2019

Образовательная область

Речевое развитие

Возраст детей, группа

4-5 лет, средняя группа дошкольного возраста

Тип НОД

Закрепление пройденного материала

Тема НОД

Дикие звери в зимнем лесу

Цель

Закрепить представление детей об образе жизни диких животных в зимнее время года.

Задачи

Обучающие:  

- расширять и закреплять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, медведь);

- формировать навыки связной речи у детей, составлять небольшое описание рассказов про диких животных по предложенному плану.

- обогащать и активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Кто как готовится к зиме».

Развивающие:                                                                                                                              - продолжать формировать умение детей координировать речь с движением;

- развивать мелкую моторику, речевое дыхание;

- развивать речевой слух, зрительное внимание, память, мышление и воображение детей.

Воспитательные:                                                                                                                         -  воспитывать   нравственные качества:  отзывчивость, желание прийти на помощь;

- воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к животным;

- воспитывать любознательность.

Материал

Демонстрационный:

- посылка с фотоаппаратом;

- бланк адресата для посылки;

- письмо на электронном носителе;

- презентация Microsoft Power Point с фотографиями диких животных на SMART-доске;

- план-схема для составления описательного рассказа о животном на SMART-доске;

- игровые персонажи: заяц, белка, медведь, лиса.

Предполагаемый результат

- у детей сформированы знания о жизнедеятельности диких животных в зимний период;

- дети умеют составлять краткий описательный рассказ по схеме;

- у детей сформирован устойчивый интерес к живой природе.

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, сегодня утром по дороге в д/с, я обнаружила коробку, которая очень похожа на посылку!

- Вы знаете, что такое посылка?

- Получали от бабушек и дедушек посылки?

- Кто доставляет нам посылки?

Воспитатель показывает детям коробку.

- Смотрите, а она не запечатана, что же в ней лежит?

- Хотите посмотреть? (открывают и рассматривают её содержимое: флешка, машинка, фотоальбом, фотоаппарат).

- Чьи же это вещи? Кому они принадлежат? Здесь и адрес написан (г. Москва, ул. Ленина д. 5, кв. 3, Иванову Сереже)

- Интересно, что на флешке? Давайте посмотрим на экране, что же за информация храниться?

Письмо: «Здравствуй мой внучок, Дима! Я знаю, что тебе нравиться собирать фотографии  животных. Посылаю тебе фотографии с лесными жителями нашего северного края! Думаю, что таких животных у тебя ещё нет в твоём альбоме. Твой дедушка, Ваня»  

В: - Ребята, получается, что это… подарок! Но смотрите, здесь фотографии испортились и ничего не видно!!!

- Что же делать, ведь мальчик Дима расстроиться, когда увидит подарок от дедушки!  

В: - Вы хотите помочь вернуть фотографии животных, чтоб Дима не огорчился, а поблагодарил своего дедушку за такой красивый подарок?

- А вы справитесь с этой задачей, сможете?

Словесные методы, мотивация, использование средств ТСО

Дети подходят к педагогу, включаются в процесс.

Садятся напротив SMART-доски.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом,  «детская»  цель.

Этапные задачи.  

1) мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

2) развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь.

II. Актуализация знаний и умений

- Ребята, кто такие «Жители леса?» (выслушиваются ответы детей)

- Кто живёт в лесу? (В лесу живёт Белка и т.д.)

- Как всех этих животных можно назвать? (Это дикие животные)

- Почему они так называются? (Они сами добывают себе еду, строят свои жилища, выкармливают детенышей).

Речевая гимнастика (чистоговорки) 

Са-са-са – в лесу живёт лиса,

Се – се – се - кушать хочется лисе

Су-су-су – мы увидели лису

Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы

- Вы всё сказали правильно, молодцы! Давайте поиграем нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

У зверей четыре лапы

Когти могут поцарапать

Не лицо у них, а морда

Хвост, усы, а носик мокрый.

И, конечно, ушки

Только на макушке.

Воспитатель хвалит детей.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Время года Зима)

- А вам нравится зима?

Дидактическая игра «Подбери слово»

Зима какая? (Холодная, снежная, морозная, суровая.)

Снег какой? (Белый, искрящийся, блестящий, мягкий, пушистый, мокрый, серый, грязный, холодный.)

Ветер зимой какой? (Холодный, ледяной, сильный, морозный.)

Небо зимой какое? (Серое, мрачное, пасмурное, в морозную погоду голубое.)

Вопросы,

словесный метод, игровой метод.

Участвуют в диалоге.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции.

Наблюдение за процессом деятельности детей

Этапные задачи.  

1) актуализировать знания детей по теме «Дикие животные»

2) развитие фонематического слуха, речевого дыхания и лексико – грамматических категорий;

3) продолжать формировать умение детей координировать речь с движением; развивать моторику рук;

4) закрепить знания детей о характерных признаках зимы, расширять кругозор детей, развивать логику, воображение.

III. Затруднение в игровой ситуации

Фиксация затруднения:

- Ребята, а вы не забыли, кому мы хотим помочь?

- Где мы можем взять фотографии для фотоальбома? (дети высказывают  предположения)

- Ребята, что нам для этого нужно, чтобы получить фотографии животных? (выслушиваются предположения  и ответы детей: «Отправиться в лес и сфотографировать животных»)

- Вы готовы отправиться в лес? Встретить  животных и сфотографировать?

В: Закрывайте крепко глазки, очутимся в снежной сказке (дети кружатся вокруг себя)

Вьюга снежная кружи, в лес ребят перенеси! (включается фонограмма вьюги)

- Ребята, вот мы и в лесу! Посмотрите, как здесь красиво! Все деревья укутаны снегом.

А какой это лес, если на улице зима? Как его можно назвать? (Зимний лес)

- Ребята, пока мы с вами лесом любовались, здесь звери пробегали! Посмотрите, сколько разных следов на снегу.

Словесный, наглядный метод

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. Помогают воспитателю найти выход «Где взять фотографии животных?»

Дети сталкиваются с затруднением: что для этого нужно, чтоб получить фотографии?

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы за детьми

Этапные задачи.          

сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

IV. Игровая деятельность

Игра «Узнай зверя по описанию»

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Маленький комочек, игольчатый очень (Ёжик)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

В: - Молодцы, всех отгадали, а сейчас шагаем дальше (дети шагают за воспитателем)

По дорожке шагают наши ножки

Раз шажок, два шажок

Веселей идём дружок

Ты смотри не упади

Ждёт нас ёлка впереди (подходят к ёлке, а под ней сидит Зайчик)

В: - Кто это, ребята? (Это Зайчик)

- А где сидит зайчик? (Зайчик сидит под ёлкой).

Игра «Шишку другу передай, на вопросы отвечай»

1.        Кто сидит под ёлкой? (Под ёлкой сидит Зайчик)

2.        Какого цвета шубка у зайчика? (У Зайчика шубка белого цвета)

3.        Какие уши у зайчика? (У Зайчика длинные уши)

4.        Какого размера его хвост? (У зайца короткий (маленький) хвост)

5.        Какая на ощупь у зайчика шубка? (У Зайца мягкая шубка)

6.        Что любит кушать зайчик? (Зайчик любит кушать капусту и т.д.)

7.        А где зайчик живёт? (Зайчик живёт под кустом или ёлкой)

В: - Ребята, вы всё правильно рассказали про зайчика, мы его сфотографируем и пора идти дальше.

(Дети идут дальше, а по дороге раскиданы орешки)

– Что это здесь лежит? (Это орешки)

- Как вы думаете, кто мог оставить орешки? (Белка)

Правильно, белка. Ой, посмотрите, кто это к нам спустился с дерева?

- Ребята, где сидит белка? (Белка сидит на пенёчке)

Игра с грецким орехом.

- На вопросы отвечай и орешек передай.

1.        Какого цвета у белочки шубка? (У Белочки шубка рыжего цвета)

2.        Какой у белки хвост? (У Белки пушистый хвост)

3.        Какие у белки ушки? (У Белки маленькие ушки)

4.        Какие запасы на зиму готовит белка? (Белка готовит грибы, шишки…)

Дидактическая игра «У кого кто есть?»

(картинки на магнитной доске)

• У мамы лисы – лисёнок, лисята.

• У мамы медведицы - медвежонок, медвежата.

• У мамы волчихи  — волчонок, волчата.

• У зайчихи — зайчонок, зайчата.

• У ежихи — ежонок, ежата.

• У белки – бельчонок, бельчата.

• У оленя — олененок, оленята.

• У лосихи  — лосенок, лосята.

- Молодцы, справились с заданием, а давай мы  сфотографируем белочку и пойдем дальше по тропинке.

(Включается фонограмма отдаленные звуки волчьей стаи).

В: - Вы это тоже слышали? Чей это голос? Кто так разговаривает? (Это волк)

Подойдите все ко мне, встанем в кучку.

— Вы знаете как вести себя в лесу при встрече с дикими зверями.

(Беседа о правилах поведения при  встречи с диким зверем)

Не паникуйте и не делайте резких движений. Так что постарайтесь замереть на месте. А потом медленно отходите назад (дети натыкаются на сугроб).

- Ребята, посмотрите, какой большой сугроб! Как вы думаете, кто может там жить? (Там живёт медведь)

- Где живёт медведь? (Медведь живёт в берлоге)

Игра ««Не зевай, на вопрос отвечай»

Медведь (какой?) - косолапый, бурый, сладкоежка, лесной, сердитый, большой, неуклюжий,  добрый, лохматый, дикий.

Физкультминутка «Медведь»

Как на горке — снег, снег, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

И под горкой — снег, снег.

И на елке — снег, снег, (Встают, потягиваются вверх.)

И под елкой — снег, снег. (Приседают.)

А под снегом спит медведь. (Идут по кругу на цыпочках.)

Тише, тише. Не шуметь! (Прикладывают указательный палец к губам.)

(Висит фотография медведя, мы ее фотографируем и идём дальше)

Словесный, наглядный, игровой метод

Участвуют в иге, в диалоге с воспитателем.

Взаимодействуют со сверстниками.

Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск приобретенных знаний.

Наблюдение за процессом деятельност.

Этапные задачи.

1) учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь;                                                

2)развивать общение и взаимодействия ребенка со   взрослым и сверстниками;

3) умение отвечать на вопрос полным ответом, строить предложение;

4) закреплять знания детей о животных, о названиях детенышей. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного; правильно использовать предлоги в речи;

5) умение подбирать прилагательные к существительному слову «медведь», отвечать на вопрос «Какой?»  

6) развитие координации речи и движений, подражательности и творческого воображения.  

V. Закрепление знаний ребенка.

В: - Ребята,  посмотрите, опять кто-то здесь пробегал и следы свои заметал?

Вот же она сидит, хитрая плутовка, подойдем поближе и рассмотрим её.

Ребята, кто хочет рассказать о лисе?

Игра «Составь рассказ-описание о лисе»

(дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану)

- Молодцы, вы так много знаете о лисе, какая она и где живёт, чем питается!

(фотографируем лису и идём дальше)

Словесный, наглядный, игровой метод

Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа

Дети садятся напротив SMART-доски.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка.

Составление рассказа-описания животного с опорой на план-схему.

Этапные задачи.

1) закреплять умение детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему;

2) развивать мыслительные операции;

3) связную речь.

VI.Осмысление (итог)

- Ребята, мы с вами сделали столько много дел, но нам пора возвращаться обратно в д/с сад.

Закрывайте крепко глазки и считаем до пяти: Раз, 2, 3, 4, 5  в детский сад вернись опять!

 (дети кружатся вокруг себя, фонограмма снежной вьюги)

- Вот мы и вернулись! А сейчас предлагаю подойти к нашему экрану и посмотреть наши фотографии, которые у нас получились.

В: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Где мы были?

- Что делали?

- Кому мы помогли?  

- А как мы ему помогли? Что мы сделали?

В: - Вы сегодня все очень старались, хорошо отвечали на вопросы, я вас хвалю и благодарю за помощь! Молодцы!

Словесный метод

Дети собираются около воспитателя,

Подходят к Смарт-доске,

отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

Этапные задачи.

1) провести рефлексию деятельности на занятии;

2) создать ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по физическому развитию в средней группе

Технологическая картаОбразовательный квест на основе интеграции различных видов  по физическому развитию в средней  группеТема: «Современное путешествие по сказке Колобок»...

"Путешествие по сказке" технологическая карта НОД (Познавательное развитие РЭМП) средняя группа

quot;Путешествие по сказке" технологическая карта НОД (Познавательное развитие РЭМП) средняя группа...

Технологическая карта занятия по развитие речи старшая группа

Тема: Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»...

Технологическая карта ОО "Речевое развитие" в средней группе тема: "Овощи и фрукты"

Закрепление умения детей правильно классифицировать овощи и фрукты, умение описывать форму, цвет, размер, вкус. Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение к...

Технологические карты по речевому развитию в средней группе

Здесь вы найдете готовые технологические карты по развитию речи для средней группе.Насекомые, ЗКР. Первый звук в слове, «Чтение стихотворений С. Маршак «Откуда стол пришёл», А. ...

Технологические карты по речевому развитию в средней группе

Здесь вы найдете готовые технологические карты по развитию речи для средней группы.Чтение сказки Г. Цыферова «Муравьишкин корабль», Насекомые, ЗКР. Первый звук в слове, «Чт...

Технологическая карта занятия по развитию речи.Возрастная группа вторая младшая. Тема " Мебель"

Технологическая карта Нод.Конспект НОД по образовательной области: речевое развитие.Возрастная группа: вторая младшая. Тема " Мебель" Воспитатель Казанцева И.П....