Технологические карты по речевому развитию в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тепликина Анжелика Андреевна

Здесь вы найдете готовые технологические карты по развитию речи для средней группе.
Насекомые, ЗКР. Первый звук в слове, «Чтение стихотворений С. Маршак «Откуда стол пришёл», А. Барто «Хромая табуретка», Чтение сказки Г. Цыферова «Муравьишкин корабль».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx50.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности по развитию речи

(средняя группа)

Тема: Насекомые
Тема занятия:
Насекомые
Автор конспекта: Тепликина Анжелика Андреевна

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие фольклора,  двигательная, речевая.

Цель: Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану.
Задачи:

Образовательные:
Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы), формирование обобщающего понятия насекомые
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). 

Развивающие:
Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания.

Воспитательные:
Воспитывать умение контролировать собственную речь, бережное отношение к природе.

Планируемый результат:
Составляют описательный рассказ по образцу, контролируют собственную речь, знают о внешнем виде  и образе жизни насекомых.
Средства, оборудование, материалы:
- технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: фланелеграф.
- наглядные (демонстрационный материал): изображения насекомых.
- раздаточные материалы: разрезные картинки с насекомыми.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

1.

Организационный момент

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.


Дети встают в круг. Здороваются друг с другом.


0.5мин.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Раздаю детям разрезные картинки и предлагаю их собрать и назвать, получившихся насекомых.
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ: Комар

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Ответ: Жук

На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Ответ: Муравьи

Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает?
Ответ: Муха

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Ответ: Бабочка

Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: Пчела

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Ответ: Кузнечик

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Ответ: Стрекоза


Дети садятся за столы, собирают картинки с насекомыми.






Ребенок, отгадавший загадку, называет и выставляет на фланелеграф картинку с насекомым – отгадкой.

1.5мин.

2.

Основная часть

Проектирование

решений проблемной, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Ребята, мы с вами поиграем в игру «Летает или ползает?» Разделитесь на две команды по четыре человека. Каждой команде раздается раздаточный материал: картинки с теми же насекомыми.

Ребята, у вас на столах по два листочка. Давайте внимательно подумаем, какие насекомые летают, а какие только ползают или прыгают. А затем разложим картинки с летающими насекомыми на правый лист, а с ползающими - на левый лист.

Ответы детей.

Играют в дидактическую игру «Летает или ползает».


Команды по очереди объясняют свой выбор.




2мин.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

А теперь мы с вами научимся рассказывать про насекомых. И нам поможет вот такая схема.

На примере одного насекомого составляю рассказ по схеме.

Схема: Пчела – это насекомое. Пчела маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полосы. Все тело покрыто многочисленными волосками. У пчелы есть крылья и 6 ног. На голове: глаза, усики и хоботок. Пчела не произносит звуки. Но когда она летит, мы слышим жжжжужание: «Ж – Ж – Ж». Питается пчела нектаром с цветов. Пчелы живут семьями. Дикие пчелы строят гнезда – соты в дуплах деревьев. А пчелы, которых разводит человек для получения меда, живут в ульях. Пчела – самка откладывает яйца. Зимуют пчелы в своих домиках. На зиму они делают запасы пищи: мед, нектар. Пчелы очень полезны. Врачи используют пчелиный яд для лечения больных. Пчелы нужны для опыления растений


Внимательно слушают, как составлять рассказ по схеме.











2.5мин.

Самостоятельное применение нового на практике

Внимательно слушаю каждого ребенка, поправляю при неправильном произношении слов или фраз. Задаю наводящие вопросы.

Дети составляют рассказы, остальные при этом вносят дополнения в рассказ.



9мин.

Заключительная часть

3.


Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

 Проводится короткая беседа о том, что дети делали на занятии. Что узнали нового.


Ответы детей, беседа.




2мин.

Рефлексия

Поощрение за активность на занятии: раскраски.

Дети раскрашивают раскраски с насекомыми.


2мин.



Сценарий образовательной деятельности по развитию речи

(средняя группа)

Тема: Неделя здоровья
Тема занятия:
ЗКР. Первый звук в слове.
Автор конспекта: Тепликина Анжелика Андреевна

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие фольклора, двигательная, речевая.

Цель: Закреплять умение определять первый звук в слове. Рассказать детям, что слова звучат по–разному. Учить называть слова с задним звуком.
Задачи:

Образовательные:
Закреплять умение определять первый звук в слове. Учить называть слова с задним звуком.

Развивающие:
Развивать речевое внимание и фонематический слух.

Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, внимание.

Планируемый результат:
Умеют определять первый звук в слове, называют слова с задним звуком, развит фонематический слух и речевое внимание.
Средства, оборудование, материалы:
- технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: фланелеграф.
- наглядные (демонстрационный материал): мяч, фишки-игрушки.
- раздаточные материалы: по одной картинке с изображением цветка на каждого ребенка.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

1.

Организационный момент

Едет, едет паровоз,

Много у него колёс,

Мчится паровоз по кругу,

Машем мы рукой друг другу,

Тра-та-та, тра-та-та,

Занимай свои места!

Дети стоят друг за другом «паровозиком», проговаривают слова и выполняют движения по тексту.


0.5мин.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Игра в кругу с мячом «Назови 1-й звук слова». «Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать 1-й звук этого слова и перебросить мяч мне». В игре должны принять участие все дети не менее 2 раз. Произношу слова с выделением 1-го звука. Примерные слова: береза, борода, вагон, велосипед, гриб, гитара, дорога, деньги, еж(н), ель(й), жаба, зонт, зебра, кубик, кино, лягушка, лыжи, мясо, мак, ножик, незабудка, пушка, письмо, рыба, рябина, сын, синица, тапочки, телевизор, флаг, фикус, хлеб, часы, шуба.


Дети играют в игру с мячом, называя 1-й звук в словах.



1.5мин.

2.

Основная часть

Проектирование

решений проблемной, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Упражнение на фланелеграфе «Соберем букет для наших мам». Каждому ребенку даю по одной картинке с изображением цветка. Ребенок должен назвать цветок, назвать 1-й звук слова и поставить картинку на фланелеграф. Обращаю внимание детей на то, что получился красивый букет, выставляю фланелеграф в уголок для родителей, чтобы его увидели все.



Дети называют цветок, 1-й звук в названии цветка и ставят картинку на фланелераф.



2мин.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Упражнение «Скажи правильно». 
«Я вам расскажу про мишку, но, если я что-то скажу неверно, вы должны меня поправить. Я — маленький миска (мишка). Я люблю есть лёд (мёд). У меня от меда заболел суп (зуб). Мне зуб залечил грач (врач). Я с мамой зиву (живу) в большой ерлоге (берлоге)».
«Вы знаете, что слов очень много, все они по-разному звучат. Вот что написал о словах в
стихотворении «Цветные слова» Г.Сапгир.
У травы - зеленые слова,
И слышны они едва-едва.
А у ветра — синие слова,
И от них кружится голова.
А у солнца — столько ясных слов,
Красных пятен, золотых стихов.
Всех друзей сегодня я зову,
Слушать солнце, ветер и траву.
 
Какие ласковые слова вы знаете? Какие сладкие слова вы можете назвать?  Какие страшные слова вы можете назвать?


Поправляют ошибки.



Слушают стихотворение.





Ответы детей.


2.5мин.

Самостоятельное применение нового на практике

Игра «Назови слова».
Предлагаю детям называть слова с заданным звуком.

За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.


Называют слова с заданным звуком.



9мин.

Заключительная часть

3.


Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

Проводится короткая беседа о том, что дети делали на занятии. Что узнали нового.


Ответы детей, беседа.




2мин.

Рефлексия

 «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.    


Дети прикрепляют лучики к солнышку, объясняя свой выбор.


2мин.

Сценарий образовательной деятельности по развитию речи

(средняя группа)

Тема: Недель чистюль
Тема занятия:
«Чтение стихотворений С. Маршак «Откуда стол пришёл», А. Барто «Хромая табуретка»

Автор конспекта: Тепликина Анжелика Андреевна

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие фольклора, двигательная, речевая.

Цель: Создание условий для формирования интереса детей и восприятию художественных произведений.
Задачи:

Образовательные:
Продолжать формировать представление о предметах мебели. Учить анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием стихотворения.

Развивающие:
Формировать навык образной и связной речи.

Воспитательные:
Воспитывать умение слушать произведение, не перебивая педагога, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Воспитывать бережное отношение к мебели.
Планируемый результат:
Дети с интересом слушают художественные произведения. Знают о предметах мебели. Умеют анализировать содержание прочитанного.
Средства, оборудование, материалы:
- технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: фланелеграф.
- наглядные (демонстрационный материал): мяч, книга, карточки с изображением мебели.

                                                    Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

1.

Организационный момент

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём,

А потом к груди прижмём,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту.


0.5мин.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

К нам в гости пришёл столяр Иван. Ребята, вы знаете, кто такой столяр? Иван много знает про мебель и хочет с вами поиграть.

Ответы детей.



1.5мин.

2.

Основная часть

Проектирование

решений проблемной, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Игра с мячом «Назови предмет мебели»
Игры – презентации: Игра 
«Четвертый лишний».

Игра «Скажи наоборот».

Игра «Один-много»

Пальчиковая игра «Мебель»

Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол – за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)

Дети играют в игру, называя предмет мебели, и садятся на стульчики.
Выбирают лишний предмет (шкаф, кровать, стол, платье).
Играют в игру, говоря слова-наоборот (диван мягкий – табурет твердый).
Играют в игру «Один - много» (один стул – много стульев).

Выполняют пальчиковую гимнастику.



3мин.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Ребята, из чего делают мебель? 
Мебель можно делать из различных материалов, но самый первый стол был деревянный. А вы знаете, откуда деревянный стол пришел? На этот вопрос вам ответит детский поэт
С. Маршак. 

Ответы детей.


2.5мин.

Самостоятельное применение нового на практике

(Чтение стихотворения «Откуда стол пришёл»)
Беседа по содержанию прочитанного: понравилось вам стихотворение?

Для чего нужен стол? Чем пахнет стол? Откуда стол пришел?

Какой стол? Уйдет ли стол обратно в лес? С кем он будет жить? Как долго стол будет служить нам?
- Ребята, а как надо относиться к мебели? Послушайте, что произошло с одной табуреткой.
Чтение стихотворения А. Барто «Хромая табуретка»


Внимательно слушают стихотворение.


Ответы детей, беседа.




Слушают стихотворение.



8.5мин.

Заключительная часть

3.


Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

Проводится короткая беседа о том, что дети делали на занятии. Что узнали нового.


Ответы детей, беседа.




2мин.

Рефлексия

Ребята, столяру Ивану пора на работу. Ему очень понравилось у нас в гостях.

А вам понравилось на занятии? Что понравилось больше всего? Что нового вы узнали?


Ответы детей.


2мин.



Сценарий образовательной деятельности по развитию речи

(средняя группа)

Тема: Майские праздники
Тема занятия:
Чтение сказки Г. Цыферова «Муравьишкин корабль».
Автор конспекта:
Тепликина Анжелика Андреевна

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие фольклора, двигательная, речевая.

Цель: Создание условий для формирования интереса детей и восприятию художественных произведений.
Задачи:

Образовательные:
Выяснять возможность детей как создателей сказки с целью дальнейшего их развития и совершенствования.

Развивающие:
Развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемый результат:
Дети с удовольствием слушают произведение, составляют продолжение сказки самостоятельно.
Средства, оборудование, материалы:
- технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: фланелеграф.
- наглядные (демонстрационный материал): изображение муравья, книга.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

1.

Организационный момент

Доброе утро!

Улыбнись скорее,

И весь день сегодня будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, скажем:

«Будьте все здоровы!»


Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту


0.5мин.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Ребята, а какое у нас сейчас время года? А какая сейчас погода на улице? Давайте вспомним, что бывает ранней весной? А если растает снег, что с ним станет? А что можно пускать по ручейкам?  Правильно.
Мы с вами знаем, что кораблики можно смастерить из бумаги, дерева и других материалов. А хотите узнать, из чего построил себе кораблик муравьишка из сказки Г. Цыферова? Для этого нам нужно почитать сказку
 «Муравьишкин корабль».


Ответы детей.



Беседа.


Ответы детей.

1.5мин.

2.

Основная часть

Проектирование

решений проблемной, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности


Чтение сказки Г. Цыферова «Муравьишкин корабль» (не полностью).



Внимательно слушают произведение.



2мин.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Провожу беседу по тексту, задаю вопросы.

Провожу физкультминутку:
А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)
Как вы думаете, чем закончилась сказка?
Хотите сами придумать продолжение сказке?

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

Выполняют физкультминутку.





Ответы детей.


3мин.

Самостоятельное применение нового на практике

Поправляю ребенка, при неправильном произношении слов и фраз, помогаю додумать мысль, развить новую.

Составление продолжения сказки детьми.


9мин.

Заключительная часть

3.


Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

Читаю последнюю часть сказки детям.


Внимательно слушают произведение.




2мин.

Рефлексия

 «Погода настроения».

Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией


Дети выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону, объясняя свой выбор.


2мин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по физическому развитию в средней группе

Технологическая картаОбразовательный квест на основе интеграции различных видов  по физическому развитию в средней  группеТема: «Современное путешествие по сказке Колобок»...

Технологическая карта НОД по развитию речи (средняя группа)

Цель занятия: закрепить представление детей об образе жизни диких животных в зимнее время года....

Технологическая карта ОО "Речевое развитие" в средней группе тема: "Овощи и фрукты"

Закрепление умения детей правильно классифицировать овощи и фрукты, умение описывать форму, цвет, размер, вкус. Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение к...

Технологические карты по речевому развитию в средней группе

Здесь вы найдете готовые технологические карты по развитию речи для средней группы.Чтение сказки Г. Цыферова «Муравьишкин корабль», Насекомые, ЗКР. Первый звук в слове, «Чт...

Технологическая карта по речевому развитию в подготовительной группе «Прогулка в лесу» (рассказывание по картине)

Тема занятия: «Прогулка в лесу» (рассказывание по картине).Образовательная область: речевое развитиеВозрастная группа: подготовительная группаЦель занятия: составление творческих рассказов...

Технологическая карта по речевому развитию в средней группе.

Речевое развитие. Цели,задачи, технологическая карта занятия.Средняя группа.Тема "Дом. Семья"...

Технологическая карта по речевому развитию в старшей группе на тему: Рассказ Н. Д. Калининой «Про снежный колобок»

Тема: Рассказ Н. Д. Калининой «Про снежный колобок»Возраст детей: 4-5 лет.Область: Речевое развитие.Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие&raqu...