лексическая тема музыкальные инструменты
материал по развитию речи

Любимова Инна Геннадьевна

 

 

Лексическая тема музыкальные инструменты 

 

Существительные:

скрипка, аккордион, гитара, бубен, треугольник, рояль, барабан, труба, арфа, пианино; оркестр; скрипач, гитарист, роялист, барабанщик, трубач, пианист, дирижёр, ноты

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_muz_instrumenty.docx414.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Существительные:C:\Users\Lenovo\Downloads\46521d5265414eab5792dc47e75c73f3_big.png

скрипка, аккордион, гитара, бубен, треугольник, рояль, барабан, труба, арфа, пианино; оркестр; скрипач, гитарист, роялист, барабанщик, трубач, пианист, дирижёр, ноты.http://4.bp.blogspot.com/-inFbwCTsoAc/UWEY4adCusI/AAAAAAAACH4/VDuGGJECus8/s1600/%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BA%D0%B8+%D0%BC%D0%B0%D1%83%D1%81+%D0%BD%D0%B0+%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B5.gif

Развитие мелкой моторики

Оркестр

Скрипач – на  скрипке,                                    Загибают по одному пальчику на левой руке,

Трубач – на трубе,                                                      начиная с мизинца.

Пианист – на  пианино,

Барабанщик – на  барабане,

А домбрист – на  домбре:

Весь оркестр играет мне!                       Ладонью правой руки накрыть кулачок левой руки. 

Пианист

Вот какой у нас артист,

Знаменитый пианист!

Заиграет он сейчас,

Пустит всех в веселый пляс!

Пианист Бемоль
В музыке король.
Говорит Бемоль
Ноты как пароль:
«До, ре, ми, фа, соль,
  Принесите соль.
До, ре, ми, фа, соль,
    Посолить фасоль».

 (Пальцы опускаются на стол по порядку – от мизинца к большому – на каждый слог стиха. После каждой строчки -  смена рук.) 

Пальчиковая игра «Веселый оркестр»

Дружно наш оркестр играет

Всё о музыке он знает.

Нежно скрипочка поет,

За собой она зовет.

Трубы громко затрубили,

И тарелки в такт забили

Следом дудочка дудит.

И струна гитар звенит. Барабан вступил, как гром, всех перекрывает он.C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

движения дирижера

имитация игры на скрипке

один кулак около рта, пальцы другой руки

играют

хлопки ладонями

имитация игры на дудочке

имитация игры на гитаре

игра на барабане покрывающие движения ладонями

                      Развитие артикуляционной моторики

«Сказка о весёлом Язычке». Дети сидят за столом, смотрят в зеркало, выполняя упражнения   согласно услышанному тексту и увиденной картинке:

«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?

В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг  («Лопаточка»).

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит  (облизать губы по кругу).

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам  («Часики»).

Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

  А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).

Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).

На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).

Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)

Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).

Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).

Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).

  Развитие общей моторики, координация речи с движением

«Ай ты, дудочка-дуда»

Ай ты, дудочка-дуда,                              Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.

Развесёлая всегда.

Дудка заливается                                    Топают ногами.

Ножки поднимаются.

Пляшем дома и в саду                            Выставляют поочерёдно ногу на пятку.

Под весёлую дуду.

Развитие фонематических представлений

  1. Игра  «Назови в слове первый звук»

Используются картинки по теме «Музыкальные инструменты»: аккордион – [а], гитара –  [гь], рояль –  [р], барабан –  [б], скрипка –  [с], труба –  [т], арфа –  [а], пианино –  [пь], бубен –  [б].

  1. Игра  «Паровозик».

Слоговый анализ слов: скрип-ка, ги-та-ра, ба-ян, ба-ра-бан, дуд-ка, ро-яль, пи-а-ни-но, бу-бен, ак-кор-ди-он, ар-фа, тру-ба. На магнитной доске располагается дидактическое пособие «Паровозик», далее логопед приглашает к доске ребёнка, говорит ему слово и просит разделить слово на части, сколько в слове частей – столько вагончиков к паровозу нужно «прицепить».

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Развитие слухового внимания

Игра «Какой инструмент звучал?» 

Дифференциация музыкальных инструментов: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка. Воспитатель показывает каждый инструмент, дети его называют. Затем за ширмой логопед издаёт звук каким-либо инструментом, а дети должны угадать какой инструмент звучал.

                                          Лексика и грамматика

1) Беседа:  «Музыкальные инструменты», что такое музыкальные инструменты для чего они нужны, музыкальные профессии.

 «Мы с вами только что рассматривали картинки и играли со словами, а как назвать все эти предметы одним словом? (музыкальные инструменты). Скажите,  где используют музыкальные инструменты? (В театре, в опере, в филармонии). Играть на музыкальном инструменте – это искусство, человек осваивает для этого определённую музыкальную профессию. Посмотрите на картинки и назовите правильно каждого музыканта». (демонстрирует картинки с изображением музыкантов: роялиста, трубача, арфиста, пианиста, скрипача).

Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов

А) Первый музыкальный инструмент появился одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек, его тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди, бедру, хлопки в ладоши…). Первую в мире мелодию воспроизвел человеческий голос. А для того, чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то притопывал. В дальнейшем первобытные люди стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой, ударами палкой по корягам, пням (причем стали замечать, что разные по размеру, толщине коряги издают разные по высоте, громкости звуки). Они начали использовать высушенную кожу,

натягивая ее на пустой сосуд. Итак, звуки издавались в результате удара одного предмета о другой.

- Ребята, вы догадались, как назвали эти инструменты?

Дети: Это ударные музыкальные инструменты.

Воспитатель: Какие современные ударные инструменты вы можете назвать?

Выберите картинки с изображением ударных музыкальных инструментов.

Дети: Барабаны, литавры, ксилофон, бубен, треугольники.

(Картинки собираются в отдельную группу)

Б) Много веков назад люди научились пользовать для охоты луком и стрелами. И вот однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, — и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию.C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

- Ребята, посмотрите на картинки и найдите музыкальный инструмент, который похож на лук с тетивой.

Дети: Это арфа.

Воспитатель: Правильно, это арфа. Арфа стала первым инструментом, у которого

были струны. Назовите современные музыкальные инструменты, у которых есть струны.

Дети называют музыкальные инструменты с опорой на картинки (скрипка, контрабас, виолончель, альт, гитара).

Воспитатель: Как можно назвать все эти инструменты, если у них есть струны?

Дети: Это струнные инструменты.

Воспитатель: А что еще необходимо для игры на скрипке, виолончели, альте,контрабасе?

Дети: Нужен смычок.

Воспитатель: Правильно. Это струнные смычковые музыкальные инструменты.

Но для каждого из этих инструментов нужен свой специальный смычок.

Упражнение: « Какой это смычок?»

Альт – альтовый смычок

Скрипка – скрипичный смычок

Виолончель – виолончельный смычок

Контрабас – контрабасовый смычок

Воспитатель: Для игры на арфе, гитаре, балалайке не требуется смычок. Музыкант перебирает струны пальцами, как будто их пощипывает (щиплет), отсюда и название этих музыкальных инструментов – струнные щипковые

(Картинки собираются в отдельную группу – струнные музыкальные инструменты)

В) Первобытные люди изобрели не только ударные, струнные музыкальные инструменты, они также заметили, можно извлекать звук, подув в стебель тростника, камыша или в рог животного. Звучать трубку заставляет колеблющийся в ней воздух. Позднее человек просверлил в трубке отверстия и стал извлекать различные звуки — низкие и высокие.

Так появились духовые музыкальные инструменты.

Материалом для них были стебли тростника, камыша, толстые птичьи перья, даже раковины, а позже - дерево и металл.

- Посмотрите на картинки, назовите и выберите духовые музыкальные инструменты.

Дети называют и отбирают картинки с изображением духовых музыкальных инструментов.C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Воспитатель: Если вы посмотрите на все эти инструменты, то вы заметите, что их можно разделить на две группы. Первая группа – это инструменты, которые делали из разных

видов дерева – деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот). Вторая группа – это музыкальные инструменты, которые изготовляли из меди – медные духовые инструменты (труба, валторна, туба, тромбон).

Г) Детям предлагается рассмотреть картинки с изображение рояля и пианино.

И рояль и пианино можно назвать одним словом – фортепиано (форте – громко, пиано – тихо). Это клавишно-ударные музыкальные инструменты.

Играя на этих инструментах, музыкант нажимает на клавиши. Они приводят в движение молоточек, который ударяет по струнам, спрятанные за крышкой инструмента. Отличие: у рояля – струны расположены горизонтально, у пианино – вертикально.

Игра «Назови музыкальную профессию»

На рояле  – роялист

На пианино – …                            На гармони – …

На гитаре – …                              На баяне – …

На барабане – …                          На скрипке – …

На трубе – …                               На балалайке – …

Когда все музыканты собираются вместе и начинают играть, то,  как это назвать одним словом? (Оркестр). Но чтобы музыка звучала красиво, в оркестре есть человек, который руководит игрой каждого музыканта. Сам он не играет на музыкальном инструменте, он стоит за пультом, перед ним ноты, в руках дирижёрская палочка. Как называется этот человек? (Дирижёр).

Игра «Исправь ошибку Незнайки».

Вы знакомы с Незнайкой. Он всегда ошибается, потому что ничего не знает. Я сейчас буду говорить вам то, что сказал Незнайка, а вы исправьте его ошибки и скажите правильно.

Скрипач играет на трубе.

Пианист играет на барабане.

Барабанщик играет на балалайке.

Баянист играет на гитаре.

Гитарист играет на баяне.

Закрепление названий музыкальных профессий. На музыкальных инструментах играют и мужчины, и женщины. Нужно правильно назвать музыканта, в зависимости от того, женщина это или мужчина. Становитесь в круг, я,  бросая мяч,  называю музыканта – мужчину, а кто поймал мяч  называет музыканта – женщину.

Он виолончелист, а она  виолончелисткаC:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Он пианист, а она  …

Он гитарист, а она …

Он баянист, а она …

Он скрипач, а она …

Он барабанщик, а она …

Дидактическая игра «Назови одним общим словом»

Гитара, пианино, балалайка, скрипка, труба, баян, барабан, рояль  –  это (что?)

Дидактическая игра «У меня есть, а у тебя нет»

У меня есть гитара,  а  у тебя нет гитарыhttp://3.bp.blogspot.com/-6bSPwdpR4D0/UWEYeBBQRmI/AAAAAAAACHw/uuLzyj2W8zs/s200/%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA.jpg

У меня есть барабан, а  у тебя нет …

У меня есть баян, а  у тебя нет …

У меня есть скрипка, а  у тебя нет …

У меня есть балалайка, а  у тебя нет …

Дидактическая игра «Великан и Гномик»

У Великана балалайка, а у Гномика … (балалаечка)

У Великана скрипка, а у Гномика …

У Великана дудка, а у Гномика …

У Великана барабан, а у Гномика …

Дидактическая игра «Сосчитай до 5»

Одна скрипка, две … три … четыре … пять …

Один рояль, два … три … четыре … пять …

Запомнить: одно пианино, два пианино, три пианино, … пять пианино (не склоняется)

Дидактическая игра « Найди на картинке музыкальный инструмент» как  он называется  и кому он нужен, подпиши и раскрась (карточка)*

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Развитие зрительного внимания

Игра «Найди и назови музыкальный инструмент» 

(наложенные силуэты)

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/gitara.png

Дети должны назвать гитару.

Чтение рассказов и сказок о музыкальных инструментах:

1.Братья Гримм « Бременские музыканты»

2.Сказка Т.Боровик «Для Всякого Случая»

3.Казахская сказка «Мастер Али»

4. Рассказ К.Паустовского «Старый повар»

5. Книга о совести. Часть : Красота радость жизни. Человек это сила духа. «Сколько же здесь свирелей»

6.Эди Огнецвет «Дудка» «Бубен», Цимбалы» «Скипка»

 7.В Семерин «Музыка всюду живет»

8. Ю. В. Гурин «Музыкальная кошка»

                               

Тексты для пересказа

Сколько же здесь свирелей!


  Двенадцатилетний Николай пас корову. В горячий летний день, когда все вокруг пытается спрятаться от жары, Николай сел под вербой. Он увидел на зеленой траве палочку из бузины.
  «Из нее же свирель можно сделать»,— подумал мальчик.
  Он выровнял концы палочки, прочистил сердцевину, просушил ее на горячем ветру.
  Зазвучала тихая мелодия. Это была песня о солнечном летнем дне, голубом небе, песне жаворонка.
   Николай посмотрел вокруг себя, и ему показалось, что все стало красивее: и верба, что склонилась над прудом, и зеленый луг, и цветок ромашки.
      Приближался вечер. Николай погнал корову домой. Над прудом он увидел большой куст бузины. Куст был ветвистый, тонкий, гибкие ветки дрожали от легкого вечернего ветра.
   «Сколько же здесь свирелей!» — подумал Николай. Он подошел к бузинному кусту, притронулся к ровной гибкой ветке. Ему показалось, что ветка запела,
 заиграла.
    Мальчик стоял над прудом, прислушиваясь к волшебной музыке.

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Гурин Ю.В. «Музыкальная кошка»

Закончи фразу:

— Слова мы записываем буквами, а мелодии — …
— Цветы поливают, а животных — …
— У людей имена, а у животных — …
— У человека руки и ноги, а у кошки — …
— Кошки покрыты шерстью, рыбы — …, птицы — …
— Дома рыбок держат в аквариуме, а птиц — …

Старый повар. Константин Паустовский

   В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.

Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

— Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом

и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Музыка всюду живет

Автор:  Вадим Семернин

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает из сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода-
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!

Тихие слезы свои
Ива роняет у брода…
Только приветствую ночь соловьи.
Звоном ветвей,

Песней дождей
Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.

Соловушкина флейта

Немного дней таких в году
В начале самом лета,
Когда играет нам в саду
Соловушкина флейта.

Пускай не видели певца,
Хотя кругом смотрели,
Но льются, льются без конца
Соловушкины трели!

И каждый вечер при луне
Звучит напев чудесный…
Но вдруг замолкнут в тишине
Соловушкины песни.

Придется нам с тобою ждать
До будущего лета,
Когда вернется к нам опять
Соловушкина флейта

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Музыка

Так было: весна голубела,

И женщина древних веков

Огонь разводила и пела

Под щелканье шустрых щеглов.

Была у забавы – синицы

Подслушана дробная трель, -

Петь так же искусно, как птицы,

Заставили люди свирель…

Я понял: из голоса ветра,

Где плещется в берег волна,

Возникла та музыка щедро,

Что в залах концертных слышна!

Уж с музыкой нам не проститься…

А в том и ее красота,

Что в музыке – ветер, и птица,

И волны, и женщина та…

Загадки о музыкальных инструментах для дошкольников с ответами

***

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый…
(Барабан)

***

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш…
(Баян)

***

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь)

***

Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем…
(Гитарой)

***

Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? …
(Рояль)

***

Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое…
(Пианино)

***Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.

В джазе самый первый он,
Серебристый…
(Саксофон)
C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

***

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…
(Скрипка)

***

Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их – не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают…
(Тарелки)

***

Он похож на погремушку,
Только это – не игрушка!
(Маракас)

***

Деревянный духовой,
Не кларнет и не гобой,
Низким голосом поёт,
Называется…
(Фагот)

***

Деревянные ладошки,
А звучат, как будто ложки.

Ну–ка дайте мне ответы,
Что же это?
(Кастаньеты)

***

Отпускаем молоточки,
На железные листочки
И летит весёлый звон.
Что звенит?
(Металлофон)

***

Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт!
(Труба)

Стихи про музыкальные инструменты

АРФА

Арфа – как будто улыбка кита.
Всех удивляет ее красота!
Струны – как сотня китовых усов,
Дивно поющих на сто голосов.
Скрыты в них звуки подводных миров:
Крики дельфинов, русалочий зов,
Шелест прозрачных медуз в глубине,
Бульканье раковин где-то на дне,
Всплески воды о коралловый риф,
Рокот штормов и спокойный отлив.

ПЕРВЫЙ ЗВУК

Далекий предок арфы – лук.
Хотя поверить в это трудно,
Но тетивы дрожащей звук
Был самым первым звуком струнным.

И в тот коротенький момент,
Когда стрела слетала с жилы,
Как музыкальный инструмент
Стрелку оружие служило.

Но вряд ли в наши времена
Мы грозный лук узнаем в арфе,
Когда находится она
В руках прелестной дамы в шарфе.

АККОРДЕОН

Мой дед вдвоем с аккордеоном
Ушел сражаться на войну.
Мой дед вдвоем с аккордеоном
Бывал в атаке и в плену,

Мой дед вдвоем с аккордеоном
Серьезно ранен был не раз,
Мой дед делил с аккордеоном
Тоску по дому в горький час.

Они вдвоем окопы рыли
И брали вражеский Берлин.
Они везде друг с другом были
Неразделимы, как один.
C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Вдвоем отметили победу,
Вдвоем вернулись в отчий дом
И ордена, что дали деду,
Носили с гордостью вдвоем!

БАРАБАН

Вот африканский барабан,
Потертый, темнокожий.
Когда-то бил в него шаман
В пылу священной дрожи.

Звал этот страшный людоед
В цветной зловещей маске
Загробных духов на обед
И бешеные пляски.

А над костром дымился жбан
Кошмарнейшего супа –
Недаром с виду барабан,
Как ведьминская ступа.

БУБЕН

Где-то среди многолюдного гама
Рядом с бродячей цыганской арбой
Пляшет цыганка, бубновая дама,
Бубном красиво тряся над собой.

Бубен дрожит, бубенцами сверкает,
Звякает, словно монетным дождем.
Это он публике так намекает:
«За представление денежек ждем!»

БАЛАЛАЙКА

Нет в деревне хохотушки
Озорнее балалайки –
Целый день бренчит частушки
Или громко травит байки.

Балагурка, веселуха,
Так вытренькивает звонко,
Что и древняя старуха
Скачет с ловкостью бельчонка!

Ну, а если громко вторят
Ей гармошка и жалейка,
Всю деревню раззадорит
Их шальная шайка-лейка.

ВОЛЫНКА

Волынка блеет, как овечка
На вольном пастбище в горах,
Где по камням струится речка,
Сбегая вниз на всех парах.

Есть у нее мешок и трубки,
Чтоб выдувать красивый звук.
Она идет к шотландской юбке,
В которой ходят вместо брюк.

ВАЛТОРНА

У меня в руках валторна,
Я трясу ее упорно,
Потому что у валторны
Звук нечаянно заглох.

Извиваясь при дуденьи
Он попал в хитросплетенье
Слишком тонких медных трубок
И застрял там, как горох.

ВИОЛОНЧЕЛЬ

Она как истинная дама
На шпильке тоненькой стоит.
При этом спину держит прямо,
Приняв слегка наклонный вид.

Всегда в объятьях кавалера,
Всегда на чьем-нибудь плече,
Она прелестна, как Венера
При первом солнечном луче.

А если в зале гасит свечи
Пришедший с улицы сквозняк,
Любой поклонник ей на плечи
Готов накинуть свой пиджак.

ГУБНАЯ ГАРМОШКА

Губная гармошка
Мяучит, как кошка,
Которую вдруг
Потянули за ус.

Протяжно урчит
И мурлычет немножко,
Когда исполняет
Для публики блюз.

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

ГИТАРА

Порой гитара пахнет лаком
И струн упругих новизной,
Но всех приятнее однако
Мне аромат совсем иной –

Тот, что живет в гитаре старой,
Пропахшей хвоей и листвой,
Когда витает над гитарой
Дымок походный, костровой,

Когда она в себя впитала
Туман извилистой реки
И потому звучнее стала,
Годам прошедшим вопреки.

ГОНГ

На концерте не уснуть,
Если есть в оркестре гонг:
Колотушкой громко в грудь
Бьет себя он, как Кинг-Конг!

ДОМРА

Не путай домру с балалайкой,
Тем самым музыке грубя,
Иначе кто-нибудь с Незнайкой
Однажды спутает тебя!

Хотя они родные сестры,
Но внешний вид у каждой свой:
У балалайки кузов острый,
У домры – плавный, круговой.

Они похожи голосами
И могут родственно звучать,
Но если слушать их часами,
То будешь с лету отличать!

ДУДОЧКА

Когда сломаешь удочку
Для ловли пескарей,
Пойди и сделай дудочку
Из удочки скорей –

Веселую, певучую,
Как скворушка в саду,
Чтоб ивушку плакучую
Утешить на пруду.

ЗИМНЯЯ ШАРМАНКА

Шарманка привыкла
К езде на колесах.
Но выпал на улицы снег
И занес их.

Настала зима.
И бродячей шарманке
Пришлось перебраться
С тележки на санки.

А старый шарманщик,
Надев рукавицы,
С нее отряхает
Снежинок крупицы

И ручку на холоде
Крутит быстрее,
Озябшее тело
Под музыку грея.

ПИАНИНО

Загрустило пианино
Школьное, старинное,
Что давно не видно Инны
С Катей и Кариною.

Не слыхать вокруг Ахмета,
Леры, с Вероникою –
Все разъехались на лето,
Вышли на каникулы.

Не шумят Синицын Вася
И Витёк Анисимов.
Безо всех так тихо в классе!
Просто пианиссимо…

СТАРЫЙ РОЯЛЬ

Один рояль давным-давно
Работал в кинозале –
Его озвучивать в кино
Немые фильмы взяли.

Весь день играя без свечей
В скупом экранном свете,
Запомнил вплоть до мелочей
Рояль все фильмы эти.

И переняв оттуда нрав
У чудака-растяпы,
Стоял он, крышку приподняв,
Как Чарли Чаплин – шляпу.

КЛАВЕСИНC:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Чудесен голос клавесина,
Как башмачок из хрусталя,
Что потерялся ночью синей
На торжестве у короля.

В нем прелесть сказочного бала,
Старинных танцев дивный звук.
Как жаль, что это все пропало
По волшебству чьему-то вдруг.

Уже давно пером гусиным
Никто не пишет новых пьес
Для бальных танцев с клавесином,
К несчастью принцев и принцесс.

СКРИПКА

Приставив скрипку к подбородку
Скрипач ноктюрн играет нам,
Слегка качаясь, будто в лодке,
Плывущей в море по волнам.

Волнуясь, льется песня скрипки,
Внушая трепетный настрой,
А мы в ней плещемся, как рыбки,
И наслаждаемся игрой.

ДОМАШНИЙ КОНЦЕРТ

Маме сказала соседка-придира,
Лоб остужая о грелку со льдом:
«Хриплые скрипы из вашей квартиры
Сводят с ума постоянно весь дом!

Может, у вас там не смазаны двери?
Или диван отрухлявел, как пень?
Или какой-нибудь тигр в шифоньере
Громко когтями скрежещет весь день?»

Мама всплеснула руками: «Ну что вы
Сердитесь, как Карабас-Барабас?!
Это же музыка нашего Вовы!
Хочет освоить малыш контрабас».

СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА

Я пропустил сегодня школу,
На все уроки опоздал,
И даже тренер по футболу
Меня напрасно час прождал.

Нет, никаких со мной аварий
На полдороги не стряслось –

Я слушал скрипку на бульваре,
И время вихрем пронеслось!

Она так счастливо звучала,
Как будто много сотен лет
В футляре запертом скучала
И снова вырвалась на свет.

А я стоял окаменело
На тротуаре рядом с ней,
Пока внезапно не стемнело
И не зажег бульвар огней.

ТУБА

Познакомьтесь, это туба,
Великанша в мире труб.
Как в дупле большого дуба
В глубине темно у туб.

Так что если в тубу губы
Не трубили года два,
То внутри у этой тубы
Поселяется сова

И оттуда с видом ноты,
Неизвестной трубачам,
На мышиную охоту
Вылетает по ночам.

ЛОЖКИ

Есть ложки для каши
И есть для варенья,
Которые кормят
Вкуснятиной нас.

А есть для веселья
И для развлеченья,
С которыми люди
Пускаются в пляс!

Они не для гречки,
Они не для риса,
Не любят, чтоб супом
Их пачкали зря,

Плохие хозяйки,
Но что за актрисы!
Как щелкают ловко
В руках ложкаря!

ЧЕЛЕСТА

Представьте букет
Для прекрасной невесты.
Звенит миллион
Колокольчиков в нем.

И если коснетесь
Вы клавиш челесты,
Раздастся такой же
Пленительный звон!
C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

В ее голосок
Влюблены все на свете,
И даже Чайковский
Влюбился в него

Он звоном челесты
Озвучил в балете
Танцующей феи Драже
Волшебство.

ГУСЛИ

Если мог бы в наше время
Заглянуть гусляр Садко,
Долго он чесал бы темя,
Сомневаясь глубоко:

«Не пойму я, это Русь ли,
Где во время всех пиров
Добрый люд плясал под гусли
Даровитых мастеров?

Или это край заморский,
Чужедальний и чудной,
Где родной земли – ни горстки,
Ни щепоточки одной?

Не умеют чин по чину
Тут закатывать пиры,
И везде тоска-кручина
Здесь без гусельной игры.

На столе фазан ли, гусь ли –
Пир не яствами хорош,
А застольным певом гуслей,
Что бросает в пляс и в дрожь!»

БАЯН

Баянист развлечься хочет,
За бока баян берет
И щекочет их, щекочет –
Отдышаться не дает!

Кнопки пальцами считает
Раздвигает плавно мех,
И оттуда вылетает
Музыкальный,
Звучный смех.

КОНЦЕРТИНА

На гусениц похожа
Гармошка-концертинка.
Ползет, на пузе лежа,
К друзьям на вечеринку.

То выгнется красиво,
То крепко тельце съежит,
Хотя не ест крапивы
И кочанов не гложет.

Но любят все за это
Ее еще сильнее!
И весело куплеты
Поют в дуэте с нею.

ЛИТАВРЫ

Вот на сцене музыкальной
Пять котлов стоят рядком.
Отразился в них зеркально
Весь оркестр целиком:

Контрабасы, трубы, скрипки,
Флейты, арфа и рояль,
Даже зрителей улыбки
И рядов последних даль!

Вот как выглядят литавры,
А звучат, как сильный гром,
Или топот динозавра
Где-то рядом, за бугром.

КЛАРНЕТ

Однажды Карла изнутри
Вдруг совесть покарала,
И Кларе Карл сказал: «Бери
Назад свои кораллы!

Зачем коралловый браслет
Мне в бархатном футляре?
Верни мне лучше мой кларнет, —
Сказал он робко Кларе. –

Сто лет на нем я не играл!
А ты сто лет играла!
Вернул тебе я то, что крал,
И ты верни, что крала!»

Сказать решила Клара «нет»
Кораллы взяв сначала,
Но ей во рту мешал кларнет,
И Клара промолчала.

ФАГОТC:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

Федот у Глафиры
Похитил сапфиры.
Глафира взяла
У Федота фагот.
Была в Новый год
Без сапфиров Глафира,
Федот без фагота
Грустил в Новый год.

КАСТАНЬЕТЫ

Когда под гитару танцует испанка,
То нет ничего музыкальней вокруг,
Чем двух каблуков удалая чеканка
И двух кастаньет озорной перестук.

В порывистом танце звучат кастаньеты,
Как быстрое щелканье рачьих клешней,
И вместо колечка на палец надеты,
Чтоб танец задорнее стал и слышней.

По форме, как две половинки каштана,
Дощечки зажатых в руке кастаньет,
Но я «каштаньетами» звать их не стану,
А то заругает меня логопед.

ОРГАН

Почетная должность – играть на органе
Своими руками, своими ногами!

Орган –это музыки пышный дворец.
Органную музыку слышит Творец

И благословляет под это звучанье
Кого на крещенье, кого на венчанье.

И ангелы любят послушать орган,
Особенно дорог им Бах Иоганн –

Один на плечо тебе сядет, как птаха,
И просит: «Сыграй нам, пожалуйста, Баха?»

МАНДОЛИНА

В Италии, в Италии
Есть город на воде,
Там все дома по талию
Затоплены везде.

Там стаи голубиные
С ладоней хлеб клюют,
И всюду лодки длинные
По улицам снуют.

А каждой лодкой узенькой
Там правит рулевой
И по дороге музыкой
Нас балует живой.

Стоит он с мандолиною
На краешке кормы,
И песенкой старинною
Баюкаемся мы.

САКСОФОН

Причудливо загнут внизу саксофон –
Не выдумать формы красивей –
Как будто бы свесился с ветки питон
И замер в изящном извиве.

А музыка, как продолженье его,
Скользит с грациозностью змея.
И нет равнодушного к ней никого,
И все околдованы ею.

КСИЛОФОН

Мне мостик через речку
Напомнил ксилофон,
Где в ряд лежат дощечки,
И свой у каждой звон.

Дрожат они легонько
На стареньких гвоздях,
Когда колотят звонко
В них палочки дождя.

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

ФЛЕЙТА

О, чудесный голос флейты,
До чего же ты хорош,
Если даже лютых змей ты
Крепко за душу берешь!

Смело вьешь из них веревки,
Одурманиваешь так,
Что кивают хладнокровки,
Головами точно в такт.

И трясясь в змеином брейке,
Капюшоны распустив,
До упаду пляшут змейки
Под волнующий мотив.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПИЛА

Пила – рабочий инструмент.
Захочешь – свалит елку,
Скамейку выпилит в момент,
Скворечник или полку.

Все без единого сучка,
Без щепки пустячковой!
А вот в компании смычка
Пила – предмет смычковый.

Она народный инструмент,
Который без ошибки
Сыграет Моцарта в момент
Ничуть не хуже скрипки.

Нигде ни нотки не соврет
И двигается гибко,
Пока смычок не отберет
Завистливая скрипка.

ВАРГАН

Вот шаман якутский старый
Крепко сжал в зубах варган:
Тренькнул – ветер дунул ярый,
Бренькнул – взвился ураган!

Бурю быстренько сварганил,
Снеговой намел курган –
Пошумел, похулиганил
И в карман убрал варган.

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

ПОРТРЕТ С ЛЮТНЕЙ

Герой старинного портрета,
В обнимку с лютней вы сидите
И, как в окошечко кареты,
На мир задумчиво глядите.

А если б вы сейчас ожили,
То, кружевной тряхнув манжетой,
Тогда бы всех обворожили
Своей игрой на лютне этой.

И веселей бы стало, людней
У вас в картинной галерее,
Где все, заслушиваясь лютней,
Рвались похлопать вам скорее,

И без конца дарили розы,
Беря автографы при этом!
Но, к сожаленью, смена позы
Непозволительна портретам.

ГОРН

Горн блестящий пионерский –
Голос детства моего!
И сегодня просто зверски
Я скучаю без него:

По тому, как он задорно
В летнем лагере гудел,
Как сверяли мы по горну
Распорядок разных дел,

Как сдувал он нас с постелей,
На линейку созывал,
Как обедать мы летели,
Если горн сигнал давал,

Как по-дружески покорно
Исполняли клич любой
Гордо поднятого горна
К нежной выси голубой!

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

ГАРМОШКА

Возмущается гармошка:
«Больше нету сил терпеть,
Как дурацкая застежка
Не дает мне песни петь!

Не пускает растянуться,
Развернуть длину свою.
Помогите расстегнуться!
Разрешите, я спою!»

ТАРЕЛКИ

Какое блаженство – стучать по тарелкам!
Лупить по большим и дубасить по мелким!
Чтоб стены бетонные в зале дрожали!
Чтоб зрители на пол со стульев съезжали!
Чтоб воздух искрился разрядами тока,
Не выдержав мощи тяжелого рока!

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Посреди небесной сини,
Там, где купола янтарь,
В колокольной паутине
По веревкам бьет звонарь.

Сложной сетью управляет
Со сноровкой паука,
Землю с Пасхой поздравляет,
Оглушая облака!

Крепко держит он в охапке
Мощный хор колоколов
И сшибает звоном шапки
Там внизу с людских голов.

МАРАКАСЫ

Ах, какие выкрутасы
Могут делать маракасы!
Я бы ими тряс, и тряс, и
Тряс, и тряс, и тряс, и тряс!

Их приятный шум сыпучий
На любой годится случай –
И для пенья, и для пляса
Он подходит в самый раз.

Ну, а если маракасы
Расписать, как две мордасы,
И веселые гримасы
Сделать красками на них,

Сразу станут маракасы,
Как смешные лоботрясы
С головами из пластмассы
Или тыковок сухих.

ДИДЖЕРИДУ

Росла в австралийском лесу диджериду,
Не зная про свой уникальный вокал,
Была эвкалиптом, раскидистым с виду,
И зеленью сочной кормила коал.

Но стал угощеньем голодным термитам
Густой эвкалипт со злосчастной судьбой,
И те пообедали им с аппетитом,
Оставив проеденной полой трубой.

Однако один из туземцев-бушменов,
Скача на своем ездовом кенгуру,
Заметил гигантскую дудку-полено
И сразу же кенге скомандовал: «Тпру!»

C:\Users\Lenovo\Downloads\img2.jpg

На силу довез он до дома находку,
Почистил, покрасил и воском натер.
Теперь вот сидит и гудит ей в охотку
Для братьев туземных своих и сестер.

И даже туристов ведут к нему гиды,
Ведь нет впечатлений острей и свежей,
Чем хрип исполинской трубы-диджериду
И этот чудной австралийский ди-джей.

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/gitara.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР и стёртой дизартрией по лексической теме "Профессии. Инструменты"

В занятии представлены разнообразные приёмы коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией. Постоянная смена различных видов деятельности позволяет поддержива...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»

 На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме "Музыкальные инструменты"

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме "Музыкальные инструменты"...

Конспект музыкального занятия по лексической теме «Музыкальные инструменты» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Данный конспект может быть полезен в работе с детьми компенсирующей направленности. В работе его могут использовать музыкальные  руководители, не зависимо от стажа и квалификационной категории. Н...