«Дифференциация звуков [C-Ш]»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Развивать подвижность артикуляционного аппрата. Закреплять правильное произношение звуков. Формировать контроль за собственной речью. Воспитывать положительную мотивация к учебной дейтельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 103.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
«Дифференциация звуков [C-Ш]»
Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- Закреплять правильное произношение звуков [С] и [Ш]
- Дифференцирование звуков [С] и [Ш] в слогах, словах.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речевое дыхание;
- Развивать мелкую и артикуляционную моторики;
- Развивать фонематический слух и слуховое внимание;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
- Формировать контроль, за собственной речью;
- Воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование:
Картинки с изображениями Свистуна и Шептуна, листики деревьев на веревочке, мяч, картинка «Лабиринт», простой карандаш, наклейки.
Ход занятия
№ | Этап занятия и его задача /деятельность логопеда | Примечание (пособия, картинки, речевой материал и пр.) | Время |
Предварительная работа | Проводилась 1.артикуляционная гимнастика 2. постановка звука С, Ш 3. автоматизация звука С, Ш 4. дифференциация звуков С-Ш – в прямых, в обратных слогах; в прямых и обратных слогах с течение согласных. | ||
I | Организационный момент | ||
Логопед: - Сегодня, к нам в гости пришли два мальчика, а зовут их Свистун и Шептун. - Ты знаешь этих мальчиков? Давай с ними познакомимся, хорошо? | Картинки с изображением мальчиков. | 1 мин. | |
II | Основная часть | ||
1. | Игра «Дует ветер» (Цель: развитие речевого дыхания) Логопед: - Какое сейчас время года? (Осень.). Свистун и Шептун принесли нам листочки из леса. Логопед: - Мы с тобой сейчас подуем на опавший листочек (берет со стола листочек на ниточке). Носом делаем вдох, через рот – дуем на листочек, щёки не раздуваются, дуть надо сильно, но не шумно. Ребенок выполняет. | Бумажные листочки на ниточке. | 1-2 Мин. |
2 | Уточнение артикуляционных укладов. (Цель: развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов) Логопед: - Свистун просит тебя показать, как нужно правильно делать упражнения, чтобы язык стал послушным, а речь красивой. Для этого нужно выполнить маленькие упражнения:
(удерживать сильно растянутые губы в улыбке)
(широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать несколько секунд) Логопед: - Шептун тоже хочет с тобой поиграть.
(лыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)
(Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба)
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону) | Логопед ставит перед ребенком индивидуальное зеркало, побуждает сделать ряд артикуляционных упражнений (если надо, логопед показывает необходимую артикуляционную позу).
Улыбается щенок, зубки на показ Я бы точно так же смог. Вот, смотри, сейчас!
Устала собачка, и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит. И снова собачка за кошкой бежит.
Язычка загнем края, Делай так же как и я. Язычок лежит широкий. И, как чашечка, глубокий
Будет наш язык маляр, Он нисколько не устал. Красим небо, облака, Маляра жизнь не легка. Постарайся ты дружок, И покрась весь потолок.
Мы сегодня ели Вкусное варенье, А теперь по кругу Мы оближем губы. | 2-3 мин. |
3. | Уточнение произношения звука [С] [Ш] Логопед: У Свистуна для нас есть подарок. Что он принес? Это чайник! Какой звук издает наш чайник, когда он кипит? (с-с-с-с) Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха. Логопед: У Шептуна тоже что-то в руках. Это змея! Какой звук издает змейка? (ш-ш-ш-ш) Губы вытянуты бубликом (рупором). Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха. | Опорные картинки: чайник, змея (если струя не кажется холодной, для сравнения произносим звук Х) | |
4. | Игра « Песенка» (Цель: дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах) Свистун очень понравилось, как ты произносил звук [С], что он даже запел свою песенку, давай будем петь вместе с ним: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Логопед: Шептуну, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши. Логопед: А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось: Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши. Какие разные у нас получились песенки! | 1-2 Мин. | |
5. | Игра: «Замена» (с мячом) (Цель: Отработать произношение звуков [с-ш] в словах) Логопед: - Свистун и Шептун хотят с тобой поиграть. Я буду называть тебе слово со звуком [С], а ты должен поменять его на звук [Ш]. Логопед: - Молодец, а теперь наоборот. Я буду называть слова со звуком [Ш], а ты должен поменять их на звук [С]. | Сутки-шутки Скала-шкала Споры-шпоры Сок-шок Стиль-штиль Машка-маска Башня- басня Крыша- крыса Каша-касса Плюш-плюс | 3-4 Мин. |
6. | Дидактическая игра «Поймай звук» (Цель: Развивать фонематический слух и слуховое внимание) Логопед: - Наши друзья Свистун и Шептун, захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если в слове есть звук [С], а если услышишь звук [Ш]-потопай ногами. | Называются слова: мишка, маска, сын, сабля, машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки | 2-3 Мин. |
7. | Физкультминутка. | Вот окошко распахнулось (руки развести в стороны; Вышла кошка на карниз (имитация грациозной походки кошки); Посмотрела кошка вверх (посмотреть на верх); Посмотрела кошка вниз (посмотреть вниз); Вот налево повернулась (повернуть голову к левому плечу); Проводила взглядом мух (к правому плечу, «проводить» взглядом мух); Потянулась, повернулась и уселась на карниз. (сесть на свое место) | 2 мин |
8. | Игра «замени по образцу» (Цель: дифференциация [С-Ш] в словах) Логопед: а теперь давай поиграем, еще в одну игру. Логопед: Молодец! | Ребенок выполняет задание (можно тоже с мячом) Ты носишь – я ношу Ты спешишь – Ты спишь – Ты рисуешь – Ты сыплешь – Ты сеешь – Я ношу – ты носишь Я прошу – Я спешу – Я сплю – Я рисую – Я сею – Я сыплю – | 2-3 Мин. |
9. | Игра «Лабиринт» (Цель: Развитие мелкой моторики) Логопед: - Наши друзья хотят домой, но не знают, как добраться домой. Помоги им найти дорогу домой. | Ребёнок карандашом проводит линию по дорожке. | 1-2 Мин. |
III | Подведение итогов занятия | ||
10 | Логопед: - Какой ты молодец! - Вот и пришло время, говорить «до свидания» нашим друзьям Свистуну и Шептуну. Им пора домой. - Тебе понравилось играть со Свистуном и Шептуном? - Им тоже с тобой понравилось! - Ты закреплял произнесение очень важных звуков. Каких? Ребенок. С-с-с., Ш-ш-ш. | Раздача поощрительных призов (наклейки). | 2-3 Мин. |
Используемая литература
1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. —
2. Спивак Е.Н. Звуки С,Сь,3,Зь,Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей . Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М. «Издательство «Гном и Д», 2005
3. Т.С.Перегудова, Г.А.Османова «Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков [ж][ш]:Логопедам практикам и заботливым родителям.-СПб.:КАРО,2015.-96с.+8 с. цв. вкл.-(«Серия популярная логопедия».
5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2013/04/04/differentsiatsiya-zvukov-s-i-sh
6.http://ds35ach.ucoz.ru/attestazia/Glugan/artikuljacionnaja_gimnastika_po_vidam_zvukov.pdf
Фото наглядности с названиями
Игра «Лаберинт» Игра «Дует ветер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...