«Дифференциация звуков [C-Ш]»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Баркова Валентина Михайловна

Развивать подвижность артикуляционного аппрата. Закреплять правильное произношение звуков. Формировать  контроль за собственной речью.  Воспитывать положительную мотивация к учебной дейтельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx103.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 «Дифференциация звуков [C-Ш]»

Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  2. Закреплять правильное произношение звуков [С] и [Ш]
  3. Дифференцирование звуков [С] и [Ш] в слогах, словах.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать речевое дыхание;
  2. Развивать мелкую и артикуляционную моторики;
  3. Развивать фонематический слух и слуховое внимание;

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
  2. Формировать контроль, за собственной речью;
  3. Воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование:

Картинки с изображениями Свистуна и Шептуна, листики деревьев на веревочке, мяч, картинка «Лабиринт», простой карандаш, наклейки.

                                                    Ход занятия

Этап занятия и его задача

/деятельность логопеда

Примечание

(пособия, картинки, речевой материал и пр.)

Время

Предварительная работа

Проводилась 1.артикуляционная гимнастика

2. постановка звука С, Ш

3. автоматизация звука С, Ш

4. дифференциация звуков С-Ш – в прямых, в обратных слогах; в прямых и обратных слогах с течение согласных.

I

Организационный момент

Логопед: - Сегодня, к нам в гости пришли два мальчика, а зовут их Свистун и Шептун.

- Ты знаешь этих мальчиков? Давай с ними познакомимся, хорошо?

Картинки с изображением мальчиков.

1 мин.

II

Основная часть

1.

Игра «Дует ветер»

(Цель: развитие речевого дыхания)

Логопед: - Какое сейчас время года? (Осень.).

Свистун и Шептун принесли нам листочки из леса.

Логопед: - Мы с тобой сейчас подуем на опавший листочек (берет со стола листочек на ниточке). Носом делаем вдох, через рот – дуем на листочек, щёки не раздуваются, дуть надо сильно, но не шумно.

Ребенок выполняет.

Бумажные листочки на ниточке.

1-2

Мин.

2

Уточнение артикуляционных укладов. (Цель: развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов)

Логопед: - Свистун просит тебя показать, как нужно правильно делать упражнения, чтобы язык стал послушным, а речь красивой. Для этого нужно выполнить маленькие упражнения:

  • Улыбка

 (удерживать сильно растянутые губы в улыбке)

  • Лопата

(широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать несколько секунд)

Логопед: - Шептун тоже хочет с тобой поиграть. 

  • Чашечка

(лыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

  • Маляр

(Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба)

  • Вкусное варенье

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону)

Логопед ставит перед ребенком индивидуальное зеркало, побуждает сделать ряд артикуляционных упражнений (если надо, логопед показывает необходимую артикуляционную позу).

  • Улыбка

Улыбается щенок, зубки на показ

Я бы точно так же смог.

Вот, смотри, сейчас!

  • Лопата

Устала собачка, и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит.

И снова собачка за кошкой бежит.

  • Чашечка

Язычка загнем края,

Делай так же как и я.

Язычок лежит широкий.

И, как чашечка, глубокий

  • Маляр

Будет наш язык маляр,

Он нисколько не устал.

Красим небо, облака,

Маляра жизнь не легка.

Постарайся ты дружок,

И покрась весь потолок.

  • Вкусное варенье

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

2-3 мин.

3.

Уточнение произношения звука [С] [Ш]

Логопед: У Свистуна для нас есть подарок. Что он принес? Это чайник! Какой звук издает наш чайник, когда он кипит? (с-с-с-с)

Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха.

Логопед: У Шептуна тоже что-то в руках. Это змея! Какой звук издает змейка? (ш-ш-ш-ш)

Губы вытянуты бубликом (рупором). Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.

Опорные картинки: чайник, змея

(если струя не кажется холодной, для сравнения произносим звук Х)

4.

 Игра « Песенка»

(Цель: дифференциация звуков [с]-[ш]

в слогах)

Свистун очень понравилось, как ты произносил звук [С], что он даже запел свою песенку, давай будем петь вместе с ним: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы.

Логопед: Шептуну, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

Логопед: А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось:

Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши.

Какие разные у нас получились песенки!

1-2

Мин.

5.

Игра: «Замена» (с мячом)

(Цель: Отработать произношение звуков

 [с-ш] в словах)

Логопед: - Свистун и Шептун хотят с тобой поиграть. Я буду называть тебе слово со звуком [С], а ты должен поменять его на звук [Ш].

Логопед: - Молодец, а теперь наоборот. Я буду называть слова со звуком [Ш], а ты должен поменять их на звук [С].

Сутки-шутки

Скала-шкала

Споры-шпоры

Сок-шок

Стиль-штиль

Машка-маска

Башня- басня

Крыша- крыса

Каша-касса

Плюш-плюс

3-4

Мин.

6.

Дидактическая игра «Поймай звук»

(Цель: Развивать фонематический слух и слуховое внимание)

Логопед: - Наши друзья Свистун и Шептун, захотели играть в прятки. И спрятались в словах.

Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если в слове есть звук [С], а если услышишь звук [Ш]-потопай ногами.

Называются слова: мишка, маска, сын, сабля, машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки

2-3

Мин.

7.

Физкультминутка.

Вот окошко распахнулось (руки развести в стороны;

Вышла кошка на карниз (имитация грациозной походки кошки);

Посмотрела кошка вверх (посмотреть на верх);

Посмотрела кошка вниз (посмотреть вниз);

Вот налево повернулась (повернуть голову к левому плечу);

Проводила взглядом мух

(к правому плечу, «проводить» взглядом мух);

Потянулась, повернулась и уселась на карниз.

(сесть на свое место)

2 мин

8.

Игра «замени по образцу»

(Цель: дифференциация [С-Ш] в словах)

Логопед: а теперь давай поиграем, еще в одну игру.

Логопед:  Молодец!

Ребенок выполняет задание (можно тоже с мячом)

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я сплю –

Я рисую –

Я сею –

Я сыплю –

2-3

Мин.

9.

Игра «Лабиринт»

(Цель: Развитие мелкой моторики)

Логопед: - Наши друзья хотят домой, но не знают, как добраться домой. Помоги им найти дорогу домой.

Ребёнок карандашом проводит линию по дорожке.

1-2

Мин.

III

Подведение итогов занятия

10

Логопед: - Какой ты молодец!

- Вот и пришло время, говорить «до свидания» нашим друзьям Свистуну и Шептуну. Им пора домой.

- Тебе понравилось играть со Свистуном и Шептуном?

- Им тоже с тобой понравилось!

- Ты закреплял произнесение очень важных звуков. Каких?

Ребенок. С-с-с., Ш-ш-ш.

Раздача поощрительных призов (наклейки).

2-3

Мин.

                              Используемая литература

1. Борисова Е.А.   Индивидуальные логопедические занятия   с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. 

2. Спивак Е.Н. Звуки С,Сь,3,Зь,Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей . Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М. «Издательство «Гном и Д», 2005

3. Т.С.Перегудова, Г.А.Османова «Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков [ж][ш]:Логопедам практикам и заботливым родителям.-СПб.:КАРО,2015.-96с.+8 с. цв. вкл.-(«Серия популярная логопедия».

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/08/22/konspekty-logopedicheskih-zanyatiy-po-postanovke-avtomatizatsii-i

5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2013/04/04/differentsiatsiya-zvukov-s-i-sh

6.http://ds35ach.ucoz.ru/attestazia/Glugan/artikuljacionnaja_gimnastika_po_vidam_zvukov.pdf


                                 Фото наглядности с названиями

Игра «Лаберинт»                                                Игра «Дует ветер»http://www.kids-n-fun.com/knutselitems/doolhof/doolhof_02.jpghttp://ped-kopilka.ru/images/1(641).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...