Конспекты пальчиковых игр для детей 4-6 лет
материал по развитию речи (средняя группа)

Левицкая Елена Анатольевна

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточны развиты память, внимание, связная речь. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге , стимулирует развитие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты пальчиковых игр

Для детей 4-6 лет

«ДАЙ НАМ СОЛНЫШКО ТЕПЛА»

Мы ладошки протянули                     (протянуть вперед ладошки)

И на солнышко взглянули                 (движение пальцами, словно маня

Дай нам, солнышко тепла                    к себе)

Наши пальчики – малютки                  (ритмично сгибать пальцы)

Не хотят ждать ни минутки                

Тук – тук – тук молоточками              (кулачками по коленям)

Хлоп – хлоп- хлоп лопаточками         (хлопки по коленям)

Прыг – прыг словно зайки                  (стучать пальчиками по

Скачут зайки по лужайке.                    Коленям)

«ПАЛЬЧИКИ ВЛЕСУ»

Раз, два, три, четыре, пять           (сгибать пальцы в кулак)

Мы идем грибы искать                

Этот пальчик в лес пошел           (разжать мизинец)

Этот пальчик гриб нашел            (разжать безымянный)

Этот пальчик чистить стал          (разжать средний)

Этот пальчик жарить стал           (разжать указательный)

Этот пальчик все съел                 (разжать большой)

От того и потолстел

«БОЖЬЯ КОРОВКА»

Сложить прямые ладони ребенка, упереть пальцы друг в друга и слегка развести ладони, чтоб получилась коробочка.

Божья коровка

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба.

Черного и белого,

Только не горелого.

«Божья коровка» улетает в небо – ладони разводятся в стороны, большие пальцы переплетаются.

Начинать резко – то опускать, то поднимать ладони.

(Имитация полета)

«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»

Жили-были в домике

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,

Чикки, Микки.

(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять,

(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Стали гномики стирать

(трут кулачками друг о друга)

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чикки – носочки,

(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Микки умница был,

Всем водичку носил.

«ПОМОЩНИКИ»»

Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают кулачки)

Мы посуду перемыли. (трут одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (загибают пальчики, начиная с большого пальчика)

Мы посуду перемыли, (опять трут одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с мизинца)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (сжимают и разжимают кулачки)

«ВАРИМ КОМПОТ»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять» варят» и «мешают»)

После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.

«ЗДРАВСТВУЙ»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

«МИЗИНЧИК»

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко! (кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)

«ЦВЕТОК»

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок – пион!

(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые – получается «бутон»; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть – получается большой раскрытый «цветок»)

«БАБОЧКА»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые – «бабочка» сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

«ПТИЧКИ»

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

«ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ»

Улетела птица – мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы.

(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью – получается «гнездо»; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)

«КРЕСТИКИ И НОЛИКИ»

У меня на столике

Крестики и нолики,

Захотел Илья Пятков

Сделать их из пальчиков

И фигурки у него

Получаются легко.

Захотите – научу

Девочек и мальчиков

Делать их из пальчиков?

(кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: «крестики» – зацепить безымянный палец за мизинец (или средний – за указательный); удерживать это положение как можно дольше; «нолики» – соединить подушечками большой палец с указательным, затем – со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики.

«ГРОЗА»

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;

Пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать. Как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра,

(сильнее стучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладоням)

В небе молния сверкает,

(нарисуйте в воздухе пальцем молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

«ДОМИК»

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом – шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем – дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом – стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе – тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.

«ГРИБЫ»

На полянке у избы

Сушит белочка грибы

(Кулочки обеих рук сжаты в кулочки)

Раз опенок

(разжать мизинчики)

Два масленок

 ( разжать безымянные пальчики)

Три волнушка

(разжать средние пальчики)

А четыре гриб свинушка

(разжать указательные пальчики)

Пять – румяный боровик

(разжать большие пальчики)

На зиму запас велик!

(Сжимать и разжимать все пальчики)

                                                Приложение 2

                                                Комплексы пальчиковой гимнастики

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА

  1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)
  2. Ладошка кулачок ребро (на счет «раз, два, три»).
  3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный суказательным и т.д.)
  4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
  5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА

  1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
  2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
  3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
  4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
  5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА

  1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
  2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
  3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
  4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
  5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА

  1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
  2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
  3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
  4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
  5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА

  1. Замок (на счет «раз» ладони вместе, а насчет «два» пальцы соединяются в «замок»).
  2. Лиса и заяц (лиса «крадется» все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро движутся назад).
  3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
  4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
  5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

                                                         

                                                        Приложение 3

                                                        Потешки, для проведения                                                                         пальчиковых игр

«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК».

Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

 «ЭТОТ ПАЛЬЧИК». 

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

«БЕЛКА». 

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди ...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

«HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ» 

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому дрова рубить.

Печи все тебе топить.

А тебе воду носить.

А тебе обед варить.

А малышке песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....

«Друзья Ёжика». Конспект НОД с элементами пальчиковой гимнастики для детей среднего дошкольного возраста

Программные задачи:·         продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом.·...

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".

План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Конспект пальчиковой гимнастики для детей младшей группы на тему "Жили -были гномики"

Значение мелкой моторикиДвижения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детейУровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка ...