Нод по речевому развитию на тему «В гости к нам пришел Антошка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лескина Ольга Николаевна

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей; способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадка имеет воспитательное значение. Она формирует любовь к русскому фольклору. Занятия такого вида могут научить ребенка отгадывать загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_gosti_k_nam_prishel_antoshka.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Нод по речевому развитию на тему «В гости к нам пришел Антошка»

 Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников  путем обучения составления загадок.

Задачи:

  1. образовательные: учить детей при составлении загадки сравнивать один объект с каким-либо другим объектом, находить между ними общее и различное; учить давать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения в процессе составления загадок; учить детей составлять загадки, опираясь на модель.
  2. развивающие: развивать творческую речевую деятельность, умение мыслить самостоятельно; наглядно-образное и  логическое  мышления; произвольное внимание. 
  3. воспитательные: воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции; интерес к устному народному творчеству. 

Оборудование: таблицы с изображением модели составления загадок; маски: волк, еж, заяц, медведь, лиса; картинка с изображением щенка.

Предварительная работа: дидактические игры, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.

Формы организации детей: фронтальная.

Ход нод:

1 часть. Организационный момент.

Воспитатель:

 -Вы любите чудеса?

Тогда приготовьтесь

1,2,3,4,5-
Начинаем колдовать!

Я сейчас вас очарую._

Удивлю и заколдую!

1,2,3 – смотри.

Воспитатель поворачивается вокруг себя и появляется Антошка (прикрепленный к одежде воспитателя)

Антошка

- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?

 - Меня зовут копать картошку

   Или  говорят: «Сыграй нам на гармошке»

   Но я люблю лишь брать к обеду ложку

   И потому зовут меня …(Антошка).

Звучит песня «Антошка» Владимира Шаинского и Юрия Энтина.

Антошка

- Молодцы ребята угадали.

- А вы любите отгадывать загадки? (Да)

- Я тоже.

- Мне сказали ваши воспитатели, что вы очень любите отгадывать загадки и побеждаете на разных конкурсах. Это правда?

-Тогда я объявляю конкурс на лучшего отгадчика.

 Конкурс будет просто чудо

 И загадки всех вас ждут

 Победители отсюда

 Без подарков не уйдут

Антошка загадывает детям загадки.

Недотрога, весь в иголках, 
Я живу в норе, под ёлкой. 
Хоть открыты настежь двери, 
Но ко мне не входят звери. 
( Ёж)

- А сейчас кто отгадал загадку – превращается в отгадку.

Раз, два, три – (Антошка поворачивает ребенка три раза вокруг себя и надевает ему маску героя).

За горами, за полями,
За дремучими лесами
Хищник-ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами — щелк...
Кто это? 
( Волк)

Рыжая птичница 
В курятник пришла, 
Всех кур перечла 
И с собой унесла. 
(Лиса)

У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора.
(Заяц) 

Хозяин лесной 
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Антошка

- А теперь давайте поиграем в игру «Затейники»

Подвижная игра «Затейники».

Цель: развивать речь, воображение, активизировать движения.

Затейник в середине круга. Дети идут по кругу, произносят слова:  

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг».

Ребенок в маске лисы (медведя и т.д.) говорит

«Стой на месте, дружно вместе,

Сделаем вот так».

Лиса показывает движение, дети повторяют.

Затем тоже происходит с другими детьми в масках.

Воспитатель:

- Антошка, а ты умеешь сам придумывать загадки? (нет).

Хочешь научиться?

А вы ребята хотите научиться?

Ну, тогда я вас всех научу.

-Первое что нам надо сделать – это придумать про кого будет загадка.

Антошка:

- Давайте придумаем загадку про щенка. (Показывает картинку с изображением щенка)

Воспитатель:

А теперь расскажем про щенка его основные свойства.

Щенок, какой (пушистый, маленький, теплый)

Про кого или про что вы можете сказать также?

Например, что или кто может быть пушистым? (шарф, комок, котик).

(показывает картинки)

                      Что может быть теплым? (печка, вода)

                       Что или кто может быть маленьким? (ребенок, мяч, кустик).

Какой щенок?

Что бывает таким же?

теплый

печка

маленький

ребенок

Пушистый

шарф

Добавляем слова связки и получаем загадку:

Пушистый, но не шарф,

Маленький, но не ребенок,

Теплый, но не печка.

Кто это? (Щенок)

Антошка:

 - А можно придумать загадку по-другому?

Воспитатель:

 - Конечно.

Вот, например что умеет делать щенок? (грызть, служить, прыгать,  нюхать).

Кто еще может прыгать? (заяц, котенок, мяч, жеребенок).

Кто еще может нюхать? (теленок)

Кто еще может служить? (солдат)

Кто еще может грызть? (мышка, лев)

Что делает щенок?

Кто делает также?

служит

солдат

грызет

мышка

прыгает

мяч

Вот у нас с вами и получилась загадка:

Прыгает, но не мяч,

Грызет, но не мышь,

Служит, но не солдат.

Кто это? (Щенок).

А теперь давайте научимся придумывать загадки еще одним способом.

Назовем на кого или что похоже и чем отличается.

Например: «На кого похож щенок (на котенка)

А чем отличается (Не может лазить по деревьям)

Похож на (мягкую игрушку), но живой.

Похож на (волка), но не умеет выть.

На кого похож?

Чем отличается?

игрушка

живой

волка

Не воет

котенка

Не умеет лазить по деревьям

Получилась загадка. Расскажи ее Антошка.

Антошка:

 - Похож на игрушку, но живой.

Похож на волка, но не воет.

Похож  на котенка, но не умеет лазить по деревьям.

Воспитатель:

- Понравилось ли вам придумывать загадки?

А теперь попробуйте сами придумать загадки.

А Антошка решит, чьи загадки самые интересные.

Дети рассказывают свои загадки, а Антошка подбадривает и хвалит детей.

Антошка загадывает детям загадку.

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (Пряники)

Антошка угощает детей пряниками и прощается.

Методическая литература

1.А.Нестеренко «Страна загадок», Ростов-на-Дону 1993г. с.4-19.

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

3.Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.

4. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.

5.  Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7

6.  Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990. -№7

7  Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. :     Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда Ворошиловой Генриетты Владимировны с детьми среднего возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровень речевого развития) по теме: «В гостях у яблоньки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга. Конспект проведениясовместной непосредственноо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по речевому развитию по теме: "В гости к Матрешке"

Цели:Активизация познавательной, речевой и изобразительной деятельности детей, ознакомление с русской народной игрушкой- матрёшкой; учить различать игрушку по размеру, цвету, выразительно читать стихи...

Конспект игровой образовательной ситуации по речевому развитию по теме «В гостях у Корнея Чуковского» для детей средней группы

КОНСРЕКТ ИГРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ" В ГОСТЯХ У КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО"...

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему «В гостях у зайчика».

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему «В гостях у зайчика»....

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «В гости к сказке»

В настоящей работе представлен конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «В гости к сказке»....