"Говорим правильно" (методическая разработка)
статья по развитию речи (младшая группа)

Характеристика речи детей     младшего и среднего дошкольного возраста.

 

Общая характеристика речи детей четвёртого года жизни

         В 3 года при нормальном развитии ребенок осваивает все основные грамматические категории языка разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предло­же­ниями. Сказанное не означает, что к трем годам завершается формирование грамматического строя речи. Но в этом воз­расте ребенок уже владеет теми средствами, которые необхо­димы и достаточны для его полноценного общения. Это разговорная речь. Его речь непроизвольна и ситуатив­­на, изобилует неполными предложениями, характерными для диалогической формы речи. Воспитатели, которые побуждают детей отвечать на вопросы так называемыми полными ответами, заботясь о богатстве речи детей, забывают о том, что диалог является экономной формой речи. Короткие неполные предложения в нем уместны и закономерны. Полные предложения характерны для инициативных высказываний в диалоге и для монолога.

         На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 – 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800 – 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.

         Произношение детей данного возраста характеризуется рядом особенностей.

  1. согласные произносятся смягченно («лёзецька» - ложечка).
  2. свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: с – ф («фобака» - собака),  з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» - цыпленок), с – т («тобака» - собака), з –д («дамок» - замок), ц – т («тветок» - цветок).
  3. шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж – з, в («зук», «вук» - жук), ч – ц, ть («оцки», «отьки» - очки), щ – с, т («сётка», «тётка» - щетка).
  4. звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками л («лямпа» - лампа, «люка» - рука), i («ямпа» - лампа, «юка» - рука).

         У детей этого возраста наблюдается недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов (« сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю).

       Встречаются инновации при образовании именительного падежа множественного числа (А снеги лежат в сугробе) и в косвенных падежах единственного и множественного числа су­ществительных (Нет платока. У Деда Мороза не бывает усей, ручков, ножков), при образовании форм глаголов хотеть и положить (хочем,ложить).

       Появляются словообразовательные инновации (лягушонки, молофейник, детята, клюкает).   Встречаются спонтанные звукоподра­жа­тель­ные игры, игры со звуками и рифмами (ту-ту — едет на поезде; ам-ам — изобра­жа­­ет еду; би-би- едет; дам, дам, да-да-да, дам; зу-зу-зу, к нам идет кузу — игра рифмами). В такой форме проявляются язы­ко­вые игры детей. Это продукт своеобразного языкового творчества.

       Спонтанная инициативная речь более сложно построена, чем при ответах на вопросы взрослого. В центре внимания ребенка он сам, его деятельность, отношения с близкими людьми, с мамой. Порядок слов нестандартен. Речь очень экспрессивна, динамична, энергична:

— Я хочу вот этот вот апельсин.

— Я буду мышкой.

— А я буду лягушкой.

— В сказку будем мы играть?

— Посмотрите, я маленькое яблочко нарисовал.

— А я солнышко нарисовал.

— А я очень люблю сосиски.

— А я знаю лютик-цветочек.

— А у нас Настя.

— А у нас Настя.

— А мы все прибежали сюда.

       Чуть ли не каждое второе предложение начинается с «а». Потом это «а» становится излюбленным средством соединения предложений в тексте. Но даже элементарный текст не очень характерен для трехлетки.

        Общение осуществляется при помощи слов, простых предложений и неречевых (не­вер­баль­ных) средств общения: предметных действий, физических кон­тактов, взглядов, движений, мимики, жестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика речи детей пятого  года жизни

              К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В  речи детей  этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов  (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами).  К  концу года  он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец)». Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березу или сосну); «Это цветок» (вместо ромашка или одуванчик).
Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.
В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка», а не лопатка).
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»), В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
          Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом — домов, ручка — «ручков»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.
     В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.
     В конце четвёртого  года  жизни  происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных: санки вместо ранее произносимого «сянки». Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2 — 3 согласных; становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3—4 и более). Некоторые дети начинают сосредоточивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.
     Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в 3 г. произносят его как тц или тс). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук ш звуком с («суба» вместо шуба), ж — з («заба» вместо жаба), ч — ц («цасы» вместо часы), щ — с или съ («сенок» вместо щенок, «савель» вместо щавель). Сонорные звуки р, ръ, л дети заменяют звуком й или ль («йак», «ляк» вместо рак, «лека», «йодка» вместо река, лодка).
     С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно, например там, где надо произносить свистящие звуки («капушта» вместо капуста, «клизовник» вместо крыжовник). Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных ребенок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки.
     В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например, слово пожалуйста могут произносить как «пожаста», температура как «тематура». Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох, малыши овладевают умением произносить гласные звуки а, у, и на одном выдохе в течение 3—4 с и более.
     В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают ее, подражая речи взрослых.
     Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря  на то, что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильности в произношении и у своих сверстников, но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа» — репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова («бии-бии» — гудит машина, «пии-пии» — пищит мышонок).
     К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей — звуки л, р. Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например, отсутствие шипящих, звуков л, р), что еще не является патологией в речевом развитии ребенка. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.
     У  четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю  следует обратить особое  внимание на таких детей, выявить причины отставания и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.
     Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги.          Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Значение игры в развитии речи.

        Известно, что игра — это эффективное средство  работы с детьми. Каждая игра или игровое упражнение направлены  на реше­ние разных речевых задач  и  носит нерасчлененный, синкре­тический характер. Поэтому в одной и той же игре решаются задачи и словар­ной работы, и воспитания звуковой культуры речи, и формирования граммати­ческих навыков, и развития предпосылок для становления связной речи.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от воз­раста к возрасту идет постепенное усложнение методов и прие­мов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреб­лению в устной речи.

         В игровом материале, посвященном словарной работе, основ­ное место занимают игры и упражнения, направленные на фор­мирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом. Это игры и упражнения на под­бор синонимов и антонимов, сравнений и определений. Таким образом, одним из ведущих направлений выступает формиро­вание навыков точного словоупотребления, что в целом опреде­ляет культуру речи.

         В  грамма­тическом  материале выделены игры на формирование разных способов словообразования и словоизменения  (родительный па­деж единственного и множественного числа, повелительное на­клонение глагола, согласование существительных,  прилагатель­ных  в роде, числе и падеже),  а  также разнообразные

упраж­нения на построение предложений разных типов — простых, рас­пространенных, сложных,

 т. е. на формирование синтаксическо­го строя речи.

         Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребен­ка описывать предмет, называя его признаки, качества, дейст­вия: составлять сюжетный рассказ об игрушке, по картинке или по серии картин, рассуждать, объяснять.

         К описаниям некоторых игр даны картинки. Их нужно обязательно использовать: рассматривать

вместе с ребенком (группой детей), предлагать ответить на вопросы типа: каким  словом называется этот предмет?  какая  игрушка? что с нею можно делать? как сказать об этом по-другому?; побуждать к построению связных высказываний описаний. Рассказывание может быть совмест­ным, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает.

         На данном возрастном этапе крайне важна ритмическая организация   деятельности ребенка: чередование игр, требующих положения сидя за столом и лежа на ковре, с подвижными играми; переходы от слушания литературного текста к игре-драматизации, от организованной игры к свободной, от совмест­ных игр к индивидуальным.

         В детском саду лучше начинать с коллективной деятельности за большим   столом (составлен из нескольких маленьких). Если кто-то при этом захочет повисеть на шведской стенке или остаться на ковре — пожалуйста. Оттуда тоже слышно сказку. После слушания полезно подвигаться.

Малыши могут все вместе изобразить на ковре персонажей игры.

Очень весело! И времени занимает не­много

Главный методический принцип в использовании игр — их   многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения  и  применения нового опыта.

Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно воспитатель должен подготовить   необходимый игровой материал, внимательно прочитать и осмыслить рекомендации, приведенные в книге, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Нужно  мысленно представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые   роли, как предотвратить возможные затруднения.

Во время игры все ее участники: и те, кто выполняет ответственные роли, и те, кто только следит за действиями партнеров, дожидаясь своей очереди, должны быть активными. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.

При организации речевых игр и упражнений можно руковод­ствоваться, например, такими рекомендациями:

  • игры не должны быть длительными по времени (5—10—15 минут);
  • они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок  имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель — помочь ему в этом;
  • игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
  • игра может быть частью
  • общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха и пр.);
  • в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двига­тельную активность;
  • в игре следует развивать у детей навыки контроля  за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
  • в  процессе игры воспитатель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возмож­ностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaemsya_igraya.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

       

(методическая разработка)

Анжеро-Судженск

Игры с детьми 3 лет

Игры на развитие   речевого и фонематического слуха

Игра «Кто так говорит?»

Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.

Оборудование: мяч.

Ход игры. В игре может участвовать 4—5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его.

Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».

Игра «Угадай, кто тебя позвал»

Цель игры: научить ребенка узнавать другого человека по голосу.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игре должны принимать участие не менее 3 детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на кого-то из остальных и просит, не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал. Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, — в центр.

Игра «Хлопай на счет «пять»

Цель игры: научить ребенка считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и группой. Ребенок садится напротив взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять», малышу нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая.

Игра «Что это за звук»

Цель игры: научить ребенка отличать одни звуки от других, а так же заданный звук в начале слова.

Оборудование: картинки, на которых написаны слова, известные ребенку, и в которых содержится определенный гласный или согласный звук.

Ход игры. В игру вполне можно играть вдвоем или с 3—5 детьми. Игроки садятся за стол, а взрослый говорит, что будет показывать им картинки и называть их. Дети должны внимательно слушать и попытаться отгадать, какой звук есть во всех названиях. Сначала несколько картинок можно разобрать и произнести вместе. Найденный звук должен произноситься четко.

Игра «Слушай внимательно»

Цель игры: развить у ребенка остроту слуха,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем. Взрослый и ребенок встают друг от друга на расстоянии 1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом, кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться ролями.

Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу. Водящий находится на определенном расстоянии от них и четким шепотом отдает детям команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т. п. Задача детей правильно услышать команду и выполнить ее.

Игра «Слушай внимательно и выполняй»

Цель игры: научить ребенка выполнять просьбы и задания,

Оборудование: игрушки и предметы, знакомые ребенку.

Ход игры. Играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка пли детей на определенном расстоянии и дает задания, например, принести игрушку, отнести чашку, посадить куклу в коляску и т. п. Если играет группа детей, то задания даются конкретному ребенку, а остальные должны сидеть тихо и не подсказывать.

Игра «Выбери картинку»

Цель игры: научить ребенка находить картинку, название которой содержит определенный звук.

Оборудование: картинки, известные ребенку.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п] папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом взрослый должен объяснить, что все названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии которых этого звука нет. Задача малыша — вспомнить и выбрать из них те, которые были показаны.

Игра «Лото»

Цель игры: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке. Оборудование: детское лото.

Ход игры. Игру лучше всего проводить с группой детей из 4—5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка в игровой карте есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

  Игры  на  развитие  общих речевых  навыков.

      Игра « Вьюга»  

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование.   Сюжетная картинка «Вьюга».    Рис.1

Ход игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у..., по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз —дети говорят тише.

 Игра «Волшебное зеркало»

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координаций движений.

Оборудование. Специального оборудования не требуется

Ход игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими- либо

 движениями .Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

 Игра «Слушай внимательно»

Цель игры: развить у ребенка остроту слуха.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем. Взрослый и ребенок встают друг от друга на расстоянии 1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом, кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться ролями.

Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу. Водящий находится на определенном расстоянии от них и четким шепотом отдает детям команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т. п. Задача детей правильно услышать команду и выполнить ее.

Игра «Повтори за мной»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется.  Рис.2

Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

Игра «Уложи куклу спать»

Цель игры: развить плавность голоса ребенка.

Оборудование: коляска и кукла.

Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Игра «Эхо»

Цель игры: развить силу голоса ребенка.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

Игры на развитие слоговой структуры слова

Игра «Повтори по порядку»

Цель игры: научить ребенка запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой он их услышал.

Оборудование: специального оборудования не требуется.   Рис.3

Ход игры. Взрослый называет ребенку в определенной последовательности 2—3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.

Игра «Повтори по слогам».

Цель игры: научить ребенка проговаривать слова по  слогам.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и звуки в которых произносит правильно. Малыш должен повторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога), кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т. д.

Игра «Оркестр»

Цель игры. Развивать речевое внимание, фонематический слух и голосовой аппарат детей.

Оборудование. На каждого ребенка и воспитателя по большему и маленькому кружку; искусственный или живой цветок

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям, что в  оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах.

Каждому ребенку дают по маленькому и большому кругу; на доске такие же кружки.

Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, то стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)

Играем на больших барабанах (показывает на больше кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с питателем поют соответствующую песенку).

Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют друг песенку).

Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.

   

Игра «Часы»

Цель игры. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование. Круг, разделенный по диагонали на несколько частей.   Рис.4

Ход  игры.  

Воспитатель. У меня волшебные часы (показывает круг, разделенный на части). Они могут говорить (раскачивает руками из стороны в сторону, держа круг перед детьми): «Ут-ро. Ут-ро» (дети повторяют). Что вы делаете утром? (Ответы детей.) Умывайтесь (имитируют умывание).

Часы говорят: «День-день» (раскачивает руками на каждое слово). Что они вам сказали? Что вы делаете днем? (Ответы детей.) Ешьте (имитируют).

Слушайте, что скажут часы: «Ве-чер, ве-чер» (дети произносят слово целиком). Что вы делаете вечером? Мы смотрим телевизор (обводит рукой комнату, дети следят за рукой).

Часы говорят: «Ночь-ночь» (дети повторяют слово). вы делаете ночью? (Ответы детей.) Спите (дети имитируют сон).

Часы говорят: «До сви-да-ния». (Дети прощаются с часами.)

Игра «Веселый мяч» (в кругу)

Цель игры. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование.Бумажный двухтрубный кораблик.

Ход игры.

Воспитатель. У меня веселый мяч. Он умеет смеяться. Когда с ним играет девочка, он смеется: «Ха-ха-ха» (с дети повторяют); когда в него играет мальчик, он смеется «Хи-хи-хи» (дети повторяют); когда падает, то говорит «Ах-ох».

— Я буду бросать вам мяч, вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мне. Если мяч упадет, все скажут «Ах-ох».

Игра проводится в достаточно быстром темпе. В ней должны принять участие все дети.

Затем девочки и мальчики меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Делай правильно» (в кругу)

Цель игры. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование. Картинки с изображением иглы, пилы, щетки   Рис.5

Ход занятия 

  Воспитатель. Когда шьют иголкой (показ картинки), слышится: «Шик-шик-шик». Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышно: «Жик-жик-жик», а когда чистят одежду щеткой, слышно: «Щик-щик-щик» (дети повторяют все звукосочетания вместе с воспитателем по 2—3 раза).

Давайте шить... пилить дрова... чистить одежду... (дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания).

Воспитатель в произвольном порядке произносит звукосочетания, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.

Игра «Лыжники»

Цель игры. Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.

Оборудование. Специальное оборудование не требуется.

Ход игры.

Воспитатель. 

Встаньте у стены.Мы— лыжники. Забрались мы на высокую гору (встают по одну сторону комнаты) и съезжаем с нее. Снег хрустит под лыжами: «Шух-шух-шух» (дети повторяют звукосочетания). Если лыжник упадет, то все скажут: «Бух».

Едет первый лыжник (ребенок имитирует езду и произносит звукосочетания).

Упал (все дети произносят: «Бух», ребенок присаживается У другой стены комнаты).

Такая работа проводится со всеми детьми в быстром темпе.

Словесная игра «Мишка ленится»

Цель игры. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование. Фланелеграф и картинки с изображением куклы, кубика, машины, телефона, мячика, пирамидки; Рис.6

Ход игры.

Воспитатель. Мишка ленится и плохо произносит слова. Давайте научим его говорить их по частям. Мишка, скажи: «Кук-ла» (мишка произносит быстро, неотчетливо). Нет, мишка, ты сказал плохо. Сейчас дети тебя научат говорить слова по частям. Давайте хлопать на каждую часть слова: «Кук-ла» (2 хлопка).

Подобным образом дети называют другие предметы: кубик, ма-ши-на, те-ле-фон, мя-чик, пи-ра-мид-ка (мишка повторяет каждое слово).

Мишка (предлагая детям поиграть с ним). Я умею ходить вот так (показ), походите так же... Я люблю есть мед. Его я ем вот так (широким языком проводит около ладони «слизывает» мед). Оближите губы... зубы... (с открытым и закрытым ртом) Я рычу: «Гр-гр-гр». Порычите так же. (Дети выполняют названные действия.) Мишка прощается с детьми.

Игры на расширение словарного запаса

Игра «Что это такое?»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые обозначают предметы, их признаки и действия.

Оборудование: игрушки и различные предметы, знакомые ребенку, картинки, на которых изображены действия с предметами.   Рис.7

Ход игры. В эту игру можно играть вдвоем или группой. Взрослый показывает ребенку разные игрушки и предметы и задает вопросы: кто это или что это? В ответ ребенок должен назвать предмет. Потом взрослый показывает ребенку картинки и опять задает вопросы: кто это или что это? Что он (она) делает? Какого это цвета?

Игра «Разложи правильно»

Цель игры: научить ребенка сравнивать.

Оборудование: картинки из лото, известные ребенку, например игрушки, посуда, мебель, одежда и т. д.

Ход игры. Взрослый показывает и называет маленькую карточку с изображением, если она подходит ребенку он берет ее себе. Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты.

Игра «Выбери правильно»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые обозначают предметы мужского и женского гардероба.

Оборудование: карточки с изображениями предметов мужской и женской одежды, обуви, головных уборов.

Ход игры. Игру можно проводить как соревнование. В таком случае, выбираются двое детей: мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать картинки с мужской одеждой, а мальчику — с женской.

Игра «Животные»

Цель игры: научить ребенка различать диких и домашних животных.

Оборудование: карточки, на которых изображены животные, две картинки большего размера с изображениями леса и дома.  Рис.8.

Ход игры. Взрослый раскладывает карточки перед ребенком и просит отложить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких — к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.

Игра «Ответь на вопрос»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми существительными на темы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Деревья» и т. д.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый и ребенок становятся друг к другу лицом и выбирают любую тему. Затем взрослый бросает ребенку мяч и задает вопрос, например: Что растет в саду? Кто живет в лесу? и т. д. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос.

Игра «Назови предмет»

Цель игры: научить ребенка находить подходящие по смыслу предметы и развивать фразовую речь.

Оборудование: любые предметы, знакомые ребенку.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку найти и назвать предмет, из которого едят, пьют, которым открывают дверь, режут и т. п. Если ребенок правильно называет и показывает предметы, то можно переходить к составлению предложений, например: «Из чашки пьют чай», «Ключом открывают дверь» и т. д.

Игра «Отгадай загадку»

Цель игры: расширить словарный запас ребенка, развить его сообразительность.

Оборудование: игрушки или картинки.

Ход игры. Взрослый выставляет игрушки или раскладывает картинки по количеству загадок. Затем он зачитывает понятные и простые для ребенка загадки. Если ребенок отгадал, он выбирает необходимую игрушку или картинку.

Игра «Что я делаю?»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми глаголами.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый дает ребенку задание, которое тот должен изобразить жестами и мимикой. Например, ты спишь, ты ешь, ты рисуешь и т. д. Действия, которые необходимо изобразить ребенку должны быть самыми простыми.

Игра «Домашние животные»

Цель игры: научить ребенка различать голоса домашних птиц и животных, подражать им.

Оборудование: карточки с изображением домашних птиц и животных (Н.:гусь, кошка, собака, петух, курица, корова, лошадь).

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с домашним животным или птицей, а ребенок должен показать как они «разговаривают». Например, «кря-кря-кря» — крякает утка.

          Игра «Слова»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и называет действие или признак действия. Задача малыша поймать мяч и назвать слово, противоположное по значению. Например, взрослый говорит «быстро», ребенок должен сказать «медленно». Если ребенку трудно сразу ответить, можно ему помочь.

Игры    на   совершенствование        грамматического строя  речи

   

 Игра «Назови предметы»

Цель игры: научить ребенка согласовывать прилагательные с  существительными.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.

Игра «Какого это цвета»

Цель игры: научить ребенка различать цвета, оттенки; согласовывать существительные и прилагательные.

Оборудование: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют количеству предметов.  Рис.9

Ход игры. Картинки или  квадратики взрослый распределяет между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а малыш находит квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает словосочетания, например, красная ягода, зеленый лист, синий мяч и т. д.

Игра «Выполни последовательно»

Цель игры: научить ребенка употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном числе.

Оборудование: любимая игрушка ребенка.

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Вот твоя любимая игрушка. А ты умеешь с ней играть? Давай уложим ее спать, а потом накормим и поиграем с ней». В том случае, если ребенку сложно выполнить ряд последовательных действий, то взрослый должен показать ему от начала и до конца, а потом инструктировать ребенка.

Игра «Кто что делает»

Цель игры: научить ребенка правильно использовать в речи глаголы III лица  единственного числа настоящего времени.

Оборудование: мяч.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет действие, которое соответствует животному или имени. Например: кошка — мяукает; собака — гавкает; Петя — играет; Света — рисует и т. п.

Игра «Выполни действие»

Цель игры: научить ребенка использовать в речи глаголы повелительного наклонения.

Оборудование: игрушки и предметы, окружающие ребенка.

Ход игры. Взрослый дает ребенку задания, которые быстро следуют друг за другом, например: иди — садись — встань — прыгай — стой и т. п.

Игра «Подбери слово»

Цель игры: научить ребенка правильно использовать в речи местоимении.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и называет одно полное нераспространенное предложение и начало следующего: я стою — ты ..., мы идем — они ..., ты сидишь — я... и пр. Задача ребенка — поймать мяч и назвать нужное действие.

Игра «Посчитай»

Цель игры: научить ребенка порядковому счету до 5 и обратно, согласовывать количественные числительные с существительными.

Оборудование: детское лото

Ход игры. Взрослый дает ребенку игровые карты, а сам берет маленькие карточки и начинает задавать вопросы: «У тебя есть одно ведро?», «Две куклы?» и т. д. Ребенок должен увидеть на своих картинках то же изображение, что помещено на маленькой карточке, и ответить, например: «У меня одно ведро»

Список литературы

1.Арушанова А.Г.   Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей   детского сада.-М.:Мозаика-Синтез,2002

2.Баранова Э. Учимся задавать вопросы//Дошкольное воспитание.-М.:2005.-№12

3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение,1985

4. Бизикова   О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство

«Скрипторий 2003», 2008.

5.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки.

Методическое пособие .-М.:Мозаика-Синтез,2006

6. Кравченко И.А. Игры и упражнения   со звуками и буквами.-М.:Гном-Пресс,1999

7.Лукина Н.А.  Никкинен  И.И.Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).— СПб.: «Паритет», 2003.

8. Придумай слово: Речевые игры и игровые упражнения для дошкольников/ Под  ред   О.С.Ушаковой.-М.6-Просвещение,1997

9. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.-М.:Владос,1994

10. Старосельская  Н.Е. Корнев А.Н.Как научить ребёнка говорить, читать и думать. -М.Паритет,1999

11.Ткаченко Т. А.Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Как картинки помогают правильно и красиво говорить"

 Методическая разработка раскрывает актуальность и эффективность использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. В ней содержатся основные правила, ко...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: ТУКАЙ БҮГЕН ДӘ БЕЗНЕҢ БЕЛӘН! ТУКАЙ И СЕГОДНЯ С НАМИ! С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК "ГОВОРИМ ПО-ТАТАРСКИ"

В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.О...

Учебно-методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ПДД на тему: «О чем говорят дорожные знаки»

учить правилам дорожного движения; закреплять знания о работе светофора; расши­рять представления о дорожных знаках и их назначении; воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других люд...

Методическая разработка по закреплению изученного на коммуникативной деятельности "говорим по татарски" по программе З.М. Зариповой

Пояснительная запискаПостановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в...

Учебно-методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ПДД на тему: «О чем говорят дорожные знаки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы».

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов...