Методическая разработка по закреплению изученного на коммуникативной деятельности "говорим по татарски" по программе З.М. Зариповой
методическая разработка на тему

Алиуллова Эльвира Ленаровна

Пояснительная записка

Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческими группами, созданными Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение вторым языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение второму языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Добиться успеха в обучении русскоязычных детей татарскому языку позволяет, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, предполагающего проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татарской  языковой развивающей среды.

Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.

Для закрепления изученного материала, во время коммуникативной деятельности «Говорим по-татарски», педагоги в течение дня закрепляют знания дошкольников по татарскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей. Таким образом, педагоги ориентируются на личность каждого ребенка и способствуют реализации его творческого потенциала, используя различные виды детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей. Задействованы различные виды памяти детей: моторная, ассоциативная, визуальная.

Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

Мы знаем, что в игре дошкольнику обязательно нужен сюжет, "тема". Иногда ребенок предлагает тему сам, почерпнув ее из того, что увидел, понял, запомнил. Но чаще обращается к нам, воспитателям. "А во что мы будем играть?" - вопрос едва ли не ежедневный. Во что? Да во что угодно! Но лучше совместить приятное с полезным: "подкинуть" ребенку что-нибудь новенькое, неизвестное. В игре мы, конечно, тоже учим. Но это совсем другая учеба. Она недирективна, необязательна. Мы не приказываем - мы отвечаем на вопросы. И заодно ведем свою роль. А ролевые правила - одни для всех. Стоит нам ошибиться, выйти из роли - и ребенок поправит нас. Игра тем и хороша, что в ней нет "специалистов по контролю"; и дети, и взрослые - все равны, все вносят свой вклад в развитие игрового сюжета. И нередко со стороны малыша этот вклад больше. А следовательно, ребенок чувствует свою силу, свою значимость, свой "социальный вес". Иными словами, стиль общения в игре демократичен. Психологи доказали: в игре у дошкольника интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие. В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, чем в ситуации простого, "учебного" задания. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире. Вот на это стоит обратить особое внимание

В нашем дошкольном учреждении, дополнительно используется новый вид дидактической игры – «ходилки», для закрепления изученного на коммуникативной деятельности по программе З.М. Зариповой- «Занимательная экскурсия» - путешествие с уже известными персонажами Акбай, Мияу, Азат и Алсу по городу Казань, для карточек использованы картинки из дидактического материала к учебно-методическому комплекту «Говорим по-татарски».

Игры ходилки особенно полезны в детском дошкольном учреждении, так как наиболее интнресны для детей дошкольного возраста, а так же легко превращается в учебное пособие, имея скрытые дидактические и развивающие задачи и яркий соревновательный характер. В эти игры игроки могут играть сами за себя, а могут играть командами, что способствует объединению детей, дает им возможность сотрудничать с партнером или партнерами.

Энтузиазм малыша велик, интерес к игре огромен - так используем это!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Занимательная экскурсия»

 

Цель игры:

- Закрепление изученного материала, по коммуникативной деятельности «Говорим по-татарски»;

-  приобщение дошкольников к национальной культуре татарского народа через  использование различных компонентов его культурно-исторического наследия (исторические памятники) и создание условий для успешного овладения татарским языком, как средством общения.

- реализации творческого потенциала дошкольника;

Игровые правила:

Игроки передвигаются по игровому полю с помощью персонажей Акбай, Мияу, Азат и Алсу (переставляют фигурки.). Необходимо провести свою фишку по заготовленному маршруту и как можно быстрее добраться до финиша, не наделав глупостей и не попав на ходы со стрелками в обратном направлении.

Игровой материал:

Два игровых поля – это город Казань с узнаваемыми историческими памятниками культуры (Кремль, Башня Сююмбике, Кул-Шариф, Благовещенский собор и т.д.), о которых педагог сообщает краткую информационную справку, 6 карточек с заданиями, 4 - игровых фишки в виде персонажей Акбай, Мияу, Азат, Алсу. Чтобы игра была не только интересной, но и полезной мы спрятали за знакомыми цифрами карточки с картинками, которые помогут воспитателям закрепить слова изученные на коммуникативной деятельности «Говорим по татарски».

Ход игры:

Педагог объявляет детям, что сейчас они отправятся на экскурсию по городу Казань. А в путешествии они отправятся с Азатом, Алсу, Мияу и Акбаем.

На столике раскладываются карточки с картинками, попав на игровом поле на определенную цифру (например 1) или переступив цифру (например 1) , ребенку предлагается назвать предметы на карточке №1, ребенок должен назвать на татарском языке название предмета, какого он цвета, сколько предметов, какие они, или чем занимаются (в зависимости от возраста дошкольника и изученных тем). Если ребенок не исполнит, то можно попросить помощь у остальных присутствующих детей. В дальнейшем игра повторяется с другими детьми.

Примечание:

Эта игра способствует интеллектуальному развитию ребёнка, развивает концентрацию внимания, структуру логического мышления. Подарит массу увлекательных моментов и ярких впечатлений малышу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая справка к игре:

Казань — город с многовековой историей. Если сегодня она столица Республики Татарстан, то в средние века здесь была столица мусульманского государства — Казанского ханства.

Казанский кремль - исторически сложившийся многослойный археологический памятник. Он расположен в историческом центре города на высоком мысовом холме левого берега р. Казанка. Здесь расположена резиденция Президента нашей Республики. На территории Кремля расположены административные здания.

Мечеть Кул Шариф - в самом центре территории Казанского Кремля расположена мечеть Кул- Шариф , которая имеет 8 минаретов с полумесяцами. Новая мечеть была возведена в 1996—2005 гг на месте старой одноименной мечети, которая была разрушена в результате завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 г. Мечеть является самой большой на территории Росси. Мечеть названа в честь Кул Шарифа (воина, поэта, политического и религиозного деятеля).

Благовещенский собор - является также древнейшей из сохранившихся каменных построек Казани. Он был построен в 1561-1562 году псковскими архитекторами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем в северо-восточной части Кремля. Комплекс Благовещенского собора вместе с Архиерейским домом и Консисторией постепенно складывался как центр православного управления покоренным Казанским краем. Архиерейский дом, построенный в 1829 году взамен разобранного дворца казанских архиереев 17 века, служил городской резиденцией главы православной церкви Казанского края.

Башня СююмбекиИсторической жемчужиной Казанского Кремля и архитектурной эмблемой города Казани является башня Сююмбеки, входящая ныне в комплекс Казанского Кремля. Ее название связывают с именем последней царицы Казанского ханства - Сююмбике. Это семиярусная, построенная из красного кирпича башня высотой 58 метров; три нижних ее четверика поднимаются лестничными уступами и окружены по периметру открытыми террасами. Интересно, что башня Сююмбеки, является одной из 40 «падающих» башен мира - в настоящее время ее наклон составляет 1.8 метра. С этой башней связано много легенд.

Казанский Цирк - здание Казанского цирка действительно уникальное, и его показывают гостям города как архитектурную достопримечательность. У подножия Кремля легко и изящно вписалось в городскую застройку здание, напоминающее мифическую «летающую тарелку». В лучах солнца серебристая чаша сверкает ослепительно, а вечером откуда-то изнутри ее возникает нежно-красный, переходящий в зеленовато-лиловые тона свет..

Центральный стадион - был построен в столице Татарстана в 1960 году по проекту архитектора В.Е. Портянкина. Главное спортивное ядро с футбольным полем и беговыми дорожками было рассчитано на 21 тысячу посадочных мест. Восточная, половина северных и южных трибун установлена на земляной насыпи. В одном блоке с главным спортивным ядром находился павильон, в котором были расположены помещения для спортсменов, два зала, комната для судей, комментаторские, буфет и пр..

Казанский зооботсад (зоопарк) - является одним из старейших в Европе учреждений подобного рода. Был основан при Казанском университете как ботанический сад в 1806 году Карлом Федоровичем Фуксом, а в 1829 году были приобретены прибрежные участки на берегу озера Кабан для закладки ботанического сада площадью 6,7 га.

В 1834 году построили оранжерею, и ботанический сад открылся для посещения. Сегодня в оранжерее зооботсада находятся пальмы, высаженные в позапрошлом веке (два экземпляра трахикарпуса высокого в возрасте более 170 лет). В 1931 году ботанический сад и зоопарк, открытый при госмузее РТ в 1925 году, были объединены в учреждение культуры – Казанский зооботанический сад.

Татарский государственный театр кукол «Экият» - был основан в 1934 году и является одним из ведущих театров кукол Российской Федерации. В настоящее время в театре работает около 100 человек. С 1974 года является членом Международной организации театров кукол — УНИМА. В 2012 году открыто новое здание театра на Петербургской улице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые задания                                                                                                                                       Возраст от 5-6 лет

1

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу карават (это кровать)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу урындык (это стул)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу өстәл (это стол)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу урындык (это табурет)

 

2

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу банан (это банан)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу виноград (это виноград)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу груша (это груша)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу алма (это яблоко)

(детям еще раз поясняется, есть слова которые не переводятся на татарский и произносятся , так же, как и в русской разговорной речи)

3

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу кишер (это морковь)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу кыяр (это огуреө)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу суган (это лук)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу бәрәнге (это картошка)

 

4

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу кызыл төс (это красный цвет )

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу зәңгәр төс (это синий цвет)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу яшел төс (это зеленый цвет)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу сары төс (это жёлтый цвет)

5

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу чалбар (это брюки)

Чалбар нинди? (брюки какие?) – Чабар зәңгәр (брюки синие)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу күлмәк (это рубашка)

Күлмәк нинди? (рубашка какая?) – күлмәк сары (рубашка жёлтая)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу футболка (это футболка)

Футболка нинди? (футболка какая?) – Футболка кызыл (футболка красная)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу күлмәк (это платье)

Күлмәк нинди? (платье какое?) – күлмәк сары (платье жёлтое)

6

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу ботка (это каша)

Ботка нәрсәдә? (каша  в чем?) ботка тәлинкәдә

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу баллы  кәнфит (это сладкие конфеты)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу тәмле чәк-чәк (это вкусный чак -чак)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу аш (это суп)

Ашны нәрсәдән ашылар? (чем едят суп?) ашны кашык белән ашылар (суп едят ложкой)

 

Игровые задания                                                                                                                                       Возраст от 4-5лет

01

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу машина (это машина)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу курчак (это кукла)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу аю (это медведь)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу туп (это мяч)

Барысы нәрсәләр? (как они все называются?) – уенчыклар (игрушки)

Алар белән нишлиләр? (что с ними делают?) – уйныйлар (играют)

02

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу аю (это медведь)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу куян (это заяц)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу эт (это собака)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу песи (это кошка)

 

03

Бу кем? (Это кто?) – Бу әби (это бабушка)

Бу кем? (Это кто?) – Бу бабай (это дедушка)

Бу кем? (Это кто?) – Бу әти (это папа)

Бу кем? (Это кто?) – Бу әни (это мама)

04

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу ипи (это хлеб)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу чәй (это чай)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу сөт (это молоко)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу алма (это яблоко)

 

05

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу эт (это собака)

Эт нинди? (собака  какая?)  -эт пычрак (собака грязная)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу курчак (это кукла)

Курчак нинди?(кукла какая?) – курчак пычрак (кукла грязная)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу аю (это медведь)

Аю нинди? (медведь какой?) -  Аю чиста, зур (медведь чистый, большой)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу туп (это мяч)

Туп нинди? (мяч какой?) – Туп матур, кечкенә (Мяч красивый, маленький)

06

Ничә туп? (сколько мячей?) – Өч туп (три мяча)

Ничә туп? (сколько мячей?) – Бер туп (один мяч)

Ничә туп? (сколько мячей?) – Биш туп (пять мячей)

Ничә туп? (сколько мячей?) – Ике туп (два мяча)

 

 

 

 

 

 

Игровые задания                                                                                                                                       Возраст от 6-7 лет

001

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу пенал (это пенал)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу каләм (это ручка, карандаш)

Каләм белән нишлиләр? (что делают с карандашом?) - Рәсем ясыйлар (рисуют)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу дәфтәр (это тетрадь)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу клей (это клей)

002

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу сары төс (это жёлтый цвет)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу яшел төс (это зеленый цвет)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу зәңгәр төс (это синий цвет)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу кызыл төс (это красный цвет )

003

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу тәмле чәк-чәк (это вкусный чак -чак)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу өчпочмак (это треугольник)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу пицца (это пицца)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу кофе (это кофе)

 

004

Үрдәк нишли? (утка что делает?) – үрдәк чанада шуа (утка катается на санках)

Куян нишли? (зайчик что делает?) – куян сикерә (зайчик прыгает

Әтәч нишли? (петух что делает?) – әтәч җырлый (петух поет)

Керпе нишли? (Ёжик что делает?) – керпе уйный (ёжик играет)

005

Куян нишли? (зайчик что делает?) – куян китап укый (зайчик читает книгу

Әни нишли? (мама что делает?) – әни кул юа (мама моет руки)

Тычкан нишли? (мышка что делает?) – тычкан ашый (мышка кушает)

Әби нишли? (бабушка что делает?) – әби утыра (бабушка сидит)

006

Төлке нишли? (Лиса что делает?) – төлке бара  (лиса идет)

Аю нишли? (медвеңонок что делает? – аю йоклый (медведҗ спит)

Песи нишли? (котенок что делает?) – песи сөт эчә (кошечка молоко пьет)

Эт нишли? (собачка что делает?) – эт ашый (собачка кушает)

 

 

 

Использованная литература:

1. Переходов В.Н. - «Основы управления инновационной деятельностью», М.- ИНФРА-М, 2005. - 222с.

2. А. Баркер.Алхимия инноваций. М.: ООО «Вершина», 2004г, 224с.

3. Учебно методический комплект и Дидактический материал по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», Зариповой З. М.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_rekomendatsii1.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческими группами, созданными Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение вторым языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение второму языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Добиться успеха в обучении русскоязычных детей татарскому языку позволяет, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, предполагающего проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татарской  языковой развивающей среды.

Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.

Для закрепления изученного материала, во время коммуникативной деятельности «Говорим по-татарски», педагоги в течение дня закрепляют знания дошкольников по татарскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей. Таким образом, педагоги ориентируются на личность каждого ребенка и способствуют реализации его творческого потенциала, используя различные виды детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей. Задействованы различные виды памяти детей: моторная, ассоциативная, визуальная.

Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

Мы знаем, что в игре дошкольнику обязательно нужен сюжет, "тема". Иногда ребенок предлагает тему сам, почерпнув ее из того, что увидел, понял, запомнил. Но чаще обращается к нам, воспитателям. "А во что мы будем играть?" - вопрос едва ли не ежедневный. Во что? Да во что угодно! Но лучше совместить приятное с полезным: "подкинуть" ребенку что-нибудь новенькое, неизвестное. В игре мы, конечно, тоже учим. Но это совсем другая учеба. Она недирективна, необязательна. Мы не приказываем - мы отвечаем на вопросы. И заодно ведем свою роль. А ролевые правила - одни для всех. Стоит нам ошибиться, выйти из роли - и ребенок поправит нас. Игра тем и хороша, что в ней нет "специалистов по контролю"; и дети, и взрослые - все равны, все вносят свой вклад в развитие игрового сюжета. И нередко со стороны малыша этот вклад больше. А следовательно, ребенок чувствует свою силу, свою значимость, свой "социальный вес". Иными словами, стиль общения в игре демократичен. Психологи доказали: в игре у дошкольника интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие. В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, чем в ситуации простого, "учебного" задания. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире. Вот на это стоит обратить особое внимание

В нашем дошкольном учреждении, дополнительно используется новый вид дидактической игры – «ходилки», для закрепления изученного на коммуникативной деятельности по программе З.М. Зариповой- «Занимательная экскурсия» - путешествие с уже известными персонажами Акбай, Мияу, Азат и Алсу по городу Казань, для карточек использованы картинки из дидактического материала к учебно-методическому комплекту «Говорим по-татарски».

Игры ходилки особенно полезны в детском дошкольном учреждении, так как наиболее интнресны для детей дошкольного возраста, а так же легко превращается в учебное пособие, имея скрытые дидактические и развивающие задачи и яркий соревновательный характер. В эти игры игроки могут играть сами за себя, а могут играть командами, что способствует объединению детей, дает им возможность сотрудничать с партнером или партнерами.

Энтузиазм малыша велик, интерес к игре огромен - так используем это!

Дидактическая игра

«Занимательная экскурсия»

Цель игры:

- Закрепление изученного материала, по коммуникативной деятельности «Говорим по-татарски»;

-  приобщение дошкольников к национальной культуре татарского народа через  использование различных компонентов его культурно-исторического наследия (исторические памятники) и создание условий для успешного овладения татарским языком, как средством общения.

- реализации творческого потенциала дошкольника;

Игровые правила:

Игроки передвигаются по игровому полю с помощью персонажей Акбай, Мияу, Азат и Алсу (переставляют фигурки.). Необходимо провести свою фишку по заготовленному маршруту и как можно быстрее добраться до финиша, не наделав глупостей и не попав на ходы со стрелками в обратном направлении.

Игровой материал: 

Два игровых поля – это город Казань с узнаваемыми историческими памятниками культуры (Кремль, Башня Сююмбике, Кул-Шариф, Благовещенский собор и т.д.), о которых педагог сообщает краткую информационную справку, 6 карточек с заданиями, 4 - игровых фишки в виде персонажей Акбай, Мияу, Азат, Алсу. Чтобы игра была не только интересной, но и полезной мы спрятали за знакомыми цифрами карточки с картинками, которые помогут воспитателям закрепить слова изученные на коммуникативной деятельности «Говорим по татарски».

Ход игры: 

Педагог объявляет детям, что сейчас они отправятся на экскурсию по городу Казань. А в путешествии они отправятся с Азатом, Алсу, Мияу и Акбаем.

На столике раскладываются карточки с картинками, попав на игровом поле на определенную цифру (например 1) или переступив цифру (например 1) , ребенку предлагается назвать предметы на карточке №1, ребенок должен назвать на татарском языке название предмета, какого он цвета, сколько предметов, какие они, или чем занимаются (в зависимости от возраста дошкольника и изученных тем). Если ребенок не исполнит, то можно попросить помощь у остальных присутствующих детей. В дальнейшем игра повторяется с другими детьми.

Примечание:

Эта игра способствует интеллектуальному развитию ребёнка, развивает концентрацию внимания, структуру логического мышления. Подарит массу увлекательных моментов и ярких впечатлений малышу.

Историческая справка к игре:

Казань — город с многовековой историей. Если сегодня она столица Республики Татарстан, то в средние века здесь была столица мусульманского государства — Казанского ханства.

Казанский кремль - исторически сложившийся многослойный археологический памятник. Он расположен в историческом центре города на высоком мысовом холме левого берега р. Казанка. Здесь расположена резиденция Президента нашей Республики. На территории Кремля расположены административные здания.

Мечеть Кул Шариф - в самом центре территории Казанского Кремля расположена мечеть Кул- Шариф , которая имеет 8 минаретов с полумесяцами. Новая мечеть была возведена в 1996—2005 гг на месте старой одноименной мечети, которая была разрушена в результате завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 г. Мечеть является самой большой на территории Росси. Мечеть названа в честь Кул Шарифа (воина, поэта, политического и религиозного деятеля).

Благовещенский собор - является также древнейшей из сохранившихся каменных построек Казани. Он был построен в 1561-1562 году псковскими архитекторами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем в северо-восточной части Кремля. Комплекс Благовещенского собора вместе с Архиерейским домом и Консисторией постепенно складывался как центр православного управления покоренным Казанским краем. Архиерейский дом, построенный в 1829 году взамен разобранного дворца казанских архиереев 17 века, служил городской резиденцией главы православной церкви Казанского края.

Башня Сююмбеки – Исторической жемчужиной Казанского Кремля и архитектурной эмблемой города Казани является башня Сююмбеки, входящая ныне в комплекс Казанского Кремля. Ее название связывают с именем последней царицы Казанского ханства - Сююмбике. Это семиярусная, построенная из красного кирпича башня высотой 58 метров; три нижних ее четверика поднимаются лестничными уступами и окружены по периметру открытыми террасами. Интересно, что башня Сююмбеки, является одной из 40 «падающих» башен мира - в настоящее время ее наклон составляет 1.8 метра. С этой башней связано много легенд.

Казанский Цирк - здание Казанского цирка действительно уникальное, и его показывают гостям города как архитектурную достопримечательность. У подножия Кремля легко и изящно вписалось в городскую застройку здание, напоминающее мифическую «летающую тарелку». В лучах солнца серебристая чаша сверкает ослепительно, а вечером откуда-то изнутри ее возникает нежно-красный, переходящий в зеленовато-лиловые тона свет.. 

Центральный стадион - был построен в столице Татарстана в 1960 году по проекту архитектора В.Е. Портянкина. Главное спортивное ядро с футбольным полем и беговыми дорожками было рассчитано на 21 тысячу посадочных мест. Восточная, половина северных и южных трибун установлена на земляной насыпи. В одном блоке с главным спортивным ядром находился павильон, в котором были расположены помещения для спортсменов, два зала, комната для судей, комментаторские, буфет и пр..

Казанский зооботсад (зоопарк) - является одним из старейших в Европе учреждений подобного рода. Был основан при Казанском университете как ботанический сад в 1806 году Карлом Федоровичем Фуксом, а в 1829 году были приобретены прибрежные участки на берегу озера Кабан для закладки ботанического сада площадью 6,7 га.

В 1834 году построили оранжерею, и ботанический сад открылся для посещения. Сегодня в оранжерее зооботсада находятся пальмы, высаженные в позапрошлом веке (два экземпляра трахикарпуса высокого в возрасте более 170 лет). В 1931 году ботанический сад и зоопарк, открытый при госмузее РТ в 1925 году, были объединены в учреждение культуры – Казанский зооботанический сад.

Татарский государственный театр кукол «Экият» - был основан в 1934 году и является одним из ведущих театров кукол Российской Федерации. В настоящее время в театре работает около 100 человек. С 1974 года является членом Международной организации театров кукол — УНИМА. В 2012 году открыто новое здание театра на Петербургской улице.

Игровые задания                                                                                                                                       Возраст от 5-6 лет

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу карават (это кровать)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу урындык (это стул)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу өстәл (это стол)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу урындык (это табурет)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу банан (это банан)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу виноград (это виноград)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу груша (это груша)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу алма (это яблоко)

(детям еще раз поясняется, есть слова которые не переводятся на татарский и произносятся , так же, как и в русской разговорной речи)

3

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу кишер (это морковь)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу кыяр (это огуреө)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу суган (это лук)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу бәрәнге (это картошка)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу кызыл төс (это красный цвет )

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу зәңгәр төс (это синий цвет)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу яшел төс (это зеленый цвет)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу сары төс (это жёлтый цвет)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу чалбар (это брюки)

Чалбар нинди? (брюки какие?) – Чабар зәңгәр (брюки синие)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу күлмәк (это рубашка)

Күлмәк нинди? (рубашка какая?) – күлмәк сары (рубашка жёлтая)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу футболка (это футболка)

Футболка нинди? (футболка какая?) – Футболка кызыл (футболка красная)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу күлмәк (это платье)

Күлмәк нинди? (платье какое?) – күлмәк сары (платье жёлтое)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу ботка (это каша)

Ботка нәрсәдә? (каша  в чем?) ботка тәлинкәдә

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу баллы  кәнфит (это сладкие конфеты)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу тәмле чәк-чәк (это вкусный чак -чак)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу аш (это суп)

Ашны нәрсәдән ашылар? (чем едят суп?) ашны кашык белән ашылар (суп едят ложкой)

Игровые задания                                                                                                                                       Возраст от 4-5лет

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу машина (это машина)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу курчак (это кукла)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу аю (это медведь)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу туп (это мяч)

Барысы нәрсәләр? (как они все называются?) – уенчыклар (игрушки)

Алар белән нишлиләр? (что с ними делают?) – уйныйлар (играют)

02

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу аю (это медведь)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу куян (это заяц)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу эт (это собака)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу песи (это кошка)

Бу кем? (Это кто?) – Бу әби (это бабушка)

Бу кем? (Это кто?) – Бу бабай (это дедушка)

Бу кем? (Это кто?) – Бу әти (это папа)

Бу кем? (Это кто?) – Бу әни (это мама)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу ипи (это хлеб)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу чәй (это чай)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу сөт (это молоко)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу алма (это яблоко)

05

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу эт (это собака)

Эт нинди? (собака  какая?)  -эт пычрак (собака грязная)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу курчак (это кукла)

Курчак нинди?(кукла какая?) – курчак пычрак (кукла грязная)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу аю (это медведь)

Аю нинди? (медведь какой?) -  Аю чиста, зур (медведь чистый, большой)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу туп (это мяч)

Туп нинди? (мяч какой?) – Туп матур, кечкенә (Мяч красивый, маленький)

Ничә туп? (сколько мячей?) – Өч туп (три мяча)

Ничә туп? (сколько мячей?) – Бер туп (один мяч)

Ничә туп? (сколько мячей?) – Биш туп (пять мячей)

Ничә туп? (сколько мячей?) – Ике туп (два мяча)

Игровые задания                                                                                                                                       Возраст от 6-7 лет

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу пенал (это пенал)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу каләм (это ручка, карандаш)

Каләм белән нишлиләр? (что делают с карандашом?) - Рәсем ясыйлар (рисуют)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу дәфтәр (это тетрадь)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу клей (это клей)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу сары төс (это жёлтый цвет)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу яшел төс (это зеленый цвет)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу зәңгәр төс (это синий цвет)

Бу нинди төс? (Какой это цвет?) – Бу кызыл төс (это красный цвет )

003

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу тәмле чәк-чәк (это вкусный чак -чак)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу өчпочмак (это треугольник)

Бу нәрсә? (Что это?) – Бу пицца (это пицца)

Бу нәрсә? (Что это?) -  Бу кофе (это кофе)

004

Үрдәк нишли? (утка что делает?) – үрдәк чанада шуа (утка катается на санках)

Куян нишли? (зайчик что делает?) – куян сикерә (зайчик прыгает

Әтәч нишли? (петух что делает?) – әтәч җырлый (петух поет)

Керпе нишли? (Ёжик что делает?) – керпе уйный (ёжик играет)

Куян нишли? (зайчик что делает?) – куян китап укый (зайчик читает книгу

Әни нишли? (мама что делает?) – әни кул юа (мама моет руки)

Тычкан нишли? (мышка что делает?) – тычкан ашый (мышка кушает)

Әби нишли? (бабушка что делает?) – әби утыра (бабушка сидит)

006

Төлке нишли? (Лиса что делает?) – төлке бара  (лиса идет)

Аю нишли? (медвеңонок что делает? – аю йоклый (медведҗ спит)

Песи нишли? (котенок что делает?) – песи сөт эчә (кошечка молоко пьет)

Эт нишли? (собачка что делает?) – эт ашый (собачка кушает)

Использованная литература:

1. Переходов В.Н. - «Основы управления инновационной деятельностью», М.- ИНФРА-М, 2005. - 222с.

2. А. Баркер.Алхимия инноваций. М.: ООО «Вершина», 2004г, 224с.

3. Учебно методический комплект и Дидактический материал по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», Зариповой З. М.

4. Интернет ресурс : mon.tatarstan.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с детьми младшего возраста «Безопасность на дороге».

закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать у детей умение реагировать на зрительный сигнал....

Методическая разработка образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с старшего дошкольного возраста «Освобождения города Краснодара от немецко - фашистских захватчиков»

Рассказать о Великой Отечественной войне, о защитниках города Краснодара в годы войны. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину, за народ, который выстоял нашествие фашистов и защитил нашу стр...

Методическая разработка на тему: «Изучение и практическое освоение правил дорожного движения дошкольниками по средствам информационно-игрового стенда»

Данная методическая разработка представляет собой различные методы и формы работы по изучению и практическому освоению правил дорожного движения дошкольниками....

Методическая разработка по закреплению звука Ш

Альбом по коррекции любого звука можно сделать самим. Он удобен как для индивидуальных занятий, так и для занятий в подгруппах. Дети с большим желанием и интересом выполняют все задания в альбоме...

Методическая разработка - Конспект НОД "Изучение форм и цветов" в группе раннего возраста.

Конспект НОД  "Изучение форм и цветов"  в группе раннего возраста.Цель: Формирование у детей знаний о форме и цвете предметов.К конспекту прилагается презентация "Изучени...

Методическая разработка для диагностики, изучения и закрепления знаний по культуре здоровья

Методическая разработка для диагностики, изучения и закрепления знаний по культуре здоровьяссылка на документ: https://drive.google.com/file/d/19kg9ErPR5JN1Hv9_JWxoWycIp5hb7TWC/view?usp=shar...

Методическая разработка по теме изучение правил дорожного движения «Лепбук- дидактическое пособие для обучение детей Правилам Дорожного движения

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...