Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: ТУКАЙ БҮГЕН ДӘ БЕЗНЕҢ БЕЛӘН! ТУКАЙ И СЕГОДНЯ С НАМИ! С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК "ГОВОРИМ ПО-ТАТАРСКИ"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Мухаметзянова Гульнара Фаритовна

    В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.

    Одним из ярчайших представителей татарской литературы является великий татарский поэт Габдулла Тукай. С годами глубже осознаём мы значение творчества и величие личности - Тукая.

    Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  

    Тема:

    ТУКАЙ  БҮГЕН ДӘ БЕЗНЕҢ  БЕЛӘН!

    ТУКАЙ  И СЕГОДНЯ С НАМИ!

    АННОТАЦИЯ

    В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.

    Одним из ярчайших представителей татарской литературы является великий татарский поэт Габдулла Тукай. С годами глубже осознаём мы значение творчества и величие личности - Тукая.

    Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учит жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким в повседневном хаосе сегодняшнего бытия. Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений ребёнок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью, обладающей высокими духовно- нравственными качествами станет он в будущем.

    Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, родителей детей старшего дошкольного возраста и начальных классов.

    Направление деятельности:

     «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду»

    Номинация:

    “Работа с родителями”

    Форма проведения:

    Интегрированная образовательная деятельность по изучению татарского языка и культуры татарского народа через мультимедийные ресурсы(с использованием УМК) совместно с родителями в старшей группе по проекту «Уйныйуйный үсәбез”.

    Предварительная работа:

    -беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;

    -чтение художественной литературы – произведения Г. Тукая:”Кәҗә белән Сарык әкияте”, “Бала белән күбәләк”, “Шүрәле”, “Су анасы”, “Туган авылым”;

    -разучивание стихотворений о весне и отрывки произведений Г.Тукая;

    -подбор аудиозаписей и разучивание песен: “Яз җыры”, “Бәйрәм бүген”. (Приложение 5);

    -разучивание игр: “Яз килә” уены, “Шүрәле” уены, “Түбәтәй” уены,

    -использование УМК “уйный-уйный үсәбез”: аудио-приложение №2 “Бу өй матур, бу өй зур”;

    -видео-презентацию “Габдулла Тукай”, DVDдиск;

    -видео-приложение: мультфильм на татарском языке “Кызыклы шәкерт”;

    -разработать интерактивную игру “Минем гаилә”;

    -изготовление масок для игры “Бу өй матур, бу өй зур”;

    -изготовление костюмов: коза, баран, бабочка, шурале, су анасы, татарские национальные костюмы для мальчиков и девочек.

    Организация среды:  (оформление музыкального зала для инсценировки произведений Г. Тукая).

    Словарная работа:кызыклы шәкерт, әйт әле, күбәләк, иркәли, сөя, дус гаилә.

    Оборудование:

    -интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, мостик

    Цель изадачи:

    -Обобщить знания детей о творчестве татарского поэта Г.Тукая, продолжить формирование духовной культуры, углублять знания национального фольклора, способствовать развитию эмоциональной сферы детей, любознательности, познавательной активности, расширять кругозор, будить фантазию и воображение.

    -Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду.

    - Воспитывать умение удивляться красоте родной природы.

    -Закрепить знания по теме: «Семья», продолжать учить детей вступать в диалог и использовать в речи слова: исәнмесез, хәлләр ничек, әйбәт, рәхмәт, хәерле көн.

    -Расширять представления родителей о татарской детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

    Структура занятия:

    1. Вводная часть

    Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
    Организационный момент:

    1. Здороваемся.

    2. Игра “Яз килә”

    2. Основная часть

    Цель: реализация задач программного содержания.

    Методические приемы:

    1. Повтор пройденной темы “Семья”.

    2. Инсценировка произведений Г.Тукая.

    3. Знакомство с новыми словами.

    4. Музыкально-хороводная игра “Шурале”, “Тюбетей”.

    3. Заключительная часть

    Цель: подвести итог занятия.

    Подведение итогов, обобщение, оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности.Мультфильм на татарском языке «Кызыклы шәкерт”.

    Использованная литература:

    «Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку» Казань, 2012г.

    Г Тукай «Безнең гаилә”, Казань, 2001 г.

    Сборник стихотворений Г. Тукая для детей и диск с мультфильмами на татарском, русском и английском языках, Казань, 2012г.

    «Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г.

    Балачакаланы: балаларбакчасытәрбиячеләреһәмәти-

    әниләрөчен хрестоматия. — Казан: РИЦ, 2011.

    Ход занятия:

    “Бәйрәм бүген” җыры яңгырый. Балалар музыкага залга керәләр. (Приложение №1)

    -Исәнмесез, дусларым!

            -Исәнмесез!

    -Хәерле көн! –дисәк без,

            -Хәерле көн! –дибез без.

    -Хәлләрегез ничек соң?

            -Әйбәт, рәхмәт. Кояшлы иртә кебек.

            Тукай телен, татар телен

            Өйрәнергә дип килдек.

            «Яз килә» уены.

    -Йә, балалар, карагыз,

    Тышта әнә килә яз.

            -Әйе, әйе күрәбез

            Тышта әнә килә яз!

    -Йә, балалар, карагыз,

    Кошлар кайта көньяктан.

            -Йә, балалар, карагыз,

            Тамчы тама тып та тып.

                    -Йә, балалар,карагыз,

                    Кояш көлә биектә.

                            -Йә, балалар, карагыз,

                            Урамда яз килә!   (Урындыкларга утыралар)

    “Яз” җыры яңгырый. (Приложение №2)

     Балалар яз турында шигырьләр башкаралар.(Приложение №3)

    Видео-презентация “Тукай и сегодня с нами”. (Приложение 4)

    Ведущий: Когда наступает Весна – солнышко улыбается, весело журча бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев – в апреле месяце, каждый год мы с вами  вспоминаем  великого татарского поэта Габдулла Тукая. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего пять месяцев от роду, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне , мать вторично вышла замуж за муллу из соседней деревни, но вскоре умирает и мать...

    ИГРА “Бу өй матур, бу өй зур!”

    Аудио приложение “Уйный – уйный үсәбез.” (Приложение 5)

    Интерактивная игра “Минем гаилә”. (Приложение 6)

    Ребенок:

    Есть деревня вблизи Казани, по названию Кырлай

    Даже куры в том Кырлае петь умеют… Дивный край!

    Он слывет большой деревней?

    Нет напротив, невелик,

    А река, народа гордость-

    Просто маленький родник.

    (Инсценировка «Сказки про козу и барана»)

    Сарык

    Жил был мужик со старухой в былые времена,

    Бедна их жизнь была, убога и скудна.

    Барана и козу им прокормить невмочь

    Впустую ведь едят – пускай уходят прочь!

    Кәҗә

    А что ж Баран с Козой, бедняги из бедняг?

    Хозяин порешил и значит будет так.

    В глазах темно, не радует трава,

    Вдруг у тропы – глядь! Волчья голова!

    Сарык

    Мешок свой захватив с волчиной головой,

    По лесу путь вдвоем продолжим мы с тобой.

    Ведущий:

    До девяти лет Габдулла жил в деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку… На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля.

    Ребенок:

    Сторона это лесная вечно в памяти жива

    Бархатистымодеалом расстилается трава…

    От малины, земляники

    Все в лесу пестрым пестро

    Набираешь в миг единый ягод полное ведро.

    (Инсценировка стихотворения «Бабочка и ребенок»)

    Кыз:

    -Нинди матур күбәләк!

    Сөйләшикче бергәләп?

    Әйт әле, күбәләк,

    Сөйләшик бергәләп:

    Бу кадәр күп очып

    Армыйсың син ничек?

    Күбәләк:

    Мин торам кырларда,

    Болында, урманда;

    Уйныймын, очамын

    Якты көн булганда.

    Иркәли һәм сөя

    Кояшның яктысы;

    Аш буладыр миңа

    Чәчәкләр хуш исе!

    Ведущий:

            В родном крае Габдуллы Тукая свято чтят традиции татарского народа . Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.

    (Инсценировка сказки «Шурале»)

    Ребенок:

    Как-то в ночь, когда сияя, в облаках луна скользит,

    Из деревни за дровами в лес отправился джигит.

    Как бывает часто летом, ночь была свежа, влажна;

    Оттого, что птицы спали, нарастала тишина.

    Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке,

    И топор остановился в замахнувшейся руке.

    Шүрәле:

    Молодой джигит, не бойся не влечет меня разбой,

    Но хотя я не разбойник, - и не праведник святой.

    Почему ,тебя завидев, я издал веселый крик?-

    Потому, что я щекоткой убивать людей привык.

    На-ка, пальцами своими, братец мой, пошевели

    Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!

    Игра песня “Шүрәле”

    (Приложение №8)

    Ведущий:

            В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно живут шүрәле. Но  его герои не омрачают жизнь людей, скорее это наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем.

    (Инсценировка сказки “Су анасы”)

    Лето. В жаркую погоду любо в озере играть:

    Брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать!

    Что-то боязно мне стало – нет ведь рядом не души

    Я домой уже собрался, оглянулся на мостки-

    -Глядь! Там ведьма водяная ноги  свесила с доски!

    Су анасы

    -Су анасы мин, китер, кайда минем алтын тарак?

    Бир! Бая көндез алып качты синең улың, карак!

    Ведущий:

            С детства  унаследовал Тукай любовь к песне, к народному языку. Чистота и напевность родной речи проникали в душу ребенка с самыми первыми детскими впечатлениями, радостными были они или горькими.

    Ребенок:

    Стоит деревня наша на горке некрутой,

    Родник с водой студеной от нас подать рукой.

    Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

    Люблю душой и телом, я все в краю родном.

    Ведущий:

            Жизнь его оборвалась рано. Находясь в больнице, Тукай писал: «…я проснулся. Проснулся, чтобы не засыпать вовек». Словно он предчувствовал свое бессмертие. Его именем названы села, районы, красивейшие улицы в городах. Стихи его превратились в песни. О нем созданы поэмы, драмы, романы, симфонии…

             Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года – и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни...

    “Түбәтәй” уены

    (Приложение №8)

    Заключительная часть. Подведение итогов.

    Подведение итогов, обобщение, оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности.

    Просмотр Мультфильма на татарском языке по сказке Г.Тукая “Кызыклы шәкерт”. (Приложение 9)

    Ведущий:

    Дружок, не бойся шүрәле, ведьм не бойся и чертей,

    Никто, поверь мне, отродясь не встречал таких гостей!

    Такие вымыслы дружок, - лишь туман былых времен;

    Не устрашают, а смешат нас проделки Шүрәле.

    Для черта нету пустыря, логова для беса нет;

    Для недотепы Шүрәле темного леса нет!

    Так постарайся же, дружок, все науки изучить,

    И вскоре правду ото лжи ты сумеешь отличить!

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    Аудио запись песни: «Бәйрәм бүген”.
    Җәүдәт Фәйзи көе. Габдулла Тукай сүзләре

    Бар күңеллелек бөтен дөньяда, бар бер ямь бүген!
    — Нәрсәдән бу? — Мин беләм: бәйрәм бүген, бәйрәм бүген!
    Бер мөкатдәс хис белән һәрбер кеше хәйран бүген;
    Уйный сазым да минем бәйрәм көен: бәйрәм бүген!
    Арттыра, күрдем, кояш гадәттәгедән балкуын;
    — Ул киенгәндер! — дидем, бәйрәм бүген, бәйрәм бүген!


    Хис итеп һәр җирдә дә бер төрле хуш ис аңкуын;
    «Ислемай сөрткән икән дөнья!» — дидем, бәйрәм бүген!
    Яр башыннан тыңладым мин бер суның дулкыннарын:
    Сөйләшәләр үзара: «Бәйрәм бүген, бәйрәм бүген!..»
    Тыңладым әкрен генә искәндә бәйрәм көн җилен;
    Анысы да сөйли тагын: «Бәйрәм бүген, бәйрәм бүген!..

    Перевод на русский:

    Сегодня праздник.

    Веселье во всем мире, есть одна прелесть сегодня!
    — Отчего это? — Я знаю: сегодня праздник, сегодня праздник!
    Каждый охвачен одним волнующим чувством;
    И моя душа играет праздничный мотив: сегодня праздник
    Солнце светит ярче обычного, я вижу;
    — Оно приоделось наверно! — говорю, сегодня праздник, сегодня праздник!


    Чувствуешь везде один и тот же душистый запах;
    «Мир надушился аромамаслами!» — говорю, сегодня праздник!
    С берега слушал я волны вод:
    Говорят между собой: « Сегодня праздник, сегодня праздник!..»
    Подслушал тихонько когда веял я праздничный ветер;
    И он говорит: Сегодня праздник, сегодня праздник!..»

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

     Аудио запись песни:  “Яз җыры”.

    Фатих Кәрим сүзләре

    Кояш көлеп карый безгә,
    Күзләр чагыла,
    Елгалардан бозлар ага
    Диңгез ягына.

    Яз, яз, яз җитә,
    Тәрәзәне ачтылар,
    Тып, тып, тып итә
    Эре-эре тамчылар.

    Агачка кунып чыпчыклар
    Чыелдашалар,
    Яшькелт-кара сыерчыклар
    Әй җырлашалар.
    Яз, яз, яз җитә,
    Тәрәзәне ачтылар,
    Тып, тып, тып итә
    Эре-эре тамчылар.

    Тиздән шаулап яфрак ярыр
    Озын ак каен,
    Ал чәчәкләр алып килер
    Безгә май ае.
    Яз, яз, яз җитә,
    Тәрәзәне ачтылар,
    Тып, тып, тып итә
    Эре-эре тамчылар.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

    Яз турында шигырьләр.

    Яз булгач (Н.Исәнбәт)

    Боз киткәч, җир кипкәч,

    Сыерчыклар килгәннәр,

    Ояларын күргәннәр.

    Сайлап-сайлап йөргәннәр.

     

    Мин ясаганояны

    Икесебикяраткан.

    Алмасындипбашкалар

    Саклашаларчиратлап…

     

    Сәламбирепаларга

    Ерактануксызгырам.

    Сәламбирепалар да

    Шундыйитепсызгыра:

    Хәттаминнәнуздыра.Яз(ГабделмәннанРәхманколый)

    Индеязҗитте,

    Җирдә кар эрепбетте.

    Салкынбуранлыкөннәр

    Кыш беләнузыпкитте.

    Җылыһавадайөреп,

    Агымсуларныкүреп,

    Күңелләремхушлана,

    Язныңрәхәтенбелеп.

    Иртәнтәрәзәләрдән

    Кояшяктысытөшкән.

    Ниндиматурсайрыйлар

    Кошлар да килепҗиткән

    Яз килә (М.Мазунов)

    Көннәр аяз, күктә алсу

    Нур сибеп кояш көлә.

    Җиргә тама көмеш тамчы -

    Сагынып көткән яз килә.

    Әйтегезче,кайсы вакыт

    Яздагыдан ямьлерәк?

    Кыш айларын да яратам,

    Әммаязкүңеллерәк.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

     Видео-презентация “Габдулла Тукай”.

    DVD диск Габдулла Тукай.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

    Аудио приложение “Уйный – уйный үсәбез”.

     ИГРА “Бу өй матур, бу өй зур!”

    ПРИЛОЖЕНИЕ 6.  

    Интерактивная игра “Минем гаилә”.

    Мин-бабай!

    Мин-әби!

    Мин-әти!

    Мин-әни!

    Мин-малай!

    Мин-кыз!

    Дус гаилә!

    ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

    Зиннур Хөснияр сүзләре

    Алмаз Имаев музыкасы

    “ Шүрәле” җыры. 

     Җен дә түгел, җил дә түгел

    Күренеп йөри торган.

    Шүрәлене саклап тора

    Татарда кара урман.

     

    Кушымта:

    Шүрәле, Шүрәле

    Балаларны  күр әле.

    Аларбии, аларҗырлый

    Кулларчабып тор әле.

     

    Бермөгездә, койрыкбер,

    Кети, кетиуйный ул.

    Кием-салым кими ул,

    Балаларгатими ул.

     

    Кушымта:

    Шүрәле, Шүрәле

    Балаларны  күрәле.

    Аларбии, аларҗырлый

    Кулларчабып тор әле.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

    “Түбәтәй” уены.

    Түб-түб түбәтәй, түбәтәең укалы,

    Чиккән, матур түбәтәй – менә кемдә тукталды.

    (Татар бию көе яңгырый, бию оештырыла)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

    Мультфильм на татарском языке Производство:"Татармультфильм"

    Кызыклы шәкерт

    Габдулла Тукай

    Әйдәле, Акбай! өйрән син, арт аягың берлә тор;
    Аума, аума! туп-туры тор, төз утыр, яхшы утыр!

    — Ник газаплыйсың болай син, мин әле бик кечкенә;
    Мин туганга тик ике айлап булыр йә өч кенә.

    Юк, кирәкми, мин өйрәнмим, минем уйныйсым килә;
    Шул болыннарда ятасым, шунда ауныйсым килә.

    — Ах, җүләр маэмай! тырыш яшьләй, зурайгач җайсыз ул:
    Картаеп каткач буыннар — эш белү уңгайсыз ул!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ТУКАЙ И СЕГОДНЯ С НАМИ!" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК.

    Видео-презентация “Тукай и сегодня с нами”.  Когда наступает Весна – солнышко улыбается, весело журча бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев – в апреле месяце, каждый год мы с вами...

    Практический материал для инструкторов по физической культуре по теме "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста" для использования в процессе образовательной деятельности по физической культуре

    В данном материале описываются упражнения (общеразвивающие, дыхательные, подвижные игры и.т.д.) способствующие формированию навыка правильной осанки, укреплению дыхательной системы, мышечного корсета,...

    Тема: «Вулканы» ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием исследовательских технологий.

    Тема: «Вулканы» ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием исследовательских технологий....

    Конспект занятия с использованием УМК по татарскому языку.

    Путешествие по произведениям «Габдуллы Тукая».  ООД для детей старшей группы.Цель: формирование у детей интереса к  родной природе,родному языку и воспитание любви к прекрасному.....