Главные вкладки

    ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ТУКАЙ И СЕГОДНЯ С НАМИ!" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК.
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Мухаметзянова Гульнара Фаритовна

    Видео-презентация “Тукай и сегодня с нами”.

     Когда наступает Весна – солнышко улыбается, весело журча бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев – в апреле месяце, каждый год мы с вами  вспоминаем  великого татарского поэта Габдулла Тукая. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего пять месяцев от роду, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне , мать вторично вышла замуж за муллу из соседней деревни, но вскоре умирает и мать...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tukay_i_segodnya_snami.docx24.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеграционная образовательная деятельность

    по изучению татарского языка

    с использованием УМК

    ТУКАЙ БҮГЕН ДӘ БЕЗНЕҢ БЕЛӘН!

    ТУКАЙ  И  СЕГОДНЯ  С  НАМИ!

    Воспитатель по обучению

     детей татарскому языку

    Мухаметзянова Г.Ф.

    МБДОУ №32 “Сказка”

    ЯШЕЛ ҮЗӘН ШӘҺӘРЕ-2013 ел

    “Бәйрәм бүген” җыры яңгырый. Балалар музыкага залга керәләр.

    -Исәнмесез ,дусларым!

            -Исәнмесез!

    -Хәерле көн! –дисәк без,

            -Хәерле көн! –дибез без.

    -Хәлләрегез ничек соң?

            -Яхшы, рәхмәт. Кояшлы иртә кебек.

            Тукай телен, татар телен

            Өйрәнергә дип килдек.

    “Яз” җыры яңгырый. Балалар яз турында шигырьләр башкаралар.

            «Яз килә» уены.

    -Йә, балалар, карагыз,

    Тышта әнә килә яз.

            -Әйе, әйе күрәбез

            Тышта әнә килә яз!

    -Йә, балалар, карагыз,

    Кошлар кайта көньяктан.

            -Йә, балалар, карагыз,

            Тамчы тама тып та тып.

                    -Йә, балалар,карагыз,

                    Кояш көлә биектә.

                            -Йә, балалар, карагыз,

                            Урамда яз килә!   (Урындыкларга утыралар)

    Видео-презентация “Тукай и сегодня с нами”.

    Ведущий: Когда наступает Весна – солнышко улыбается, весело журча бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев – в апреле месяце, каждый год мы с вами  вспоминаем  великого татарского поэта Габдулла Тукая. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего пять месяцев от роду, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне , мать вторично вышла замуж за муллу из соседней деревни, но вскоре умирает и мать...

    ИГРА “Бу өй матур, бу өй зур!” Аудио приложение “Уйный – уйный үсәбез.”

    Есть деревня вблизи Казани, по названию Кырлай

    Даже куры в том Кырлае петь умеют… Дивный край!

    Он слывет большой деревней?

    Нет напротив, невелик,

    А река, народа гордость-

    Просто маленький родник.

    (Инсценировка «Сказки про козу и барана»)

    Сарык

    Жил был мужик со старухой в былые времена,

    Бедна их жизнь была, убога и скудна.

    Барана и козу им прокормить невмочь

    Впустую ведь едят – пускай уходят прочь!

    Кәҗә

    А что ж Баран с Козой, бедняги из бедняг?

    Хозяин порешил и значит будет так.

    В глазах темно, не радует трава,

    Вдруг у тропы – глядь! Волчья голова!

    Сарык

    Мешок свой захватив с волчиной головой,

    По лесу путь вдвоем продолжим мы с тобой.

    Ведущий:

    До девяти лет Габдулла жил в деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку… На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля.

    Сторона это лесная вечно в памяти жива

    Бархатистым одеалом расстилается трава…

    От малины, земляники

    Все в лесу пестрым пестро

    Набираешь в миг единый ягод полное ведро.

    (Инсценировка стихотворения «Бабочка и ребенок»)

    Кыз

    -Нинди матур күбәләк!

    Сөйләшикче бергәләп?

    Әйт әле, күбәләк,

    Сөйләшик бергәләп:

    Бу кадәр күп очып

    Армыйсың син ничек?

    Күбәләк

    Мин торам кырларда,

    Болында, урманда;

    Уйныймын, очамын

    Якты көн булганда.

    Иркәли һәм сөя

    Кояшның яктысы;

    Аш буладыр миңа

    Чәчәкләр хуш исе!

    Ведущий:

            В родном крае Габдуллы Тукая свято чтят традиции татарского народа . Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.

    (Инсценировка сказки «Шурале»)

    Как-то в ночь, когда сияя, в облаках луна скользит,

    Из деревни за дровами в лес отправился джигит.

    Как бывает часто летом, ночь была свежа, влажна;

    Оттого, что птицы спали, нарастала тишина.

    Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке,

    И топор остановился в замахнувшейся руке.

    Шүрәле

    Молодой джигит, не бойся не влечет меня разбой,

    Но хотя я не разбойник, - и не праведник святой.

    Почему ,тебя завидев, я издал веселый крик?-

    Потому, что я щекоткой убивать людей привык.

    На-ка, пальцами своими, братец мой, пошевели

    Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!

    Игра песня “Шүрәле”

    Ведущий:

            В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно живут шүрәле. Но  его герои не омрачают жизнь людей, скорее это наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем.

    (Инсценировка сказки “Су анасы”)

    Лето. В жаркую погоду любо в озере играть:

    Брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать!

    Что-то боязно мне стало – нет ведь рядом не души

    Я домой уже собрался, оглянулся на мостки-

    -Глядь! Там ведьма водяная ноги  свесила с доски!

    Су анасы

    -Су анасы мин, китер, кайда минем алтын тарак?

    Бир! Бая көндез алып качты синең улың, карак!

    Ведущий:

            С детства  унаследовал Тукай любовь к песне, к народному языку. Чистота и напевность родной речи проникали в душу ребенка с самыми первыми детскими впечатлениями, радостными были они или горькими.

    Стоит деревня наша на горке некрутой,

    Родник с водой студеной от нас подать рукой.

    Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

    Люблю душой и телом, я все в краю родном.

    Ведущий:

            Жизнь его оборвалась рано. Находясь в больнице, Тукай писал: «…я проснулся. Проснулся, чтобы не засыпать вовек». Словно он предчувствовал свое бессмертие. Его именем названы села, районы, красивейшие улицы в городах. Стихи его превратились в песни. О нем созданы поэмы, драмы, романы, симфонии…

              Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года – и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни...

    Дружок, не бойся шүрәле, ведьм не бойся и чертей,

    Никто, поверь мне, отродясь не встречал таких гостей!

    Такие вымыслы дружок, - лишь туман былых времен;

    Не устрашают, а смешат нас проделки Шүрәле.

    Для черта нету пустыря, логова для беса нет;

    Для недотепы Шүрәле темного леса нет!

    Так постарайся же, дружок, все науки изучить,

    И вскоре правду ото лжи ты сумеешь отличить!

    “Түбәтәй” уены

    Просмотр Мультфильма на татарском языке по сказке Г.Тукая.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: ТУКАЙ БҮГЕН ДӘ БЕЗНЕҢ БЕЛӘН! ТУКАЙ И СЕГОДНЯ С НАМИ! С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК "ГОВОРИМ ПО-ТАТАРСКИ"

    В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.О...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по сказке "Аленушка и лиса" с использованием мнемотаблиц.

    Данный конспект будет полезен воспитателям младшей группы по развитию речи....

    Непрерывная интегрированная образовательная деятельность «Варежка!» с детьми средней группы с использованием проблемного обучения и игровых технологий

    Программное содержание: закрепить знания детьми жёлтого и красного цветов; учить проводить кистью прямые линии, создавая простейший орнамент чередованием полос разного цвета; развивать умение работать...

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СМЕШАННОЙ РАННЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ НА ТЕМУ: «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

    Цель:  Дать детям представление о жизни  диких   животных в зимнем лесу. Закрепить элементарные представления о зиме....

    Конспект непрерывной интегрированной образовательной деятельности «Воробьи» с детьми младшей группы с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий

    Цели:Образовательные: формирование представлений об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года; закрепления знаний о зиме; развитие познавательного интереса к родной природе;Коррекц...

    Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий. «На помощь зимующим птичкам»

    Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.«На помощь зимующим птичкам»Цель: укреплен...