ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ТУКАЙ И СЕГОДНЯ С НАМИ!" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Мухаметзянова Гульнара Фаритовна

Видео-презентация “Тукай и сегодня с нами”.

 Когда наступает Весна – солнышко улыбается, весело журча бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев – в апреле месяце, каждый год мы с вами  вспоминаем  великого татарского поэта Габдулла Тукая. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего пять месяцев от роду, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне , мать вторично вышла замуж за муллу из соседней деревни, но вскоре умирает и мать...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tukay_i_segodnya_snami.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграционная образовательная деятельность

по изучению татарского языка

с использованием УМК

ТУКАЙ БҮГЕН ДӘ БЕЗНЕҢ БЕЛӘН!

ТУКАЙ  И  СЕГОДНЯ  С  НАМИ!

Воспитатель по обучению

 детей татарскому языку

Мухаметзянова Г.Ф.

МБДОУ №32 “Сказка”

ЯШЕЛ ҮЗӘН ШӘҺӘРЕ-2013 ел

“Бәйрәм бүген” җыры яңгырый. Балалар музыкага залга керәләр.

-Исәнмесез ,дусларым!

        -Исәнмесез!

-Хәерле көн! –дисәк без,

        -Хәерле көн! –дибез без.

-Хәлләрегез ничек соң?

        -Яхшы, рәхмәт. Кояшлы иртә кебек.

        Тукай телен, татар телен

        Өйрәнергә дип килдек.

“Яз” җыры яңгырый. Балалар яз турында шигырьләр башкаралар.

        «Яз килә» уены.

-Йә, балалар, карагыз,

Тышта әнә килә яз.

        -Әйе, әйе күрәбез

        Тышта әнә килә яз!

-Йә, балалар, карагыз,

Кошлар кайта көньяктан.

        -Йә, балалар, карагыз,

        Тамчы тама тып та тып.

                -Йә, балалар,карагыз,

                Кояш көлә биектә.

                        -Йә, балалар, карагыз,

                        Урамда яз килә!   (Урындыкларга утыралар)

Видео-презентация “Тукай и сегодня с нами”.

Ведущий: Когда наступает Весна – солнышко улыбается, весело журча бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев – в апреле месяце, каждый год мы с вами  вспоминаем  великого татарского поэта Габдулла Тукая. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего пять месяцев от роду, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне , мать вторично вышла замуж за муллу из соседней деревни, но вскоре умирает и мать...

ИГРА “Бу өй матур, бу өй зур!” Аудио приложение “Уйный – уйный үсәбез.”

Есть деревня вблизи Казани, по названию Кырлай

Даже куры в том Кырлае петь умеют… Дивный край!

Он слывет большой деревней?

Нет напротив, невелик,

А река, народа гордость-

Просто маленький родник.

(Инсценировка «Сказки про козу и барана»)

Сарык

Жил был мужик со старухой в былые времена,

Бедна их жизнь была, убога и скудна.

Барана и козу им прокормить невмочь

Впустую ведь едят – пускай уходят прочь!

Кәҗә

А что ж Баран с Козой, бедняги из бедняг?

Хозяин порешил и значит будет так.

В глазах темно, не радует трава,

Вдруг у тропы – глядь! Волчья голова!

Сарык

Мешок свой захватив с волчиной головой,

По лесу путь вдвоем продолжим мы с тобой.

Ведущий:

До девяти лет Габдулла жил в деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку… На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля.

Сторона это лесная вечно в памяти жива

Бархатистым одеалом расстилается трава…

От малины, земляники

Все в лесу пестрым пестро

Набираешь в миг единый ягод полное ведро.

(Инсценировка стихотворения «Бабочка и ребенок»)

Кыз

-Нинди матур күбәләк!

Сөйләшикче бергәләп?

Әйт әле, күбәләк,

Сөйләшик бергәләп:

Бу кадәр күп очып

Армыйсың син ничек?

Күбәләк

Мин торам кырларда,

Болында, урманда;

Уйныймын, очамын

Якты көн булганда.

Иркәли һәм сөя

Кояшның яктысы;

Аш буладыр миңа

Чәчәкләр хуш исе!

Ведущий:

        В родном крае Габдуллы Тукая свято чтят традиции татарского народа . Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.

(Инсценировка сказки «Шурале»)

Как-то в ночь, когда сияя, в облаках луна скользит,

Из деревни за дровами в лес отправился джигит.

Как бывает часто летом, ночь была свежа, влажна;

Оттого, что птицы спали, нарастала тишина.

Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке,

И топор остановился в замахнувшейся руке.

Шүрәле

Молодой джигит, не бойся не влечет меня разбой,

Но хотя я не разбойник, - и не праведник святой.

Почему ,тебя завидев, я издал веселый крик?-

Потому, что я щекоткой убивать людей привык.

На-ка, пальцами своими, братец мой, пошевели

Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!

Игра песня “Шүрәле”

Ведущий:

        В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно живут шүрәле. Но  его герои не омрачают жизнь людей, скорее это наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем.

(Инсценировка сказки “Су анасы”)

Лето. В жаркую погоду любо в озере играть:

Брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать!

Что-то боязно мне стало – нет ведь рядом не души

Я домой уже собрался, оглянулся на мостки-

-Глядь! Там ведьма водяная ноги  свесила с доски!

Су анасы

-Су анасы мин, китер, кайда минем алтын тарак?

Бир! Бая көндез алып качты синең улың, карак!

Ведущий:

        С детства  унаследовал Тукай любовь к песне, к народному языку. Чистота и напевность родной речи проникали в душу ребенка с самыми первыми детскими впечатлениями, радостными были они или горькими.

Стоит деревня наша на горке некрутой,

Родник с водой студеной от нас подать рукой.

Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом, я все в краю родном.

Ведущий:

        Жизнь его оборвалась рано. Находясь в больнице, Тукай писал: «…я проснулся. Проснулся, чтобы не засыпать вовек». Словно он предчувствовал свое бессмертие. Его именем названы села, районы, красивейшие улицы в городах. Стихи его превратились в песни. О нем созданы поэмы, драмы, романы, симфонии…

          Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года – и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни...

Дружок, не бойся шүрәле, ведьм не бойся и чертей,

Никто, поверь мне, отродясь не встречал таких гостей!

Такие вымыслы дружок, - лишь туман былых времен;

Не устрашают, а смешат нас проделки Шүрәле.

Для черта нету пустыря, логова для беса нет;

Для недотепы Шүрәле темного леса нет!

Так постарайся же, дружок, все науки изучить,

И вскоре правду ото лжи ты сумеешь отличить!

“Түбәтәй” уены

Просмотр Мультфильма на татарском языке по сказке Г.Тукая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: ТУКАЙ БҮГЕН ДӘ БЕЗНЕҢ БЕЛӘН! ТУКАЙ И СЕГОДНЯ С НАМИ! С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК "ГОВОРИМ ПО-ТАТАРСКИ"

В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.О...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по сказке "Аленушка и лиса" с использованием мнемотаблиц.

Данный конспект будет полезен воспитателям младшей группы по развитию речи....

Непрерывная интегрированная образовательная деятельность «Варежка!» с детьми средней группы с использованием проблемного обучения и игровых технологий

Программное содержание: закрепить знания детьми жёлтого и красного цветов; учить проводить кистью прямые линии, создавая простейший орнамент чередованием полос разного цвета; развивать умение работать...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СМЕШАННОЙ РАННЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ НА ТЕМУ: «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

Цель:  Дать детям представление о жизни  диких   животных в зимнем лесу. Закрепить элементарные представления о зиме....

Конспект непрерывной интегрированной образовательной деятельности «Воробьи» с детьми младшей группы с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий

Цели:Образовательные: формирование представлений об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года; закрепления знаний о зиме; развитие познавательного интереса к родной природе;Коррекц...

Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий. «На помощь зимующим птичкам»

Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.«На помощь зимующим птичкам»Цель: укреплен...