Как правильно готовить ребенка к школе
консультация по развитию речи

Речь детей седьмого года жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

    На седьмом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Все чаще в речи детей появляются обобщающие слова (существительные, прилагательные, глаголы). За год словарь детей увеличивается до 1200-1400 слов. Многие слова переходят из пассивного словаря в активный. В речи детей появляются приставки, суффиксы, речь становится более выразительной, эмоциональной, достаточно развернутой, логически последовательной. Несмотря на значительное расширение лексики, необходимо все же продолжение работы над овладением словарем. Хорошей проверкой и показателем развития словаря ребенка являются задания следующего плана:

   -подбор слов-антонимов  (высокий-низкий, широкий-узкий и т.д.)

   -подбор наибольшего количества прилагательных к существительным (Какой может быть осень? , Каким может быть цветок?).

   -подбор слов-синонимов (ходить-идти, шагать, топать и т.д.)

   -образование существительных в родительном  падеже множественного числа (много карандашей, окон, ушей)

  -образование прилагательных от существительных (шапка из меха- меховая, сумка из кожи-кожаная и т.д.)

   -образование притяжательных, относительных прилагательных (хвост чей?-лисий, лапа чья?-медвежья, компот из яблок какой?-яблочный, сок из вишни какой?-вишневый)

   -согласование существительных с числительными

   -образование различных форм глаголов совершенного и несовершенного вида (шел-пришел, пьет-выпила, бегать-бежал и т.д.)

   -правильное употребление предлогов в речи (под, из-под, над, из-под, за , из-за), наречий-около, вокруг, рядом.

   -употребление приставочных глаголов с разными оттенками значений (подъезжает, объезжает, переезжает, выезжает)

   Грамматическая правильность речи зависит от того, как часто родители обращают внимание на ошибки своих детей, исправляя их, давая правильный образец. У каждого ребенка совершенствуются монологическая речь. Он может передать содержание небольшого рассказа, сказки, мультфильма и т.п., рассказать о каких0либо значимых событиях. Задача взрослого в том, чтобы поддержать инициативу в высказываниях ребенка, уметь правильно и своевременно задать вопрос, направив внимание на детали. Чтение детям художественных произведений также способствует развитию и обогащению словаря детей, расширению их познавательного уровня, собственного словесного творчества. Чтобы чтение принесло пользу, необходимо после прочтения задать вопросы по содержанию и тогда оно точно не пройдет бесследно для ребенка, отложится в его памяти.

   Произносительная сторона речи детей достигает достаточно высокого уровня, хотя еще у многих детей встречаются дефекты речи, Чаще всего это связано с тем, что дети еще недостаточно четко дифференцируют группы звуков (свистящие, шипящие, сонорные, звонкие – глухие). Ясность речи также зависит от скорости высказывания. У детей, говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива, звуки проглатываются. Также смена молочных зубов сказывается на произносительной стороне речи. Поскольку этот год последний при переходе ребенка к школьному обучению, необходимо обратить внимание на овладение предпосылками обучения грамоте. А именно, на развитие фонематического слуха ребенка, т.к. это является основным условием обучения чтению и в дальнейшем письма. Очень часто ошибки при письме связаны с тем, что ребенок не может дифференцировать звуки ш-с, ж-з, ш-ж, с-з и др. Они пишут сапка вместо шапка, шук вместо жук. Вот почему развитию фонематического слуха должно быть уделено большое внимание. Упражнения можно проводить в форме игры. Например, игра «Поезд»: Взрослый называет слово- ребенок должен придумать свое слово на последний звук. Игра «Коллекционеры»: Взрослый предлагает найти предметы (вещи) для Шуры и Сони, одному только со звуком с, другому только со звуком ш. Игра «Машины покупки»: Взрослый называет предметы (мебель, овощи, фрукты, ягоды и т.п.), а ребенок должен в речевом потоке найти слова только с заданным звуком. Задача всех этих и др.- игр научить ребенка:

   -узнавать звук на фоне слова

   -определять звук в начале, в середине, в конце слова

   - определение последовательности, количества звуков в слове

   Когда ребенок научится это делать, можно переходить к звуко- буквенному анализу и синтезу. Данный вид работы включает в себя следующее:

   -выделение из предложений слов, из слов-слогов, из слогов-звуков

   -дописывание недостающий букв

   -отбор слов по количеству слогов

   -придумывание слов на заданный звук

   Основное на этом этапе работы –установление связи между звуком и буквой, чтобы зрительному образу буквы соответствовал четкий акустический образ фонемы. Если вы не владеете техникой обучения чтения, то лучше не начинайте, т.к. исправить гораздо труднее, чем научить сразу правильно. Буква и фонема –это разные вещи. В русском языке вы знаете 33 буквы, а фонемы 42. Для того, чтобы развить ручную умелость ребенка, необходимо также работать над мелкой моторикой (пальчиковые игры, рисование, штриховки, закрашивание по контуру, обводки, занятия аппликацией, лепкой, игры с мелкими предметами), что позволит облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достаточно зрелой эмоци...

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

как готовить ребенка к школе?

Как подготовить ребенка к школе, как ему помочь? Советы родителям...

Нужно ли готовить ребенка к школе!

Нужно ли готовить ребенка к школе...

Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»

Каждая семья, отправляя ребенка в школу, искренне желает, чтобы ребенок хорошо учился, был прилежным и организованным. Но одних желаний недостаточно. К этому надо готовить ребенка задолго до пос...

Консультация для родителей «Как правильно готовить ребенка к школе»

Консультация для родителей «Как правильно готовить ребенка к школе»...

«Как правильно готовить ребенка к школе»

laquo;Как правильно готовить ребенка к школе»...