«Русские посиделки»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Сорокина Ирина Николаевна

Этнокультурное образование детей через изучение и освоение традиций русского фольклора; изучение основных русских обрядов, праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkie_posidelki.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №115

комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга

(ГБДОУ детский сад №115 Выборгского района)

194017, Санкт – Петербург, ул. Гаврская д.9

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности с детьми

подготовительной группы №7

по теме «Русские посиделки»

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,

художественно – эстетическое развитие.

Технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология,

 музыкально – ритмическая технология, технология диалогового общения.

                                                                                                               

                                                                                                           

                                                                                                          Составила: Сорокина  И.Н.

г. Санкт – Петербург

2019

Цель: Этнокультурное образование детей через изучение и освоение традиций русского фольклора

Задачи

Образовательные: изучение основных русских обрядов, праздников.

Развивающие: выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных способностей в процессе изучения народной культуры; практическое освоение традиционного русского музыкального, пластического (танцевального) и поэтического творчества;

развитие самостоятельности и инициативы.

Воспитательные: привитие детям любви к народной культуре через народное пение, танцы, потешки, небылицы; формирование интереса, бережного отношения,

уважения и любви к традиционной русской культуре и культуре других народов; воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;

формирование эстетического и художественного вкуса, познавательного интереса.

Оборудование: сопровождение CD музыки: музыкальный центр и флеш накопитель с русской народной музыкой; одежда для детей в русском стиле.

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости. Сейчас перед вами выступит детский фольклорный  коллектив детского сада №115. Фольклорный репертуар  включает в себя и объединяет различные виды и жанры народного творчества – это песни, танцы, игры, декламация, элементы театрального искусства, прикладное творчество (изготовление народных костюмов, атрибутов, игрушек, шумовых музыкальных инструментов и пр.).

Итак, начинаем!

(Вход детей под музыку)

Хоровод «Земелюшка – чернозём»

Воспитатель:

Ребята, вам предстоит сегодня показать свои знания и умения в области русского фольклора.

- Скажите, что такое фольклор? (предполагаемые ответы детей: (фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание»)

- Какие жанры русского фольклора вы помните? (предполагаемые ответы детей)

Песни (колыбельные, исторические песни, игровые, хороводные и плясовые песни, частушки), детский фольклор (заклички, дразнилки, потешки, прибаутки, считалочки), пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, сказки, предания, легенды, былины, игры.

- Хорошо. Хороводную песню вы нам уже показали. Теперь давайте поговорим о закличках. Что это такое? (предполагаемые ответы детей)

Раньше, давным-давно, на Руси,  люди обращались к солнцу, небу, дождю, т.е. к явлениям природы, с просьбой о помощи в чём-либо.

Вот и мы сейчас с вами обратимся с просьбой, непосредственно, к самой «Весне», чтобы не отступала, не допускала больше морозов. Но, не просто будем просить, а будем закликивать «Весну», т.е. произносить закличку.

Закличка

Воспитатель и дети:

- Весна-красна,                               -   руки поднимаем вверх

- Нам добра принесла.                  -   руки опускаем вниз

- Солнце лучистое,                        -  кисти рук соединены, пальцы рук  растопырены «солнышко»          

- Небо чистое,                                -  движение руками «чистим небо»

- Звонкие капели,                          -  приседаем и встряхиваем кистями рук

- Птичьи трели,                             -  повороты, руки прижаты к туловищу,

                                                            кисти рук     растопырены

- Талую водицу,                            -  руки сцеплены в «замок»,

                                                           выполнение руками «змейки»

- Веселые лица,                             -  повороты и наклоны туловища

- Набухшие почки,                        -  руки соединены перед собой,

                                                           пальцы рук прижаты,  показ «коробочки»

- Первые цветочки.                       -  повороты, руки прижаты к туловищу,

                                                           кисти рук растопырены

Воспитатель:

- Молодцы. Теперь можно и поиграть. А поиграем мы в русскую народную игру «Коршун», а выбрать того, кто будет коршуном и наседкой нам поможет считалка.

Считалка

Шёл баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил под лавку.

Кто её возьмёт  -

Тот вон пойдёт.

Народная игра «Коршун»   (см. приложение)

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы что такое небылицы?  (ответы детей)

Небылицы

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Воспитатель:

- Ой, не верю! Дети, вы кто ж такие будете?

Дети:

- Мы, детишки – врунишки!

Воспитатель:

- А что вы ещё знаете?

Дети:

- Мы можем вам такое рассказать – ни за что не поверите!

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Воспитатель:

- А покажите нам сказку-прибаутку?

Инсценировка « Уля и Филя»

УЛЯ: Здорово, Филя!

ФИЛЯ: Здорово, Уля!

УЛЯ: Что, мать гостинцев прислала?

ФИЛЯ: Мать прислала лепешек-оладушек.

УЛЯ: А где ж они?

ФИЛЯ: Я их под лавку положил.

УЛЯ: Экий ты, Филя, чудак!

ФИЛЯ: А ты бы, Уля, как?

УЛЯ: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.

(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

УЛЯ: Здорово, Филя!

ФИЛЯ: Здорово, Уля!

УЛЯ: Что, мать гостинцев прислала?

ФИЛЯ: Мать прислала сарафан.

УЛЯ: А где же он?

ФИЛЯ: Я его в печку положил.

УЛЯ: Экий ты, Филя, чудак!

ФИЛЯ: А ты бы, Уля, как?

УЛЯ: Я бы его повесила.

(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

УЛЯ: Здорово, Филя!

ФИЛЯ: Здорово, Уля!

УЛЯ: Что, мать гостинцев прислала?

ФИЛЯ: Мать прислала барана.

УЛЯ: А где же он?

ФИЛЯ: Я его повесил.

УЛЯ: Экий ты, Филя, чудак!

ФИЛЯ: А ты бы, Уля, как?

УЛЯ: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

УЛЯ: Здорово, Филя!

ФИЛЯ: Здорово, Уля!

УЛЯ: Что, мать гостинцев прислала?

ФИЛЯ: Мать прислала сестренку Настьюшку.

УЛЯ: А где ж она?

ФИЛЯ: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

УЛЯ: Экий ты, Филя, чудак!

ФИЛЯ: А ты бы, Уля, как?

УЛЯ: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

УЛЯ: Здорово, Филя!

ФИЛЯ: Здорово, Уля!

УЛЯ: Что, мать гостинцев прислала?

ФИЛЯ: Мать прислала свинью.

УЛЯ: А где ж она?

ФИЛЯ: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

УЛЯ: Ах ты, Филя, простофиля!

Воспитатель:

Ну, что ж, раз вы у нас такие молодцы, давайте покажем нашим дорогим гостям ещё одну народную игру «Скачет, скачет воробей »

Игра «Скачет, скачет воробей» (см. приложение)

Воспитатель: Не обойтись нам и без потешек! Звучат они красиво, запоминаются легко. Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей) Молодцы!

Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.

Потешка  «Тит - лодырь» и «Федул»

(Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него)

Тит: Где баранки, калачи?

Дети: Не колода лодырь, а пень, Пролежал целых день.

          Не жнет, не косит, А обедать просит.

          Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

Дети: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

Дети: Тит, иди мед пить!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети: (хором) Хочешь, есть калачи, Не сиди на печи.

*****

– Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно защить?

– Иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

                   *****

Воспитатель:

- А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении?

(дети встают с места говорят пословицы и поговорки)

- без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- долог день до вечера, коли делать нечего

- терпение и труд все перетрут.

- была бы охота - будет и работа.

- умелые руки не знают скуки.

- землю красит солнце, а человека - труд.

- кончил дело - гуляй смело.

- любишь кататься, люби и саночки возить.

Воспитатель: 

- Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!

Как говорится «делу время, а потехе час», а раз пришло веселье - запевай частушки.

Частушки

Ходи, хата, ходи, хата,

Ходи, курица, хохлата,

Ходи, сени и порог,

И сметана, и творог.

Кабы, кабы да кабы, на носу росли грибы,

Сами бы варилися, да и в рот катилися.

Чай пила,

Самоварничала.

Всю посуду перебила — накухарничала.

Мы с милёночком гуляли

 Возле нашего пруда;

Нас лягушки напугали —

Не пойдем больше туда.

Посылала меня мать

 Загонять гусака,

А я вышла за ворота

 И — давай плясака!

Я сидела на окошке,

Ехал милый мой на кошке,

Стал к окошку подъезжать

 Не мог кошку удержать.

Ох, кошка, брысь!

На порог не садись:

А то миленький пойдет

 Спотыкнется — упадет.

У меня на сарафане

 Косолапы петухи;

Я сама не косолапа —

Косолапы женихи.

На дворе по лужку

 Бегают утята.

А я с печки босиком

 Думала: ребята!

Ой, топни, нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьет

 Или эти подошьет.

Я не тятькина

 Я не мамкина —

Я на улице росла,

Меня курица снесла.

Пойду плясать —

Дома нечего кусать:

Сухари да корки —

На ногах опорки.

Воспитатель: Ай да умницы, ай да молодцы!!! Берёмся за руки на хоровод «Светит месяц».

Хоровод  «Светит месяц, светит ясный»

(дети кланяются и выходят из группы)

Приложение

«Коршун»

Перед началом разговора с коршуном (он в это время роет ямку) наседка и цыплята ходят вокруг и поют:

Вокруг коршуна хожу

Ожерелье нижу,

По три ниточки,

Бисериночки.

Я снизала вороток,

Вокруг шеи короток.

Перед началом игры, по считалке,  дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие — цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:

— Коршун, коршун, что ты делаешь?

— Ямку рою.

— На что тебе ямка?

— Копеечку ищу.

— На что тебе копеечка?

— Иголочку куплю.

— На что тебе иголочка?

— Мешочек сшить.

— На что тебе мешочек?

— Камешки класть.

— На что тебе камешки?

— В твоих деток кидать.

— За что?

— Они потоптали капусту у меня в огороде.

— А высока ли была у тебя изгородь?

(Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди)

— Вот какая!

— Нет, мои цыплята через такую не перелетят.

— А я их все-таки поймаю.

— Не дам тебе своих деток ловить.

(Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!» Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят)

Правила

1. Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.

2. Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.

3. Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.

Указания к проведению

Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимает участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и коршун.

 «Скачет, скачет воробей»

Это наборная игра.

Выбирают «Воробья». Все дети сидят на скамейке или стоят в ряд или в круг. «Воробей» скачет на одной ножке, машет «крылышками», созывает детей, а все поют:

Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Собирает всех детей-тей-тей.

Мало, мало, мало нас, нас, нас,

Иди, Машенька, за нас, нас, нас.

Тот, чье имя произнесли, идет к воробью. Они берутся за руки и вместе скачут. Дети снова поют песенку. Так продолжается до тех пор, пока не наберется 6 – 7 детей. Тогда поют по-другому:

Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Разгоняет всех детей-тей-тей.

Много, много, много нас, нас, нас,

Убегайте все от нас!

Дети разбегаются, а «Воробей» их ловит. Кого он поймает, тот становится «Воробьем», и игра продолжается.

«Бабка-Ёжка»

Выбирается «Бабка-Ёжка», девочка или мальчик. Она садится в конец зала или, если играют на улице, подальше от других детей, у какого-нибудь дерева.

Все становятся в шеренгу, лицом к «Бабке-Ёжке», берутся за руки и идут к ней с песенкой, притопывая в такт:

Бабка-Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

Раз, два, три,

Беги!

Дети разбегаются, а «Бабка-Ёжка» их ловит. Кого она поймает, тот становится «Бабкой-Ёжкой», и игра продолжается.

Заклички

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко, солнышко,

Загляни в оконышко!

Твои детки играют,

Воробышков путают,

А малину рвут

И нам не дают —

Медведю по ложке,

А нам ни крошки!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко -

Дам тебе горошечка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Русские посиделки"

Развитие нравственно-патреотического воспитания, привитие любви к русскому народному фольклору...

Проект занятия: «Русские посиделки»

продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, развивать внимание, речь, память; развивать потребность в общении с русским фольклорным жанром, создать радостную атмосферу, праздничное...

Проект занятия: «Русские посиделки»

продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, развивать внимание, речь, память; развивать потребность в общении с русским фольклорным жанром, создать радостную атмосферу, праздничное...

Конспект занимательного дела "Русские посиделки"

Интегрированное занятие по художественному труду...

Развлечение "Русские посиделки"

В рамках читательского клуба "Буквоешка", организованного на базе группы, родители вместе с детьми читали произведения устного народного творчества дома, а воспитатели в детском саду, на про...

Русские "ПОСИДЕЛКИ"

Приобщаем детей к народным истокам...