Конспект занимательного дела "Русские посиделки"
план-конспект занятия (конструирование, ручной труд, старшая группа) по теме

Зимагулова Татьяна Михайловна

Интегрированное занятие по художественному труду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_russkie_posidelki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

«РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

ЦЕЛЬ: закреплять представления о быте крестьян в далеком прошлом; приобщать детей к истокам народной культуры через русские народные подвижные игры, хороводы; продолжать учить детей создавать поделки из соленого теста, применяя знакомые приемы лепки;  воспитывать любовь к русскому народному фольклору (пословицы, поговорки, потешки).

СЛОВАРЬ: изба, лучина, печь, полати, прялка, лавки, самовар, домотканый коврик, деревянная посуда.

МАТЕРИАЛ: лучина, печь,  прялка, лавки, самовар, домотканый коврик, деревянная посуда, чугунок, швейная машинка, пылесос, электрическая лампа, электрический чайник, современная кастрюля , соленое тесто, дощечки, стеки, салфетки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа о быте крестьян, рассматривание иллюстраций, разучивание народных игр, хороводной песни, пословиц, потешек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

     Мотивация. 

     - Ребята, мы с вами сегодня в непривычной для нас одежде. Мальчики в рубахах, жилетках, девочки в сарафанах. Это русские народные костюмы. Эти костюмы были традиционными для наших предков - крестьян. А сейчас давайте скажем волшебные слова и окажемся в прошлом. (Произносят слова «Раз, два, три, четыре, пять – повернулось время вспять!» и «оказываются» у русской избы).

     - Ребята, это русская изба. Как вы думаете, кто мог бы жить в этой избе? (крестьянская семья). Кто такие крестьяне? (люди обрабатывающие землю, живущие за счет произведенного ими продукта). Что выращивали крестьяне на земле? (пшеницу, рожь, овощи). Каких животных держали крестьяне в своих подворьях? (лошадь, корова, козы, куры, гуси, свиньи и т.д.). чем крестьяне занимались весной? (пахали землю, сеяли хлеба, овощные культуры). Летом? (Косили сено, собирали ягоды и грибы). Осенью? (Собирали урожай хлеба, овощей). Зимой? (Пряли пряжу, ткали полотно, шили и вязали одежду, изготавливали обувь).

     - А сейчас давайте зайдем в избу. Ой, ребята, что то здесь не так. По-моему, кто-то в избе пошалил и перепутал предметы из прошлого и будущего. Давайте наведем в избе порядок.

     Игра-путаница «Из какого времени предмет?»

     В избе, наряду со старинными предметами быта, оказываются предметы из нашего времени (швейная машинка, пылесос, электрическая лампа, электрический чайник, современная кастрюля). Дети определяют, какие предметы ошибочно оказались в русской избе прошлого времени.

     В конце игры воспитатель из русской печи достает современную кастрюлю и глиняный горшок. Дети сравнивают эти предметы (из какого материала сделаны, какой формы,  назначение предметов и т.д.).

     - Ребята, мы сейчас рассматривали глиняный горшок. А какую русскую народную подвижную игру с похожим названием мы знаем? («Горшки»). Давайте сыграем в эту игру.

     Подвижная игра «Горшки» (приложение 1)

     - Ребята, играете вы увлеченно. С таким же интересом играли наши пра-пра-пра-бабушки и пра-пра-пра-дедушки. Они трудились от зари до зари, но умели весело и задорно отдыхать. Зимой собирались в чьей-нибудь избе. Девушки пряли пряжу, вязали и пели песни, загадывали друг другу загадки, шутили, придумывали потешки. Летом девушки и парни собирались у околицы (край деревни), пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Девушки любили собирать цветы и плести венки. Украшали венками голову, иногда загадывали желания и пускали венки по реке. Давайте и мы с вами сплетем венки. Только плести  их будем не из цветов, а из соленого теста.

     Изготовление поделки «Венок» (из окрашенного соленого теста).

     - Какие прекрасные веночки у нас получились? Славно мы потрудились, а теперь давайте песню споем, хоровод поводим.

     Русская народная песня «Земелюшка – чернозем» (приложение 2)

      - Ребята, мы замечательно провели время! Но, как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Давайте скажем волшебные слова, и окажемся в своем времени. (Произносят слова «Раз, два, три, четыре, пять – окажись в своем времени опять!» и оказываются в своем времени).

Самооценка «Настроение»

     Дети настроением показывают удовлетворенность своей работой на занятии:

  • Все удалось – радуются, кружатся
  • Не все удалость – грустят
  • Ничего не удалось – хмурятся.

Приложение 1

Русская народная подвижная игра «Горшки»

     Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок – «хозяин» («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».

     Водящий. Нет ли продажных горшков?

     Хозяин. Нет продажных.

     (Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ).

     Хозяин. Купи! Что дашь?

     Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце.

     Хозяин. Ладно, по рукам!

     (Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится «хозяином», а опоздавший – водящим).

Приложение 2

Русская народная песня «Земелюшка – чернозем»

Земелюшка – чернозем,

Земелюшка – чернозем,

Чернозем – чернозем,

Земелюшка – чернозем.

Тут березка выросла,

Тут березка выросла,

Выросла, выросла,

Тут березка выросла.

На березке листочки,

На березке листочки,

Листочки, листочки,

На березке листочки.

Под березкой травонька,

Под березкой травонька,

Травонька, травонька,

Под березкой травонька.

На травоньке цветики,

На травоньке цветики,

Цветики, цветики,

На травоньке цветики.

Рвали цветы со травы,

Рвали цветы со травы,

Со травы, со травы,

Рвали цветы со травы.

Плели венки из цветов,

Плели венки из цветов,

Из цветов, из цветов,

Плели венки из цветов.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-у изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
  2. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 207 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения "Девичьи посиделки" -для детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развлечение с интересными играми на основе фольклорного материала...

Конспект занятия "Казачьи посиделки"

Комплексное  занятие  по  развитию  речи  с  музыкальными  играми и песнями...

Конспект театрализованного представления "Посиделки во горенке".

Конспект театрализованного представления для детей 6-9 лет. Уважаемые коллеги. если вам нужен нотный материал, пишите мне по адресу:akimova32@yandex.ru...

Конспект образовательной деятельности "Посиделки с бабушкой Лукерьей"

Занятие по устному народному творчеству для дошкольников подготовителной группы....

Конспект развлечения "Покровские посиделки"

конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект развлечение "Кубанские посиделки" в подготовительной группе.

Конспект развлечение "Кубанские посиделки" в подготовительной группе....

Конспект занятия "Русские посиделки"

Образовательная область "Позновательное развитие"...