Картотека игр, направленных на развитие верного звукопроизношения через звукоподражание для детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Гущина Юлия Викторовна

Четкое, ясное произношение любого звука в индивидуальности, а также слова и фразы в целом, развивается у ребёнка понемногу, в одно и тоже время с формированием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. Занятие над дикцией вплотную сопряжена с развитием верного произношения всех звуков родного языка. В возрасте от 2 до 3 лет, когда идёт напряжённое развитие абсолютно всех сторон речи, нужно обращать внимание на четкость и ясность произношения ребёнком фраз и слов; развивать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с чётким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением абсолютно всех слов во фразах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_6.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленных на развитие  верного  звукопроизношения через звукоподражание для детей раннего возраста

Игра «Во дворе»

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Описание: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки :

 Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

 Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур, Пугаю кур!

Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-му! Молока кому?

(А. Барто)

 Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

Игра «Часы тикают»

Цель: Игра развивает звукопроизношение, голосовой аппарат. Помогает закрепить правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Способствует выработке умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Оборудование: Большие и маленькие часы

Описание: Показывает ребенку часы и говорите: «Это - часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (ребенок отвечает). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносите громко) «тик-так», а маленькие - тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (ребенок отвечает). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносите в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие - быстро (произносите в ускоренном темпе) «тиктак». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (ребенок отвечает). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть).

Игра «Дует ветер»

Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

Описание: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «уу-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

Игра «Автомобиль»

Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.

Описание: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как они гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и».

Игра «Ушко болит»

Цель: развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо.

Оборудование: Картинка с изображением дождя.

Описание:  Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку: Дождик, дождик, Кап-кап-кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять - Мы промочим ножки. Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

Игра «Ой болит ушко»

Цель: вырабатывать умение медленно и протяжно произносить звук «О», развивать голосовой аппарат.

Оборудование: красивый яркий платок, кукла.

 Описание: покажите ребенку картинку. Объясните, почему у девочки завязана щека. У Кати болит ушко, поэтому она плачет. Возьмите куклу (завяжите платок и предложите покачать куколку, спеть песенку: «О-о-о!».

Игра «Тук-тук»

Цель: развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.

Оборудование: Игрушечный молоточек.

Описание: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «туктук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «туктук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Ига «Кот и мыши»

Цель: учить четко и правильно произносить звук «П» в звукоподражаниях, произносить звукоподражания громко и тихо.

Оборудование: изображение кота и мышки.

Описание: рассмотрите картинку. Прочитайте стихотворение: Мышка в норке сидит, Мышка ночью не спит. Страшно ей, Она пищит: «Пи-пи-пи». Кот у норочки сидит, Нашу мышку сторожит. Не пищи, мышонок, «пи-пи-пи» Нашу кошку не дразни! Предложите детям научить мышонка пищать сердито и громко.

 

Игра «Птичий двор»

Цель: закреплять умение звукоподражать: га-га-га, кря-кря-кря, ко-ко-ко, пи-пи-пи, кукареку, учить поизносить звукоподражание громко и четко, активизировать в речи названия домашних животных.

Оборудование: изображения домашних животных (утки, гуси, куры, цыплята, петухи).

Описание: Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены домашние животные, а они имитируют звуки, которые издают эти животные: Гуси: га-га-га .

Утки: кря-кря-кря .

Куры: ко-ко-ко .

Цыплята: пи-пи-пи.

Петухи: кукареку.

Игра «Угадай»

Цель: учить правильно и четко произносить звук «А» в слогах (звукоподражаниях, восклицаниях).

Оборудование: картинки.

Описание: Предложите ребенку рассмотреть картинки. Расскажите, что на них изображено. Спросите, как плачет девочка, как мальчик, разбив чашку? Как восклицает мальчик, порезав пальчик? (девочка плачет: «А-а-а». Упала чашка: «Ах!» Уколол палец: «Ай».

Игра «Мышка и цыпленок»

Цель: закреплять умение правильно и четко произносить звук «П» в звукоподражаниях, учить звукоподражать громко и тихо.

Оборудование: игрушечные мышка и

цыпленок.

Описание: покажите детям игрушки и спросите, как они называются.  Предложите с ними поиграть. Прочитайте рифмовку:

Как-то раз мышонок

С утра решил играть.

С кем можно поиграть?

С тем, кто может с ним пищать.

«Пи-пи-пи», - сказал мышонок.

И ответил вдруг цыпленок…

Но что сказал цыпленок,

Никак я не пойму. Сказал он, может: «Му»?

Попросите ребенка вспомнить, как пищал мышонок. Спросите, что сказал цыпленок. Предложите спеть песенку мышонка тихо, а песенку цыпленка громко.