педагогический проект "в гостях у сказки"
проект по развитию речи (средняя группа)

Мария Юрьевна Жукова

педагогоический проект с детьми средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_moy_na_attestatsiyu.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  16 «Светлячок»

Программа педагогического проекта

«В гостях у сказки»

                                               Автор: воспитатель Жукова Мария Юрьевна

                                       2019 год

К. Д. Ушинский писал:

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

     Актуальность:  На сегодняшний день для современных детей в силу огромного количества зрительной информации, становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать информацию словесную. Анализируя знания, умения детей стало ясно, что многие дети имеют речевые проблемы, такие, как:

• Испытывают сложности в пересказе, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли;

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Следует сказать также, что метод мнемотехники не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.

Из всех приёмов обучения рассказыванию я выбрала этот метод . А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Преимущество мнемотаблицы:

• Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.

• У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Ожидаемые результаты:

у детей появится желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;

- расширится круг знаний об окружающем мире;

- активизируется словарный запас;

- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией

Цель: развитие связной речи, памяти, мышления и дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.

Задачи:

• развитие связной речи.

• развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, и др.;  

• кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Сроки реализации проекта: сентябрь-май

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, муз. руководитель.

Преимущество мнемотаблицы:

• Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.

  • У детей  развивается связная речь.
  • У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Ожидаемые результаты:

у детей появится желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;

- расширится круг знаний об окружающем мире;

- активизируется словарный запас;

- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

  • Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей;
  • Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем);
  • Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек);
  • Выступления на: заседании опорной площадки , на педагогическом часе об использовании мнемотехники для развития речи дошкольников;
  • Изучение исходного уровня индивидуального развития речи воспитанников ( Модифицированная диагностика  Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В. );
  • Анкетирование родителей «Как Вы развиваете речь детей в домашних условиях?».

2 этап – практический.

Работа с педагогами включала:

  • Разработка перспективного комплексно-тематического планирования;
  • Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники;
  • Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;
  • Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;
  • Открытые показы занятий для педагогов ДОУ.

Работа с воспитанниками:

Использовать в работе мнемотаблицы начала с детьми средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, алгоритм обучения детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

  • Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием сказок мнемотаблиц, мнемодорожек;
  • Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;
  • Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома;
  • Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для пересказа сказок;

3 этап – заключительный:

  • Проведение изучения индивидуального речевого развития детей после реализации проекта;
  • Обобщение и распространение полученных результатов;
  • Выступление на педагогическом совете по данному вопросу.

Перспективное планирование

сентябрь

Мониторинг

Сказка «Лиса и кувшин»

октябрь

Сказка  «Мужик и медведь».  

ноябрь

Сказка «Гуси - лебеди»

декабрь

Сказка «По щучьему велению»

январь

Сказка   «Заяц - хваста»

февраль

Сказка «Лисичка сестричка и серый волк»

март

Сказка  «Снегурочка»

апрель

Сказка  «Смоляной бычок»

май

Сказка  «Пузырь, соломинка и лапоть»  

Мониторинг

Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит метод запоминания

Предварительная работа:

• подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

• обсуждение с детьми перед занятием произведений устного народного творчества;

• подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиозаписи;

• выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

Этапы работы со схемой - моделью:

• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;

• учить зарисовывать предметы не только символами;

• самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;

• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему - модель.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка "спряталась" в таблице? Про кого эта сказка?»

Вывод: Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим дошкольников к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Приложение 1.

  Сентябрь - сказка «Лиса и кувшин»

Цель: учить детей пересказывать сказку «Лиса и кувшин» при помощи мнемотаблицы

1 Занятие.                               Задачи:

Образовательные:

  1. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, грамотно строя связное высказывание.

Развивающие:

  1. Развивать мышление, память, творческое воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  2. Воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.

Активизация словаря:

  1. Активизация словаря: баба, кувшинушко, голубчик, баловать, помчалась, хитрая, ласковая, злая, сердитая, угрожающая, рыжая

Оборудование: книга, игрушки – лиса, кувшин, кукла.

План:

  1. Рассматривание персонажи - игрушки. Вопрос: Какая лиса?
  2. Чтение сказки
  3. Какая лиса в этой сказке?
  4. Обыгрывание сказки настольным театром.

2 Занятие                       Задачи:

Образовательные:

1.Учить детей пересказывать знакомую сказку со зрительной опорой.

  1. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, грамотно строя связное высказывание.

Развивающие:

  1. Развивать интонационную выразительность речи.
  2. Развивать мышление, память, связную диалогическую и монологическую речь, творческое воображение.

Воспитательные:

  1. Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам.
  2. Воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.
  3. Воспитывать умение дополнять высказывания своих товарищей или исправлять их.
  1. Активизация словаря: баба, кувшинушко, голубчик, баловать, помчалась, хитрая, ласковая, злая, сердитая, угрожающая, рыжая.
  2. Оборудование:
  1. Мнемотаблица по сказке «Лиса и кувшин».
  2. Коллаж «Лиса» по сказкам.
  3. Кукла домовёнок Кузя.

План:

1. Рассматривание мнемотаблицы. Вопрос: «Узнайте,  какая сказка спряталась?»

2. Рассматривание коллажей по сказке. Вопрос: Что было вначале сказки?  

(Картинки накладываются на «окна» в таблице).  - Что потом?   - Чем закончилась сказка?

3.Игра «Изобрази Лису из этой сказки».

4. Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы для домовёнка Кузи.      

Октябрь – сказка «Мужик и медведь»

Цель: формирование умения пересказывать художественное произведение с помощью мнемотаблицы.

  1. Занятие.

Задачи:

  • Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого.
  • Пополнение словарного запаса детей.

Активизация словаря: ботва, вершки, корешки. 

План:

1.Беседа об уборке осеннего урожая. Знакомство с тем, как растёт репа, рожь, для чего они нужны человеку.

2. Отгадайте загадку и скажите, о ком я хочу вам рассказать сказку:

«Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой». Ответы детей.

3.Лепка «Угощение для медведя» («репка» из пластилина)

2 Занятие

Задачи:

  • 1. Расширение знаний о том, откуда пришел хлеб; закреплять в словаре детей существительные «пшеница», вершки, корешки, «колосья», «сноп», «зерно», «мука», «тесто».
  • 2.Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого - «Откуда хлеб пришёл»; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
  • 3. Развитее умения ориентироваться на листе бумаги, записывать информацию слева – направо.

План:

1.Домовёнок Кузя приносит колоски. Рассматривание, знакомство с новыми словами. Рисование колосков (разукрашка).

2.Лепка из солёного теста печенья для игры в «Магазин».

3. Чтение сказки.

3 Занятие

Задачи:

1. Образовательные:

Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, грамотно строя связное высказывание.

2. Развивающие:

Развивать связнуюречь, мышление, память, творческое воображение.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.

План:

1.Домовёнок Кузя приносит книгу со сказкой и просит почитать её.

 Чтение сказки.

2.Рассматривание иллюстраций и вопросы к детям:

Подумай и ответь.

 Кто приехал пахать поле? (Мужик.)

Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)

Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы?

 Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?

Остался ли медведь доволен своим выбором?

Что посадили мужик с медведем на следующий год?

Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?

На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна — муку, из муки — тесто, из теста— пироги.)

3.Игра «Закончи фразу».

 - Сейчас я вам предлагаю закончить фразу:

Медведь большой, а мужик... (маленький).

Медведь глупый, а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы... (несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы... (съедобные).

У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие).

 У пшеницы листья узкие, а у репы... (широкие).

 У репы корень толстый, а у пшеницы... (тонкий).

Поле засевают весной, а урожай собирают... (осенью).

4.Повторное рассказывание сказки воспитателем, а дети выкладывают коллажи.

4 Занятие

Задачи:

Образовательные:

1.Учить детей пересказывать знакомую сказку со зрительной опорой.

Развивающие:

Развивать интонационную выразительность речи.

Развивать мышление, память, связную диалогическую и монологическую речь, творческое воображение.

Воспитательные:

Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам.

Воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.

Воспитывать умение дополнять высказывания своих товарищей или исправлять их.

Материал: Домовёнок Кузя-игрушка, мнемотаблица, кусочки моркови, капусты, сухарики, косынка.

План:

1.Знакомство с мнемотаблицей. Называние знакомых персонажей, предметов.

2.Рассказ сказки воспитателем, дети выкладывают коллаж на таблицу.

3.Домовёнок просит детей научить его рассказывать сказку по таблице.

4.Игра «Узнай овощ на вкус».

Ноябрь – сказка – «Гуси-лебеди»

ЦЕЛЬ:

Развивать связную речь детей, умения последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу.

  1. Занятие

Задачи: Учить на слух воспринимать сказку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; рисовать яблоню с помощью кисточки и гуаши, закреплять технические навыки рисования кистью.

Материал: книга по сказке «Гуси-лебеди» в сокращённом варианте,1/2 альбомного листа бумаги, принадлежности для рисования «яблони» гуашью, игрушка «Домовёнок Кузя».

Ход:

  1. Домовёнок Кузя приносит книгу по сказке «Гуси-лебеди» (в сокращённом варианте). Рассматривание иллюстраций.
  2. Рассказывание сказки.
  3. Повторное рассматривание иллюстраций.
  4. Упражнение «Скажи наоборот»:

Воспитатель: Ребята посмотрите кто это? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Баба- Яга в сказке добрая? (ответы детей)

Воспитатель: Она молодая? (ответы детей)

Воспитатель: Она красивая? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а если мы Бабу- Ягу назовем ласково, она обязательно станет доброй. Как можно назвать Бабу- Ягу ласково? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, она стала доброй и ласковой после ваших слов.

  1. Воспитатель предлагает нарисовать яблоньку.

  1. Занятие

Задачи: Расширять словарный запас, укреплять память, использовать нетрадиционную технику рисования (пальчиками), развивать творчество, мышление.

Ход:

  1. Домовёнок Кузя приносит детские рисунки яблони. Вспоминают из какой она сказки.
  2. Воспитатель показывает Кузе мнемотаблицу по сказке. Вместе с детьми разбирают что на ней изображено.
  3. Дети помогают Кузе вспомнить сказку.
  4. Все вместе отвечают на вопрос: «Какая печка, яблоня?» - подбирают синонимы.
  5. Воспитатель предлагает нарисовать Бабу Ягу.
  6. Рисунки и таблицу дарят домовёнку.                                                                                                                              

3.Занятие

Задачи: развивать интерес к созданию иллюстраций к сказке; развивать мышление; учить слушать ответы товарищей не перебивая их, воспитывать выдержку; закреплять навыки лепки с характерными признаками предмета.

Ход:

1.Кузя приносит картинки (коллажи) по сказке, пластилин детям. Рассматривание картинок, предлагает налепить пирожков для друзей.

2.Воспитатель предлагает вспомнить: с чем бывают пирожки, какой формы, цвета.

3.Выполнение работы детьми. Анализ работ.

4.Рассказывание сказки, выкладывание на мнемотаблицу коллажей, детских работ.

4. Занятие

Задачи: Развивать память, понятие - «на прошлой встрече», «таблица»; речевое общение; желание участия в театрализации.

Ход:

1.Домовёнок Кузя с друзьями приносит мнемотаблицу детям и просит объяснить, что на ней нарисовано.

2.Дети вспоминают что обозначает каждый символ. Объясняют, что это (таблица) - «заколдованная» сказка.

3. Пересказ сказки с помощью воспитателя.

4. Игрушки благодарят детей и дарят им маски для театрализации по этой сказке.

Декабрь – сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Цель: развитие речи детей, нравственное воспитание, развивать интерес к быту русских людей.                              1 Занятие

Задачи: Знакомство с новыми словами: соломинка, лапоть, пила, дрова, топить печь при помощи компьютерной презентации. Разучить новую подвижную игру. Развивать слуховое восприятие.

Материал: галоши, «лужи», книга сказок.

Ход:

1.Рассказ о быте людей в деревне много лет назад. Компьютерная презентация.

2.Игра с использованием галош «Обойди лужи».

3.Рассказ об истории сказок.  Рассказывание сказки с использованием коллажей.

2 Занятие

Задачи: Развивать мышление, понимание структуры сказки (начало, середина, конец); закреплять конструкторские навыки; умение запоминать выражения из сказки.

Ход:

1.Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2.Рассматривание коллажей к сказке, определение «Что сначала, что потом» (где начало у сказки, где середина. а где конец).

3.Постройка «Моста через речку» из разного материала, обыгрывание.

3 Занятие

Задачи : Развивать память, мышление, умение соотносить изображение из книжки с символом в таблице.

Ход:

1.Рассматривание таблицы, рисование, называние символов.

2.Рассказывание сказки воспитателем.

3.Подбор определяющих слов к героям сказки (игрушкам).

4. Рисование героев сказки (карандаш).

  1. Занятие

Задачи: Закреплять умение пересказывать р. н. сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» с опорой на мнемотаблицу. Совершенствовать умение подбирать слова для описания предмета и согласовывать прилагательные с существительными.

Ход: 1. Ребята, я получила письмо, но не могу его прочитать. Поможете мне. (дети рассказывают сказку, опираясь на мнемотаблицу) В.-Печальная история. Как называется эта сказка?

Д.-«Пузырь, соломинка и лапоть».

2 часть:

В.- Посмотрите, на другой стороне письма карта. Давайте пойдём по стрелочкам, посмотрим куда приведёт нас этот маршрут. (дети идут проговаривая маршрут)

В.- Дорогу нам преградила река. А вот и наши неудачливые герои. (лежат сломанная соломинка, сдутый воздушный шарик, лапоть)

В.- Давайте же починим наших героев. Девочки починят соломинку, а мальчики надуют мыльные пузыри и воздушный шарик.

(дети выполняют задание, девочки связывают две половинки соломинки из картона с проделанными отверстиями для шнурка)

В.- Какие вы молодцы, только как бы нам порадовать лапоть? Может, расскажем ему стихотворение? Помните мы учили? Читает желающий ребёнок: У любого ты спроси:

                                                Что носили на Руси?

                                                 Из коры плели галошки,

                                                 Одевали их на ножки.

В.- Давайте придумаем, как бы пузырь, соломинка и лапоть могли перейти на другой берег?

Д.- предлагают варианты: на воздушном шаре, заморозить реку, по мосту и т.д.

В.- Давайте построим мост, но чтобы получить брёвнышко, вам нужно рассказать о героях сказки, какие они, тогда они лучше узнают друг друга и больше с ними не случится беды. Соломинка, она какая?

Д.- Тонкая, хрупкая, высокая и т.д.

 В.- Что скажете о пузыре? Д.- Пузырь круглый, лёгкий, надутый и т.д.

В.- Опишите лапоть.

Д.- Лапоть тяжёлый, овальный, плетёный и т.д.

В.- Лапоть сплели, а пузырь?

Д.- Надули.

В.- Соломинка сломалась, а пузырь?

Д.- Лопнул.

В.- Пузырь трусливый, а соломинка?

Д.- Смелая.

(за ответы дети получают брёвнышки, и выкладывают мост)

В.- Вот какой замечательный мост у нас получился. Теперь друзьям будет легко перейти реку.  Мы с вами тоже перейдём на другой берег, только надо сказать, какие бывают реки? Д.- Быстрые, глубокие, чистые, спокойные и т.д. (дети называют и переходят реку по мостику)

В.- А давайте превратимся в пузыря, что для этого нужно сделать?

Д.- Надуть щёки, поставить ручки на пояс. (показывают)

В.- А теперь превратитесь в соломинку. Что вы для этого сделали?

Д.- Вытянулись, втянули щёчки, подняли ручки вверх. (показывают)

В.- Кто придумает, как показать лапоть?

Д.- Сделать ртом овал, пальцы рук сплести. (показывают)

В.- Очень хорошо, только наши друзья хотят знать, где ещё можно их встретить и увидеть? Д.- Соломинки бывают для сока, в венике, бывают соломенные шляпы, раньше делали кукол из соломы. Пузыри бывают в воде, в мыльной пене, на лужах, когда идёт дождь. Лапоть можно увидеть в музее, в театре на артистах, по телевизору и т.д.

3 часть:

В.- Давайте украсим портреты наших друзей и подарим их им.

(дети проходят к столам и раскрашивают пузырь, рисуют узоры на соломинке, штрихуют лапоть)

В.- Какие замечательные портреты у вас получились. Вам понравилось помогать героям сказки? Что мы для них сделали? Что тебе запомнилось больше всего? (индивидуальные вопросы к детям)

Январь – сказка «Заяц - хваста»

1 занятие

Цель: формировать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблицы;

Задачи: Познакомить детей с такими нравственными качествами,  как: хвастовство – скромность, трусость – смелость через знакомство с  русской народной сказкой «Заяц – хваста»;

Ход:

1.Воспитатель: Садитесь-ка на ковер рядком, да послушайте ладком. Послушайте загадку и угадайте, о ком будем наша сказка:

Я боюсь, я боюсь. Волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь курицы-пеструшки.

Я боюсь, я боюсь жабы и лягушки.

Поглядите, как дрожат ушки на макушке (ответы детей).

Воспитатель читает детям сказку. После прочтения проводится беседа.

2. Воспитатель предлагает рассмотреть таблицу по сказке, определить на что похожи изображения в каждой клеточке.

3.Вопросы к детям:

- Почему зайца назвали -  хваста? (Ответы) Как хвастался заяц? (Ответы)

- Где жил заяц, и как ему жилось? (Ответы).

- Про что рассказали зайцы тётке – вороне? (Ответы).

- Как ворона наказала зайца? (Ответы).

- Что случилось с вороной? (ответы).

- Кто ей помог? (Ответы).

- Что сказала ворона зайцу? (Дети: Ты молодец! Не хваста, а храбрец!)

4. Воспитатель хвалит детей за хорошую память.

2.Занятие

Задачи: Развивать интерес к сказкам, умению их обыгрывать, рассказывать своими словами.

Ход:

1.Рассматривание мнемотаблицы. Предлагается вспомнить про кого сказка. А кто главный герой. Ответы детей.

2. Повторяйте за мной слова и движения (подвижная игра):

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул 10 раз.

Воспитатель:  Вот какой весёлый наш зайка. Давайте покажем, как хвастался заяц перед другими зайцами.

Проводится игра – драматизация по отрывку, где тетка ворона просит зайку показать, как он хвастал. Воспитатель надевает маску-шапочку ребенку - «зайцу» Оценивает интонационную выразительность исполнения. Тетку  Ворону исполняет воспитатель.   Игра повторяется 3-4 раза.

3.Занятие

Задачи: Развивать память, диалогическую речь, умение узнавать по таблицам ранее пройденное.

Ход.

1.Воспитатель вносит куклу Машу. Она хвастает своей красотой, нарядом. Воспитатель говорит, что хвастать – некрасиво, обидно другим.

2.По мнемотаблице дети рассказывают сказку про зайца. Кукла признаёт свою неправоту. Кукла – девочка -  Да, я больше не буду хвастаться. Я, теперь, знаю, что хвалить тебя должны другие, если ты заслужил. Зайка совершил смелый поступок, вот его тетка Ворона и похвалила, назвала «храбрецом».

3.Рассматривание иллюстраций к сказке.

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём и снова в путь!

Василиса нам сказала:

Наклоняйся влево. Вправо.

Вот Снегурочки слова:

Приседайте, как пружинки,

Полетайте, как снежинки.

Воспитатель: На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!»

  1. Занятие

Задачи: Учить детей составлять сказку по коллажам. Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Ход:

1.Рассматривание таблиц к предыдущим сказкам. Предложить найти последнюю из пройденных сказок.

2. Вспомнить героев, найти коллажи по 2 сказкам. Сравнить по количеству героев.

3.Предложить нарисовать в чистой таблице картинки к сказке «Заяц – хваста»

Февраль – сказка «Лисичка сестричка и серый волк»

  1. Занятие

Цель: Познакомить со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Воспитывать эмоционально-образное восприятие сказки. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы по тексту полным предложение. Учить строить развернутые высказывания.  

Ход:

1.Рассказ сказки, ответы на вопросы по произведению – словесные.

2.Воспитатель: - Какие животные чаще всего встречаются в сказках?

Д: - Медведь, волк, лиса, заяц.

В: - Кто самый страшный? Как он двигается?

Д: - Волк. Быстро (изображают).

В: - Кто самый трусливый? Как он передвигается?

Д: - Зайчик. Прыгает, прячется (изображают).

В: - Кто самый неуклюжий? Как он ходит?

Д: - Медведь. Неуклюже, косолапо (изображают).

В: - Кто самый красивый? Как она ходит, как говорит?

Д: - Лиса. Плавно, изящно, тихим голосом, хитро (изображают).

В: - Вспомните какие прозвища у этих животных в сказках?

Д: - Волчок- серый бочок, мишка- косолапый, зайчик – побегайчик, лисичка сестричка и т.д.

В: - Лисичка в сказках не только красивая, но и какая?

Д: - Хитрая.

  1. Подвижная игра «Хитрая лиса», «Лиса в курятнике»

2.Занятие

Задачи: Учить передавать в рисунке основные черты героев сказки. Располагать композицию в центре листа, аккуратно закрашивать рисунок, закреплять технику рисования краской. Развивать наблюдательность, речь.

Ход:

1.Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Предложить разукрасить изображение волка и лисы (с помощью жёсткой кисточки).

3. Рассматривание мнемотаблицы, узнавание действия.

4. Подвижная игра «Волки и овцы» (с использованием масок)

3.Занятие

Задачи: Воспитывать моральные качества: честность, доброту, отзывчивость. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы по тексту полным предложение. Учить строить развернутые высказывания.  

Ход:Воспитатель вносит домовёнка Кузю, он просит рассказать сказку. ---Послушайте внимательно сказку «Лисичка - сестричка и волк. (Рассказ воспитателя с использованием игрушек, героев сказки.)

Ответы на вопросы по произведению:

Что вы думаете об этой сказке?

Какие чувства вы испытывали, когда слушали эту сказку?

Кто из героев вам понравился, а кто нет?

Вы когда-нибудь попадали ли в подобные ситуации?

Хорошо ли поступила лисичка?

А как бы вы поступили на месте лисички, волка?

В: - Чему учит эта сказка?

Д: - Нельзя обманывать и обижать друзей.

2.Домовёнок просит детей нарисовать сказку на одном листке, чтобы забрать с собой для друзей.

3. Дети рисуют карандашами последовательность сказки.

4.Занятие

Задачи: Обогащать, развивать монологическую речь детей, замечать ассоциации – картинка - схематичное изображение.

Ход:

1.Предложить детям рассмотрев иллюстрации к сказке, найти схему к ней. Показать различия, разложить коллажи к сказке в определённой последовательности.

2.Предложить нарисовать и вырезать рыбок для обыгрывания сказки с использованием масок.

3.Предложить по очереди рассказывать и показывать сказку.

Приложение 2.

Анкета для родителей

Мнемотехника

Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

  1. Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова.

________________________________________________________________________

  1. Для чего   используется мнемотехника?____________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Приведите пример использования мнемотехнических приёмов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приёмы работы? _________________________________________________________________
  2. Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка, другое)

________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет). _____________________________________________________________________
  1. Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю.

________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проекта «В гостях у сказки» (для детей среднего дошкольного возраста).

Данный материал разработан для детй среднего дошкольного возраста. Цель проекта: использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни....

Педагогический проект "В гостях у сказки" развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Педагогический проект "В гостях у сказки" направлен на развитие речи детей дошкольного возраста в организованной театральной деятельности. Разработан в соответствии с Федеральными государственным...

Педагогический проект "В гостях у сказки "Теремок"

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияе...

Педагогический проект : "В гостях у сказки"

Тип проекта: педагогический, долгосрочныйРуководитель проекта: Шестопалова Екатерина ГеннадьевнСроки реализации проекта: сентябрь-май 2012-2013учебного года.В дошкольном детстве необходимо уделят...

Педагогический проект "В гостях у сказки"

Целью данного проекта является.Знакомство детей с видами, жанрами, сюжетами русских народных сказок. Развитие интереса к литературной и театрализованной деятельности. Создавать у детей радостное настр...

Педагогический проект «В гости к сказке»

«В гости к сказке»Руководитель проекта: Педагогический проектБудыкина Татьяна ДмитриевнаТип проекта: педагогическийУчастники проекта и целевая группа: дети и родители средней группы.Масштаб:...

Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».

Занятие  в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...