Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе комбинированной направленности «Лиса и волк»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ломакина Юлия Викторовна

Прошло открытое занятие ( уровень МДОУ, октябрь 2019 г.) по подготовке к обучению грамоте при взаимодействии с логопедом: закрепление знакомства с буквой «Л», звуками «л» и «ль».

Волк и лиса поссорились из-за буквы "Л". Помирить их удалось детям, разобравшись во время занятия, что буква "Л" есть и в слове "ЛИСА" ,и в слове "ВОЛК", только звуки она обозначает разные. В слове "лиса" мягкий звук "ЛЬ", а в слове "волк" твердый звук "Л". Во время занятия исползовалась интерактивная доска с анимированными дидактическими играми по развитию речи и фонематического восприятия, созданными авторами занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lisa_i_volk.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

____________________________________________________________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе комбинированной направленности

«Лиса и волк»

Провели: логопед Сентемова Е.А.,

Воспитатель Ломакина Ю.В.

г. Электрогорск 2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе комбинированной направленности

«Лиса и волк»

Цель:  закреплять знакомство с буквой «Л», звуками «л» и «ль».

Задачи:

Образовательные:

- дифференцировать звуки Л, Ль в слогах и словах;

- формировать навыки  звуко-буквенного анализа слов;

Развивающие:

- продолжать знакомить с изображением буквы Л, отличать ее от других букв;

- расширять и закреплять словарный запас, умение подбирать качественные прилагательные по теме «Осень»;

Воспитательные:

- развивать волевые качества, желание доводить начатое до конца, выполнять задание самостоятельно;

- учить мириться, дорожить дружбой.

Оборудование и материалы:

  • презентация, интерактивная доска;
  • костюмы для детей волка и лисы;
  • конверт с изображением буквы «Л», внутри два листа А4 с изображением буквы «Л» зеленого (синего ) цвета;
  • два листа А4 с изображением лисы (волка ) с пустой таблицей для четырехзвукового  слова,
  • индивидуальные наборы для звуко- буквенного анализа; таблица букв для игры «Найди букву», карандаши, угощение ( по количеству детей)

Ход:    СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Входят дети  в костюмах волка и лисы. Ссорятся из-за бумажного конверта, на котором изображена буква Л.

Воспитатель: - Здравствуйте, Волк и Лисичка! Почему вы не здороваетесь с ребятами?

Лиса: - Здравствуйте, ребята! А Волк мою букву не отдает!

Волк: - Нет! Это лиса у меня букву забрала!

Воспитатель: - Дорогие волк и лиса, а вы  знаете, что это за буква?

Волк: - Нет…

Лиса:- Нет…

Воспитатель: - А хотите узнать? Приглашаю вас к нам на занятие. Вы все узнаете, и ссориться перестанете.  А я возьму свою волшебную палочку…(воспитатель касается палочкой конверта и детей) Покружитесь, покружитесь и в детишек превратитесь…( Дети кружатся, снимают маски и останавливаются)

Воспитатель: - Кто это?

Дети: - Это же мы - Женя и Тима!

Воспитатель: - Скажите, дети, какие бывают звуки?

Дети: - Гласные и согласные. Согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Воспитатель:  - Какие звуки называются гласными и почему?

Дети: - Гласные  звуки  мы  поём,  воздух  проходит свободно, не встречая преград.

Воспитатель:  - Какие звуки называются согласными и почему?

Дети: - Согласные звукам не поются, мешают зубы, губы и язык.

Воспитатель: -  Посмотрим, что в конверте? А в конверте почему-то две буквы. Что это за буквы и почему они разного цвета?

Дети: - Буква «Л», может обозначать: «Л», твердый согласный звук (синий цвет), а может обозначать  «ЛЬ», мягкий согласный (зеленый цвет).

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ ( на дифференциацию звуков)

Воспитатель: - Поиграем в игру «Топаем - хлопаем». Я называю слова, в которых есть звук «Л» или «ЛЬ», а вы топаете, если услышите твердый звук и хлопаете, если услышите мягкий.

(Воспитатель называет слова: ель, белка, колос, дупло, холод, лед, полено, малина, волк, лес, калина, лось, поле)

Воспитатель: - А в конверте есть еще картинки. Как вы думаете, что здесь зашифровано?

Дети: - Это два слова «ЛИСА» и «ВОЛК».

Воспитатель: - Проверим. Сколько звуков в слове «ЛИСА»? Сколько звуков в слове «ВОЛК»? Какой первый (второй, третий, четвертый) звук в слове «ЛИСА» и «ВОЛК».

РАБОТА ЗА СТОЛАМИ.

Воспитатель: - Сделаем звуко- буквенный анализ слов. Кто сделает – может встать, чтобы было видно, что он готов.

Воспитатель: - Кто сделал первый, выполните на доске ( вызывает одного ребенка) Молодцы, все справились. Что общего в этих словах?

Дети: - Четыре звука в каждом слове.

Воспитатель:- Посмотрите, в каждом слове есть буква «Л». Одинаковый звук она обозначает в обоих словах?

Дети: - Нет! В слове лиса «ЛЬ» мягкий согласный. А в слове «ВОЛК» - твердый.

Воспитатель: - Сколько слогов в слове «ЛИСА»? А в слове «ВОЛК»? (дети определяют двумя способами) Правильно, а теперь отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дети встают в круг.

Воспитатель: - Вспомним осенние месяцы.

Сентябрь листья все позолотил ( руки вверх)

Октябрь листья сбросил (руки плавно опускаем вниз)

Ноябрь зиму встретил (соединяем руки в пожатии)

Осень входит в лес дремучий,                                (шагаем)

Машет желтой кистью.                                      (махи руками вверху)

Ветерок сгребает в кучи золотые листья.          (махи руками внизу)

И они, забывши ветви, кружат по поляне.         (кружимся)

Осень встала среди леса в красном сарафане.    (руки опускаем сверху вниз,        

                                                                                вдоль туловища)

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

Воспитатель: - Подойдите к экрану. Постарайтесь угадать,

С какого дерева листочек?                                                            СЛАЙД 1           Кто меняет цвет меха?                                                                         СЛАЙД 2

Кто ложиться в спячку?                                                                 СЛАЙД 3

Вспомните трех перелетных птиц с утиными носами                СЛАЙД 4

Назовите трех перелетных птиц с длинными ногами                 СЛАЙД 5

Назови птиц и скажи, кто от нас улетит?           СЛАЙД 6

Назови грибы (съедобные/несъедобные)        СЛАЙД 7

Назови три осенних периода        СЛАЙД  8

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ С МЯЧОМ (Д. игра «Скажи какой, какая?)

Воспитатель: - Встаньте в круг. Подберите слово (Небо осенью какое? Листья какие? Осень какая?)

Воспитатель: - Вы хорошо отличаете мягкий  «ЛЬ» твердый звук «Л». А отыщите ли вы все буквы «Л».

РАБОТА ЗА СТОЛАМИ.

Дети находят среди букв все буквы «Л» и обводят их в круг.

Воспитатель: - У кого получилось пять? Молодцы, вы нашли все буквы. Дети, я думаю, нам пора вернуть обратно волка и лису? (Да!) Выходите Тима и Женя. Где моя волшебная палочка? Ой, а вы, ребята, поможете им все вспомнить про звуки «Л», «ЛЬ», и помирить их?( Да!) Вы ребята покружитесь и в зверей оборотитесь!

Лиса: - Где моя буква?

Волк:- А где моя?

РЕФЛЕКСИЯ.

Воспитатель: - Дети, объясните, почему волк и лиса ссорились из-за буквы «Л»? (Ответы детей) Какую же букву мы отдадим волку: синюю или зеленую? (Синюю, потому, что в слове «ВОЛК» буква «Л» обозначает  твердый звук «Л») А лисе? (Ответы детей) Чем мы еще сегодня занимались? (ответы детей)

Воспитатель: - Лиса, вот тебе зеленая буква, а волку - синяя. Будем вместе мы дружить, ссориться не нужно. Посмотрите, конверт, который всех рассорил, превратился в угощение для друзей! (Все угощаются печеньем в виде грибочков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»

Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е,звуком е»

Программное содержание: Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на с...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы

     Цели:·        Уточнить артикуляцию звука [ы];·        Упражнять детей в образовании существительных мно...