Конспект НОД по развитию речи на тему "Грибы в осеннем лесу" старашая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дети отправляются в гости к Ёжику и по дороге собирают ему гостинец:грибы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx22.98 КБ
Файл metodicheskaya_zapiska.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием ИКТ «Грибы в осеннем лесу»

Цель:  Закрепление представлений о грибах, их внешних признаках, строении. 

 Задачи:  расширить  и активизировать  словарь по теме «Грибы».  Формировать навыки  сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитать  любовь  и бережное отношение к природе. 

Предварительная работа: чтение сказке и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом».

Оборудование: корзинки, муляжи,  запись «Голоса леса»«пеньки» (модули), предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, рыжик, опенок).

Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.

Методические приёмы.

  1. Создание ситуации занимательности.
  2. Методы словесной передачи (объяснение, рассказ, беседа)
  3. Наглядные методы (наблюдение, показ образца, показ способа действия и дидактических пособий.
  4. Игровые методы (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательная гимнастика)

Ход НОД:

I. Организационный момент. (на интерактивной доске появляется Собачка с приветствием) Презентация 0:18-1:10

2) Мотивация к занятию.(через презентацию: Ворона Каркуша с посланием от Ёжика)

Чтение письма от Ёжика.

-Здравствуйте, ребята, я насобирал в лесу очень много ягод и хотел бы поделиться с вами, ведь в них очень много витаминов, кушая их, вы не будете болеть. Но у меня к вам огромная просьба, идя по лесной тропинке к моему домику, насобирайте, пожалуйста, мне  съедобных грибочков. Жду вас в гости.

Воспитатель: Ребята, ну что, отправимся  путешествие в осенний лес  к Ёжику. А чтобы попасть в лес, надо сесть на автобус и уехать далеко от детского садика.

А во время нашего пути я предлагаю вам отгадать загадку.

Кто стоит на крепкой ножке?
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад,
Если дождик и тепло,
Он считает повезло!

-Ответы детей. (Гриб)

Воспитатель: Правильно! Мы пока будем идти в гости, поищем  грибы. А что в лесу мы можем о них узнать?

Дети: названия грибов, где растут, как их нужно собирать.

Воспитатель: Хорошо. Мы узнаем.

Ребята вот мы и приехали. (Запись пения птиц, шум леса,выходим из автобуса).

Вот и лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.

Ребята, вспомните мы с вами читали сказку и смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда кончился дождь, и он выбрался из под гриба?

Дети: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.

Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом

всем пятерым место нашлось?

Дети: Пока шёл дождь гриб вырос.

Воспитатель: Правильно, грибы растут после дождя.

Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб». А в какое время года бывает больше всего грибов?

Дети: Осенью.

Воспитатель: И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».

-Мы с вами попали в настоящее царство грибов.

Грибы очень разнообразные. Все ли грибы можно собирать?

Дети: нет, есть съедобные и несъедобные (ядовитые)

Воспитатель: почему грибы называют несъедобными?

Дети: Их нельзя употреблять в пищу.

Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы в кузовок кладет, говорят: «Ходить в лесу – видеть смерть на носу».

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите: Какие деревья здесь растут?  

Дети: берёзы и осины

Воспитатель: Молодцы. Какие грибы  тут растут?

Дети: подберёзовики и подосиновики.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая. (Просмотр презентации 1:10-1:21)

Воспитатель: А это что за Рыженькое чудо нашла Юля?

Дети: ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

(Презентация 1:21-1:42)

Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.

Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:

  1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
  2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
  3. Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
  4. Не собирать грибы у проезжей части;
  5. Собирать только известные грибы;
  6. Не срывать старые и очень маленькие грибы.
  7. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.

А что такое грибница?

Дети: затрудняются ответить.

Воспитатель даёт понятие грибницы.

Воспитатель: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

Воспитатель: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад — молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. Вот какие подарки преподносит нам лес!

Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика), собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки (собирают грибы). Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (муляжи) и складывают в корзину.

Затем дети садятся на «пенёчки» (расставленные полукругом)

Воспитатель: Ой, посмотрите внимательно, что мальчики нашли на своих пенёчках?

Дети: ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать. (Презентация 1:42-1:56)

Воспитатель: Посмотрите, наша корзинка уже полная. Какие мы грибы собирали?

Дети: Съедобные .(дети называют грибы) Презентация 2:07-2:22

Воспитатель: Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу

Мы идем грибы искать (Начинают загибать по одному пальчику)

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел
Потому и потолстел.

Воспитатель находит гриб.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый гриб! Как он называется?

Дети: мухомор.

Воспитатель: Правильно. Что вы о нём знаете?  (Презентация  2:23-  3:28)

Ребята, я попрошу вас внимательно запомнить ядовитые грибы.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом, то что вы собрали?

Дети: Грибы.

Физкультминутка:

Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки, белочки скакали, рыжики срывали. Лисичка бежала, лисички собирала, Скакали зайчатки, искали опятки. Медведь проходил, мухомор раздавил.

Воспитатель: Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем умеете ли вы готовить грибы.

Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

  • Если грибы сварить, то они будут вареные
  • а если грибы пожарить, тогда они будут жареные

-если засолить, они будут соленые, — если замариновать, они будут маринованные, — засушить — сушенные.

Воспитатель: как много грибов мы собрали! Давайте их сосчитаем.

Упражнение "Посчитай" (на согласование числительных с существительными)

1 гриб,.., 3..., 5...
1 лисичка3..., 5...
1 опенок, 3..., 5...

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто нас встречает, оказывается, мы уже пришли. (Презентация 3:28)

Дети ставят на стол корзинку с грибами.

Ёжик: Спасибо, ребята за гостинец.  Я  хочу поиграть с вами  в игру «Съедобный- несъедобный» (Называет гриб, если съедобный, то хлопаем, несъедобный – топаем).

Молодцы ребята, вам понравился чудесный лес? Что вы встретили в нём?

(Ёжик подаёт детям лукошко с ягодами.) Угощайтесь.

Воспитатель: Ребята вот и подошла наша прогулка к концу, пора возвращать в детский сад. Прошу вас пройти к автобусу и занять свои места.

Заключительная часть.

Воспитатель:

А во время обратного пути мы с вами подведём итоги нашей прогулки.

 Где мы с вами были? Что нового вы узнали? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя? (Ответы детей)

Дети: Где растут грибы, съедобные и несъедобные, части гриба, правила сбора грибов.

Воспитатель: Молодцы! (Добавляет)

А дома я попрошу вас вместе с родителями уточнить, почему нельзя собирать грибы у проезжей части и вблизи фабрик и заводов?



Предварительный просмотр:

модуль

содержание

Целевой

Цель всего занятия: 

Цель:  Закрепление представлений о грибах, их внешних признаках, строении. 

 Задачи:  расширить  и активизировать  словарь по теме «Грибы».  Формировать навыки  сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитать  любовь  и бережное отношение к природе. 


Цель этапа занятия:

 С помощью музыки и показа слайдов на интерактивной доске привлечь детей к организационной части занятия.


Содержательный

Тема: «Грибы в осеннем лесу»

Процессуально-

деятельностный

Старшая группа.

Формы:

 Успокаивающие упражнения перед занятием.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование презентации, заданий на интерактивной доске).

Словесный (напоминание, беседа, рассказ, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Практический (дидактические игры,  просмотр презентации на  интерактивной доске, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультминутка).
Дети рассаживаются полукругом на ковер перед интерактивной доской.  На экране появляются собачка и ворона, Ворона  передает письмо от Ёжика. Дети отправляются в гости к Ёжику на автобусе. Звучит  шум леса и пение птиц (видео на интерактивной доске)

Дети  находят в лесу грибы, рассматривают их , смотрят информацию о дарах леса на интерактивной доске, слушают о том, как правильно собирать грибы, играют в упражнение «Посчитай»,  «Съедобное- несъедобное», собирают в корзину гостинец Ёжику ( съедобные грибы).

Во время прогулки делают дыхательную гимнастику, после сбора грибов сделали пальчиковую гимнастику, и в конце прогулки физкультминутку.

Результативно-

диагностический

Дети  играют в игру «Съедобное- несъедобное», играют в упражнение «Посчитай». В конце прогулки насобирали корзину со съедобными грибами. Научились находить грибы и запомнили их название.

Методическая записка

Вид деятельности

Педагог

Тип урока

Закрепление материала

Форма проведения урока

НОД

Целеполагание-образовательный результат

 Дидактическая - продолжить формировать умение  находить съедобные и несъедобные грибы и  сравнивать предметы (грибы между собой);

-закрепить умение согласовывать числительных с существительными) 
-продолжать формировать навыки самостоятельной    работы на интерактивной доске;
Развивающая -способствовать формированию мыслительных операций,  

 развитию речи, умению аргументировать свои   высказывания;

-развивать мелкую моторику рук;
Воспитательная -воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;
-бережное отношение к природе и технике.

Проектирование  образовательных результатов:

Дети могут найти съедобные несъедобные грибы, назвать их, сделать описание.

Информационно-образовательная

 среда занятия

Интерактивная доска

Ноутбук

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе занятия

Вводная часть-  Появление на интерактивной доске собачки и вороны с посланием от ёжика

Основная часть-  просмотр  презентации  на интерактивной доске

Заключительная часть- Игра на знание грибов съедобные или несъедобные.

Методические приёмы

Создание ситуации занимательности.

Методы словесной передачи (объяснение, рассказ, беседа)

Наглядные методы (наблюдение, показ образца, показ способа действия и дидактических пособий.

Игровые методы (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательная гимнастика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе «Беседа об осени»

конспект к занятию по развитию речи в старшей груупе детского сада...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В гости к осени» (средняя группа)

Закреплять знания детей о признаках осени, о сезонных изменениях в природе; обогащать словарный запас на тему «Осень»; активизировать речевую деятельность детей....

Конспект занятия по развитию речи на тему: " Золотая осень" (младшая группа)

Конспект занятия по развитию речи  " Золотая осень" (младшая группа)...

Конспект НОД по развитию речи: «В гостях у осени». Для детей первой младшей группы.

Данный конспект способствуют расширению знаний детей об осени, о сезонных изменениях в природе....

Конспект НОД по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие в осенний лес»

ШШаг за шагом всё увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагоги не боятся компьютера, находят его верным помощником, видит перспективы использования.   На сегодня информаци...