Интегрированное занятие «Зимние напевы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

 Лосевич Светлана Григорьевна

«Зимние напевы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Зимние напевы»

        Программное содержание: вызвать у детей отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи; цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующие им настроения; рисунок, передающий характер образов; композиционные построения картин. Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе. Обогащать словарь детей эмоционально- оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

Подготовительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток. Рассматривание репродукций картин о зиме, разучивание стихов, пение песен, прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

Воспитатель:  Сегодня у меня веселое настроение. Я хочу с вами говорить загадками. Итак, отгадывайте!

Загадывание загадок о зиме

                                Запорошила дорожки,

                                Разукрасила окошки.

                                Радость детям подарила

                                И на санках прокатила.

                                                        (Зима)

                        Какой это мастер

                        На стекло нанес

                        И листья и травы?

                        И заросли роз?

                                        (Мороз)

                                Сверху звездочка упала,

                                А в ладошке каплей стала?

                                                        (Снежинка)

Воспитатель: Загадки вы умеете отгадывать. Ребята, а вы догадались, о каком времени года мы сегодня с вами будем говорить?

Дети: О зиме.

Воспитатель: А скажите мне, какой месяц начинает зиму, завершает год и поддает стужи?

Дети: Декабрь.

Воспитатель: Правильно, начинает зиму и завершает год декабрь. Декабрь в народе прозвали студень или стужайло.  Но капризна и переменчива погода в декабре: выпавший снег сменяется неожиданным дождем, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты - в словах, композиторы - в звуках, художники - в красках. Давайте и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки-зимы.

Музыкальный руководитель: Я вам предлагаю разгадать музыкальные загадки. Прослушайте два отрывка из цикла «Времена года» великого русского композитора П. И. Чайковского. По характеру музыки  вы сможете определить, какое время года отобразил композитор в своем произведении?

Звучит отрывок из пьесы «Песнь косаря. Июль».

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Правильно, прозвучал отрывок из пьесы, в котором вы правильно услышали летнее время года. Пьеса так и называется «Песнь косаря. Июль.»  Июль – самый жаркий летний месяц, пора сенокоса. А косари – это в основном мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. А песни им помогали во время работы. Какие они были по характеру? Веселые, энергичные, ритмически четкие. А теперь, следующий музыкальный отрывок.

Звучит отрывок из пьесы «У камелька. Январь».

Музыкальный руководитель: Сейчас, прозвучало зимнее время года, а конкретно, пьеса называется «Январь. У камелька». Камелек – это русское название камина, у которого собиралась вся семья в долгие зимние вечера. В крестьянских избах у очага плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни. Какие по настроению они были? Правильно, задушевные, грустные, мечтательные. Вот таким услышал зимний месяц январь Чайковский.

Воспитатель:  Ребята, зима по-разному поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную. В течение одной зимы часто меняется погода.  От этого меняется наше настроение. Когда выпавший снег полежит-полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно и тоскливо. Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично. Послушайте стихи о зиме известных поэтов:  И. Сурикова и С. Есенина.

1-й ребенок:                Белый снег пушистый

                                В воздухе кружится

                                И на землю тихо

                                Падает, ложится.

                                И под утро снегом

                                Поле забелело,

                                Точно пеленою

Все его одело.

                И. Суриков

2-й ребенок:                        Поет зима – аукает,

                                        Мохнатый лес баюкает

                                        Стозвоном сосняка,

                                        Кругом с тоской глубокою

                                        Плывут в страну далекую

                                        Седые облака,

                                        А по двору метелица

                                        Ковром шелковым стелется,

                                        Но больно холодна…

                                                        С. Есенин

Воспитатель: Ребята, а вам  нравится зима? А за что вы любите зиму?

Ответы детей.

3-й ребенок:

                                        Мы не могли зимы дождаться,

                                        Чтоб с гор на саночках кататься,

                                        Чтоб наши лыжи и коньки

                                        Помчались наперегонки.

Музыкальный руководитель: А вы покажите, как вы умеете лепить снежки, кататься на коньках и санках.

Танец «Конькобежцы»

Воспитатель: А сейчас послушаем отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого о волшебнице Зиме.

«…Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит. Заглянула Зима  в лес. «Уж его–то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!» Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, нахлобучила белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да маленькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются…Раздвинуло солнышко сизую тучку… А под его ласковым взглядом все еще краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок… в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!

Любуется солнышко картиной Зимы… - глаз оторвать не может…»

                                        Г. Скребицкий. «Четыре художника»

Воспитатель: Вот какую прелестную картину нарисовала Зимушка-зима.

 А сейчас нам предстоит рассмотреть  картину о зиме, которую  написал художник Иван Иванович Шишкин.

Катюша, расскажи нам, кто такой Иван Иванович Шишкин.

Рассказ о художнике.

Воспитатель: Так о чем же нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу. Что покорило,  и порадовало его? Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега. Какой же это лес? Да, это старый, непроходимый, дремучий лес, еще говорят – «еловый бор». Почему мы решили, что это старый, дремучий бор? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри. А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее. А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? Огромные стволы упавших деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. А есть ли тут маленькие елочки и кусты? Да, они чуть виднеются из-под шубок. Как вы думаете, почему художник нарисовал лес, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? Да, снег в этом еловом бору! Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.

А видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь, внимательно. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую загадку нам загадал художник.  Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже уснула.

Музыкальный руководитель:

Ребята, какая по настроению эта картина: шумная или тихая? Правильно, тихая, спокойная, негромкая.

Отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима»

                        Тишина! – шепнула белая поляна.

                        Тишина – вздохнула, вея снегом, ель.

                        За стволами зыбь молочного тумана

                        Окаймила пухлую постель…

                                                        С. Черный

Полюбуемся на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня.

Музыкальный руководитель: Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое навевает картина?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы. А какие художественные средства они при этом использовали? Правильно, поэты передавали свои чувства в словах, композиторы - в звуках, художники - в красках.

Музыкальный руководитель:

Давайте и мы попробуем  передать зимнее настроение в песне «Белые снежинки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие «Зимняя сказка» в старшей группе.

Задачи:Обобщить представления  детей о зиме.Актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе зимой.Закрепить   знания о характерных признаках зимы.Продолжать развивать памят...

Интегрированное занятие "Зимние истории"

«Зимние истории»Наш д/с работает по «Истокам»  примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Педагогический процесс в д/cстроится в настоящее время на основе ком...

интегрированное занятие "Зимний лес"

Интеграция образовательных областей:Социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество (рисование), музыка, безопасность....

Интегрированное занятие "Зимние фантазии"

Интегрированное занятие "Зимние фантазии" (старший дошкольный возраст)...

Интегрированное занятие "Зимняя экскурсия" для детей подготовительной группы.

музыкальное занятие с интеграцией образовательных областей: музыка, художественная литература, изобразительное искусство, грамота, развитие речи, художественное творчество (конструирование). в занятии...

Конспект интегрированного занятия "Зимняя одежда"

Образовательные области:Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Социализация. Здоровье.Задачи:  Закрепление  названий зимней одежды, их назначение; уточнение  последовательно...

интегрированное занятие " Зимнее путешествие"

занятие по закреплению знаний о жизни животных зимой...