Консультация "Организация и использование среды как фактор развития речи "
консультация по развитию речи (старшая группа)

В материале описаны цели и задачи развития речи в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx13.09 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и использование среды как фактора развития речи. Важнейшее условие развития речи – деятельностный подход к развитию речи ребенка. Основные компоненты речевой деятельности: мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность; цель, в которой прогнозируется будущий результат деятельности; содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка; средства, позволяющие облечь мысль в форму речевого высказывания, понятного для слушателя; результат, в качестве которого выступает речевая форма.

 В младшем дошкольном возрасте задачей педагога является создание условий для появления и развития самостоятельных попыток у ребенка выступить инициатором общения путем использования ярких звучащих игрушек, специальных приемов – сюрпризные моменты, игровые ситуации, обыгрывание игрового персонажа.

 В среднем дошкольном возрасте создаются ситуации необходимости совместного выполнения поручения, задания, игровые действия «провоцирующие» активную речь детей, принятие ими цели речевой деятельности. Педагог не только поддерживает естественное возрастное любопытство «почемучек», отгадывание описательных загадок о предметах и объектах, окружающих ребенка, создание проблемных ситуаций в процессе бытового общения и обучения, организация элементарной поисковой деятельности детей в центрах активности. Использование проблемных методов, включение элементов поиска и проблемности в организацию развивающего пространства группы.

 В старшем дошкольном возрасте задачей педагога становится обогащение познавательного, литературного, деятельностного опыта ребенка. Чем больше 1 информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и с взрослыми, тем активнее станет его речь. У детей возникает потребность зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности. Воспитатель может записать на магнитофон, в альбом придуманную им историю, сказку, загадку, считалку. В подготовительной к школе группе важной задачей становится стимулирование планирующей функции речи в разных видах деятельности: прежде чем приступить к рисованию, игре, строительству, выполнению поручения, надо, чтобы ребенок рассказал о замысле, о предполагаемом сюжете. Необходимо обеспечить постепенный переход от диалогической формы речи к монологической. Основные дидактические материалы для развития речевого творчества детей – атрибуты для театрализованных игр, материалы для режиссерских игр, игры фантазирование могут быть сосредоточены в помещении группы в центре художественно – речевого творчества. Хорошо использовать игру «Разрезные картинки». Комбинируя всевозможные сочетания элементов игры на фланелеграфе, ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей сказки. Игра «Необыкновенное животное»:путем сочетания частей тела разных животных ребенок создает новый образ сказочного зверя. Можно придумать ему имя, определить место обитания, способ питания, ориентируясь при этом на особенности его внешнего вида, кто из зверей способен причинить вред этому фантастическому животному, как оно будет обороняться, и спасаться от врагов, с кем будет дружить. Ребенок может создать и придумать «Друга» для своего животного. Игру «Разрезные картинки» можно использовать при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Необходимо привлекать ребенка к речевому творчеству, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес к речевой деятельности.

 Список литературы:

 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Москва: Просвещение, 1991. – 160 с.

 2. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...

Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста

Об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста...

Предметно – развивающая среда как фактор развития активности ребёнка

Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды. В статье я...

Предметно пространственная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной ра...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого не...

сообщение на тему "Организация и использование среды как фактора развития речи детей".

в сообщении говорится о том,  какие именно факторы влияют на развитие речи ребёнка...

Информационный мини-проект Тема: «Развитие цифровой среды ДОУ – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...