Методическая разработка «Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по развитию речи»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Пестерева Лилия Хайрулловна

Развитие общих речевых навыков.

Звукопроизношение.

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.

Лексика.

Расширять и уточнять словарь в соответствии с лексическими темами.

Развитие грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_rechi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по развитию речи»

Перспективное планирование работы в подготовительной к школе группы по развитию речи.

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

Развитие общих речевых навыков

1. Выработать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.

2. Учить детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи, спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

3. Работать над формированием диафрагмального дыхания.

4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработать у детей умения пользоваться громким и тихим голосами.

5. Работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью, тембровой окраской голоса, высотой тона.

Звукопроизношение

1. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков.

2. Закреплять навыки чёткого произношения звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

1. Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров.

2. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

3. Работать над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик).

4. Работать над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

(фонематического, слогового, анализа предложения).

1. Развивать слуховое внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Повторить изученные гласные звуки: [а], [о], [у], [и]. Знакомство с гласными звуками [э], [ы].

3. Закрепить умение проводить анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.)

4. Закрепить умение выделять гласные в начале слова (Аня, в конце слова (пила, в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.)

5. Учить подбирать слова на гласные звуки.

6. Познакомить с согласными звуками: [м] – [м’], [б] – [б’], [д] – [д’],

7. [н] – [н’], [в] – [в’], [г] – [г’], [п] – [п’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [х] – [х’].

8. Учить выделять изученные согласные звуки из слова (начало, конец, середина).

9. Познакомить с новыми и повторить изученные понятия: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий», «глухой».

10. Закрепить анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.)

11. Учить проводить полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п., двухсложных слов со стечением и без, трёхсложных слов без стечения.

Лексика

Расширять и уточнять словарь в соответствии с лексическими темами.

Развитие грамматического строя речи

(по лексическим темам I периода обучения)

1. Отработать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа.

2. Учить преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3. Учить согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного чисел (яблоко растёт, яблоки растут).

4. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мои.

6. Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами в соответствии с лексическими темами.

7. Учить согласовывать числительные два и пять с существительными.

8. Продолжать работу по употреблению в речи простых предлогов.

9. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

10. Закреплять в речи формы повелительного наклонения глаголов.

11. Учить образовывать приставочные глаголы.

12. Упражнять детей в умении подбирать сходные по значению слова (синонимы).

13. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао.

Развитие связной речи

1. Учить составлять простые распространённые предложения по картинкам, по демонстрации действия, на заданную тему.

2. Обучать детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать детей составлять описательные рассказы на материале пройденных лексических тем.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Обучение грамоте.

1. Знакомить детей с буквами.

2. Упражнять детей в чтении.

3. Учить детей печатать изученные буквы.

4. Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

II период.

(январь, февраль, март)

Развитие общих речевых навыков.

1. Продолжать работу по развитию правильного речевого дыхания.

2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту, тембр голоса.

3. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4. Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

5. Формировать навыки выразительного чтения, развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность (на материале коротких стихотворений).

Развитие навыков фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Закреплять у детей умение подбирать слова на заданный звук.

2. Продолжать упражнять детей в различении твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.

3. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.

4. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ односложных и двухсложных слов со стечением, учить анализировать детей слова из 5 – 6 звуков.

5. Сформировать представления о том, что буквы Ъ и Ь не обозначают звуков.

6. Дать понятие о дифтонгах, их роли в фонетике.

7. Совершенствовать навык звукового анализа слов и анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

8. Познакомить детей с правилами грамматики: жи – ши, ча – ща, чу – щу.

9. Познакомить с правилами грамматики: Все слова в предложении пишутся отдельно.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

В конце предложения ставится точка.

Лексика.

Расширять и уточнять словарь в соответствии с лексическими темами.

Развитие грамматического строя речи (на материале лексических тем II периода).

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имени существительные в единственном и множественном числе.

2. Продолжать работу по обучению в преобразовании существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).

4. Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Продолжать учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мои.

6. Продолжать работу по согласованию числительных два и пять с существительными.

7. Продолжать работу по употреблению в речи простых и сложных предлогов.

8. Учить образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные.

9. Закреплять в речи формы повелительного наклонения глаголов.

10. Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками.

11. Упражнять детей в умении подбирать сходные по значению слова (синонимы).

12. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао.

13. Учить детей образовывать сравнительную степень прилагательных.

14. Работать над образованием прилагательных способом словосложения.

Обучение связной речи.

1. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы с использованием плана, по серии картин, по картине.

2. Учить детей составлять рассказы из личного опыта.

3. Совершенствовать у детей навык пересказа.

4. Учить детей правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Обучение грамоте.

1. Совершенствовать у детей навыки печатанья и чтения слогов, слов, предложений, с изученными буквами.

2. Продолжать знакомить детей с новыми буквами.

3. Продолжать учить детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов, чтению изографов.

III период.

(апрель, май, июнь)

Развитие общих речевых навыков.

1. Продолжать работу над развитием длительности и плавности речевого выдоха.

2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.

3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса.

Развитие навыков фонетико-фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук.

2. Тренировать детей в различении звонких-глухих, твёрдых-мягких согласных.

3. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ двух- трёхсложных слов со стечением и без.

4. Закреплять навыки: деления слов на слоги, предложений на слова, текста на предложения.

5. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с предлогами. упражнять детей в составлении графических схем предложений.

6. Закрепить знания известных правил правописания.

Лексика.

Расширять и уточнять словарь в соответствии с лексическими темами.

Развитие грамматического строя речи (на материале лексических тем III периода).

1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных.

2. Закрепить правильное в речи согласование прилагательных и числительных с существительными.

3. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.

4. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

5. Учить образовывать наречия от прилагательных, формы степеней сравнения прилагательных.

6. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.

7. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения.

8. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

Обучение связной речи.

1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.

2. Развивать индивидуальные способности в творческой речевой деятельности.

3. Учить активно, употреблять в речи сложноподчинённые и сложносочинённые предложения.

Обучение грамоте.

1. Закрепить навык печатания и чтения слогов, слов, предложений.

2. Выучить алфавит.

3. Провести профилактику возникновения оптической дисграфии.

4. Обеспечить формирование первоначальных навыков овладения письменной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка перспективного планирования по валеологии в старшей группе.

Мною разработанно  перспективное планирование по валеологии для старшего возраста, которое дает возможность вести работу системно и комплексно. Мероприятия валеологической направленности органичн...

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности (строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. Крыловой) Тема: «В гостях у сказок»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности(строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по развитию речи на тему: « Путешествие в зимнюю страну умных игр».

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по речевому развитию на тему: « Путешествие в зимнюю страну умных игр». Цели:Обучающие: Продолжать учить выделя...

Методическая разработка "Перспективное планирование прогулок в первой младшей группе"

Представлено содержание планирования прогулок с детьми на год....

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...

Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Данный методический материал разработан для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей де...