Главные вкладки

    Конспект развивающей образовательной ситуации в старшей группе "Россия - наша Родина".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Никитина Ольга Николаевна

    Систематизация представлений детей о России как о родной стране, формирование представлений о государственной символике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rossiya.docx31.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Никитина Ольга Николаевна

    Должность: воспитатель

    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42 «Аленький цветочек» ЗМР РТ

    Развивающая образовательная ситуация «Россия – наша родина».

    Задачи:

    Образовательные:

    Систематизировать представления о России как о родной стране.

    Активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина —    Россия».
         Продолжать формировать у детей представления о российской символике.

    Развивающие:

    Развивать связную речь, расширять словарный запас.

    Закрепить умения выразительно читать стихотворения, пословицы о Родине.

         Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
        Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

    Воспитательные:

    Воспитывать у детей интерес к истории своей страны.

    Воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

    Предварительная работа:

    • Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России.
    • Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
    • Разучивание стихотворений и пословиц о Родине.
    • Беседы о российской символике.
    • Прослушивание гимна России.

     Оборудование и материалы:

    • карта, герб, флаг Российской Федерации;
    • коробка «Почта России»;
    • проектор, интерактивная доска;
    • флаги стран;
    • ленты трех цветов;
    • глобус, мяч, воздушный шар;
    • магнитофон;
    • аудиозапись колыбельной, плясовой, марша, гимна России.
    • листы бумаги по количеству детей.

    Ход образовательной ситуации:

    Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Что же на ней написано? Кому она адресована?

    Дети читают адрес: «Детский сад «Аленький цветочек». Подготовительная группа»

    Воспитатель: Давайте мы её откроем и посмотрим, что же в ней? (Воспитатель достаёт глобус). Ребята, что это?

    Дети: Глобус.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус?

    Дети: Модель планеты Земля.

    Воспитатель: Какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы, конечно, уже знаете, как называется наша страна?

    Дети. Страна, в которой мы живем - называется Россия.

    Воспитатель. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте посмотрим на карту. Что мы видим на ней?

    Дети. На карте я вижу Россию, реки, озера, горы, точки.

    Воспитатель: Кто из вас может показать территорию России на карте? (Ребенок показывает). А какой город является столицей нашего государства?

    Дети. Город Москва. (Ребенок показывает на карте).

    Воспитатель. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко. Вот какая большая наша Россия.

    ИГРА «Передай сердечко – сложи словечко».

    Воспитатель: Ребята наша Россия - большая, красивая страна. А какая же она еще? Мы будем передавать мячик по кругу и говорить – какая наша Родина. Россия какая? (любимая, могучая, богатая, великая, сильная)

    А теперь потихоньку садитесь на свои места. Послушайте стихотворение «Необъятная страна».

    Ребенок. Если долго - долго – долго

    В самолёте нам лететь,

    Если долго - долго – долго

    На Россию нам смотреть,

    То увидим мы тогда

    И леса, и города,

    Океанские просторы,

    Ленты рек, озёра, горы…

    Мы увидим даль без края,

    Тундру, где звенит весна,

    И поймём тогда, какая

    Наша Родина большая,

    Необъятная страна. (Татьяна Бокова)

    Воспитатель. Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?

    Дети. Слово Родина означает страну, в которой мы живём. Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна. Россия это наша большая Родина.

    Воспитатель. Народ придумал много пословиц о Родине. Какие вы знаете пословицы?

    Дети. «Одна у человека мать, одна  и Родина».

    «Родина любимая – мать родная».

    -Как вы понимаете смысл этой фразы? (мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережём, любим, жалеем. И так же относимся к Родине).

    На чужой стороне и весна не красна.

    Где родился, там и сгодился.

    Человек без Родины, что соловей без песни. (смысл объясняют дети).

    Воспитатель. Наша страна Россия, а мы живущие в России - россияне.

    Давайте поиграем в игру.

    Игра «Кто в какой стране живет? »

    В Италии-

    В Испании -

    В Америке -

    Во Франции -

    В Германии -

    В Китае -

    Молодцы, как много стран и жителей мы назвали.

    Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, чем отличается наше государство от другого?

     Дети. У каждого государства есть свои отличительные символы. Гимн, герб, флаг.

    (Воспитатель достаёт из посылки флаг России)

    Воспитатель. Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные березы, снег, ромашки, облака.)

    - Синяя полоса? (Небо, реки, моря, озера)

     - Красная полоса? (Цвет солнца, огня, тепла).

    - Во всём мире цвету на флаге придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – верность и правду, красный  – отвагу.

    Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим «сине море», «белый свет», «весна красна», «красна-девица».

    Белый, синий, красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами  государственного флага России.

    Ребенок. Флаг России – триколор,

    Три полоски ловит взор.

    И у каждой новый цвет,

    А у цвета свой секрет.

    Снизу красный – самый яркий,

    Цвет побед в сраженьях жарких,

    Русской кровью что добыты

    И народом не забыты.

    В середине флага – синий,

    Словно Волга по равнине…

    Синеву родимых рек

    Любит русский человек.

    Сверху, словно облака,

    Цвет снегов и молока.

    Чистый белый – мира цвет,

    Говорит он – войнам нет! (И. Агеева)

    Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужен флаг? (ответы детей)

    Дети. Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать из какой страны корабль. Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны участвуют в соревнованиях. Флаг изображён на форме спортсменов. Во время  награждения победителей в их честь на стадионе поднимается флаг их страны. Очень часто президент и члены правительства отправляются в другие страны с визитами. Около здания, где проходит встреча, вывешиваются флаги обоих государств.

    Воспитатель. Давайте найдём Российский флаг.

    Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

    На доску выставляются крупные изображения флагов разных стран:  России, Словакии, Словении, Франции, Нидерландов, Хорватии, Сербии, Люксембурга, Чехии. Предлагается детям найти российский флаг и назвать местоположение на полотне. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

    Динамическая пауза «Собери флаг». (с лентами)

    Детям раздаются по 2 ленты одного цвета. Цвета лент соответствуют цветам российского флага. Дети бегут по кругу, а по сигналу воспитателя строят флаг России.

    (Воспитатель достаёт из посылки герб России).

    Игра «Собери герб России».

    Дети делятся на пары или тройки. Им раздаются конверты с разрезанными частями. Их частей необходимо собрать целое – герб.

    Воспитатель: Ещё один важный символ государства - герб страны. Ребята, расскажите, что представляет собой герб нашей Родины?

    Дети. На красном щите изображен золотой двуглавый орел.

    Воспитатель: золотой цвет орла означает - цвет солнца, цвет радости и богатства. Зачем же орлу две головы?

    Дети: головы могут увидеть врагов с разных сторон, так как они смотрят в разные стороны.

    Воспитатель: в лапах орел держит символы царской власти: скипетр и державу. Двуглавый орёл является символом России уже очень много лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, этим копьём Георгий Победоносец победил дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

    Воспитатель: Российский герб, так же как и флаг играет большую роль в жизни нашего государства. Ребята, где мы можем увидеть изображение герба?

    Дети: Герб можно встретить на деньгах, различных печатях, на почтовых конвертах, пограничных столбах

    Воспитатель: В первую очередь изображение российского герба можно увидеть на границе нашей Родины: иностранные граждане, приезжающие в Россию, видят на пограничных столбах наш герб- один из главных символов государства. У каждого человека есть документ, который подтверждает, что этот человек является гражданином какой-либо страны, этот документ называется паспорт. На паспорте гражданина России также изображен герб нашей Родины.

    (Воспитатель достает из посылки диск с аудиозаписью).

    Воспитатель. Есть у каждой страны, особенная самая главная песня - гимн. Гимн страны - это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Давайте послушаем несколько мелодий и подумаем, что хочется делать под эти мелодии? (Звучит колыбельная, плясовая и марш.)

     - Первая мелодия спокойная и нежная, под нее, что хочется делать? (расслабиться и заснуть, дети показывают, как они засыпают);

     - Вторая – задорная и веселая (танцевать, дети танцуют),

    -Третья – торжественная и стремительная (под нее хочется идти на параде красивым шагом, дети маршируют).

    - Теперь прослушайте еще одну мелодию. (Включается гимн России.)

     Как вы думаете можно ли петь и танцевать под эту песню? (Ответы детей)

    - Эта мелодия не похожа на предыдущие. Она торжественна, но под нее не хочется маршировать или танцевать, а хочется стоять смирно и слушать о величие и мощи нашей страны.  Граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя, не разговаривают.

    -Кто знает, а почему нужно слушать гимн именно так?

    Дети. Таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну, к своей стране, к своей Родине.

    (Воспитатель достает из посылки белого голубя)

    Воспитатель. Ребята, а что обозначает белый голубь?

    Дети. Белый голубь – это символ мира.

    Воспитатель. Все верно. И конечно очень хочется, чтобы все народы, заселяющие нашу страну Россию, жили мирно и дружно. Давайте каждый из нас сделает такого голубя и посадит его на березу.

    Пальчиковая игра «В России».

    «Небо синее в России, реки синие в России. Васильки и незабудки не цветут нигде красивей. Есть и клёны, и дубы, а какие есть грибы! А ещё пекут в печи вот такие калачи!».

    Дети делают голубей мира (оригами).

    Список использованной литературы

    1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа.- Скрипторий, 2003.- 96 с.

    2.Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А.- 2-е изд.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.- 752с.

    3.Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплксных занятий / автор-составитель Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина.- Волгоград: Учитель, 2012.- 346 с.

    4.Е.Ф. Черенкова Простейшие модели оригами.- М.: ДОМ XXI век: РИПОЛ классик, 2011.-248 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект развивающей образовательной ситуации на игровой основе во второй младшей группе. Пересказ сказки «Козлята и волк»

    Задачи:Связная речь: учить  пересказывать вместе  с воспитателем сказку «Козлята и волк»;Звуковая культура речи: приучать детей отчетливо и правильно произносить звук с,  изолированный ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе«Наша Родина -Россия »

    формировать у детей преставление о России, как о родной стране, закрепить название «Россия», формировать преставления о государственном флаге РФ, познакомить детей с национальным русским костюмом. Вос...

    Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе с ОНР по развитию математических представлений. Лексическая тема: «Наша Армия»

    Образовательные задачи. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Соотнесение числа и цифры....

    Конспект развивающей образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов и приемов ТРИЗ «Страна слов»

    (Образовательная область «Познавательное развитие»)Программное содержание: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширя...

    Развивающая образовательная ситуация в старшей группе по ПДД "Перекрёсток"

    Закрепление знаний детей о правилах движения пешеходов, о пешеходном переходе....