статья: "Значимость речевой активности в развитии познавательной деятельности дошкольников"
статья по развитию речи

Феликс Наталья Сергеевна

в статье рассмотрена: актуальность развития речевой активности дошкольников по средствам  пальчиковых игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость речевой активности

в развитии познавательной деятельности дошкольников.

В настоящее время всё чаще педагогам дошкольных образовательных учреждений приходится сталкиваться в своей работе с детьми, имеющими темповое отставание в освоении норм родного языка, которое касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития сказывается на общем продвижении малышей: затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние, не позволяет полноценно общаться и играть со сверстниками.

Ученые-нейробиологи и психологи И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн,

Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития, давно доказали прямую связь между уровнем развития движений пальцев рук и степенью развития речи.

Результаты современных исследований учёных говорят о заметном снижении уровня развития кистевой моторики дошкольников, неизбежно приводящих к нарушению речи. Причины моторного отставания детей связаны с повышением уровня развития цивилизации, когда мелкие движения пальцев рук перестают играть главенствующую роль в жизни, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи и мышления. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений. Работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе - сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений.

        Пальчиковая игра - это средство воспитания, вид творческой деятельности, посредством которого развивается не только речь, но и формируется личность дошкольника. Играя пальцами рук, тренируя мелкие движения кисти, способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.

В дошкольных образовательных учреждениях важно использовать пальчиковую гимнастику в разных режимных моментах, в частности, включать её при проведении оздоровительных гимнастик и при реализации непрерывной образовательной деятельности.

При использовании пальчиковых игр необходимо учитывать основные принципы работы, которые заключаются в:

  • привлечении всех участников педагогического процесса к непосредственному участию в развитии мелкой моторики рук;
  • преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности;
  • соответствии возрастным особенностям детей;
  • систематичности и последовательности;
  • переходе от простых игр к более сложным;
  • личностно-ориентированном подходе;
  • оздоровительной направленности.

        Для того чтобы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к речевому развитию детей, которое является средством развития личности юного поколения, педагогам и родителям необходимо хорошо понимать его важность и природу, иметь представления о специфике его развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь правильно организовывать и играть с детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. - М., 1999. - 12 - 22с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.
  3. Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. - 320с.
  4. Борисова, Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками / Е. Н. Борисова. - Издание 2-е, переработанное. - М.: Глобус: Волгоград: Панорама, 2009. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности дошкольников. Работа с родителями.

Многие современные родители на сегодняшний день, к сожалению, считают, что детский сад - это то место, куда ребенка можно привести утром и в него, как в копилочку, будут складывать необходимые знания ...

Развитие познавательной деятельности дошкольников в повседневной жизни детей

Возрастной период от пяти до шести лет – значимый этап в развитии познавательной деятельности дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в ...

Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.

Статья об особенностях познвательной деятельности дошкольников....

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"...

Развитие речевой активности в условиях самостоятельной деятельности дошкольников (режимные моменты, дидактические игры, ИКТ)

          Одним из условий формирования полноценной личности ребѐнка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе является своевременное овла...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс » (Образовательная область «Познавательное развитие»)

Вед.: Все педагоги детских садов должны детально изучить Стандарт дошкольного образования. Сейчас мы немного пройдёмся по нему с помощью практических заданий. Вам необходимо будет прочесть утверж...

Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии.

В статье "Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии" рассматривается использование технологии проблемного обучения в работ...