Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи "Мешок овсянки"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Чиркова Ирина Геннадьевна

    Конспект занятия по развитию речи детей на тему: "Мешок овсянки".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_meshok_ovsyanki.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект «Мешок овсянки»

     

    Цель: Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники.

    Социально-коммуникативное развитие.

    Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.

    Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

    Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

    Познавательное развитие:

    Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; корректировать свою деятельность.

    Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

    Обогащать представления о видах военного транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

    Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

    Речевое развитие:

    Продолжать работу по обогащению словаря детей.

    Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

    Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

    Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.

    Учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

    Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

    Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

    Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

    Художественно - эстетическое развитие.

    Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.

    Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

    Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

    Физическое развитие.

    Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

    Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

    Оборудование:
    Текст рассказа А. Митяева «Мешок овсянки». Набор предметных картинок (богатырь, гусар, солдат ВОВ, моряк, пограничник, танкист, артиллерист, современный солдат, летчик), мнемотаблица.
    Предварительная работа:
    Экскурсия в « Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ»
    Чтение стихотворения: «Армия любимая», «Все на посту», «Военный праздник» И. Гурина 
    Рассказов С. Баруздина «За Родину!», «Слава!», Л. Кассиля «Твои защитники»,
    С. Алексеева «Дом».
    Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлевской стены» и репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри».

    Просмотр видеофильмов о воинах разных эпох, о вооруженных сила РФ.
    Организация сюжетно-ролевой игры «Моряки»

     

    Ход занятия:
    Воспитатель - Ребята, послушайте стихотворение «Наша Армия»

    На горах высоких,
    На степном просторе
    Охраняет нашу
    Родину солдат.
    Он взлетает в небо,
    Он уходит в море,
    Не страшны защитнику
    Дождь и снегопад…
    В. Степанов.

    О ком это стихотворение?

    Дети - о военных, о защитниках Родины.

    Воспитатель: Нашу Родину военные защищают со всех сторон: с земли, с воздуха, и с воды. Давайте вспомним военные специальности.

    Воспитатель: Кто управляет танком? (Показ картинки танка.)

    Дети: - Танком управляет танкист.

    Воспитатель: - Кто охраняет государственную границу?

    Дети: - Границу охраняет пограничник.

    Воспитатель: - Кто отвечает за безопасность с воздуха?

    Дети: -Лётчик охраняет небо.

    Воспитатель: -Молодцы! Вспомнили военные профессии.

    1. Игра «Кто защищает Отечество» 

    Воспитатель:- Во все времена наша Родина славилась своими лесами, полями, реками, полезными ископаемыми, умными и добрыми людьми. Поэтому и нападали на наши земли враги.

    Мы смотрели с вами фильм о защитниках нашей земли в разные времена. Вспомните, пожалуйста, как назывались воины - защитники в разные эпохи. Рассмотрите воинов и расставьте картинки по порядку, с древности и до наших дней

    Дети выходят по одному к доске и выбирают картинки (богатырь, гусар, солдат 1 МВ, солдат 2 МВ, современные военнослужащие).

    Воспитатель:- Спасибо! Вы хорошо справились с заданием!

    2. Дидактическая игра «Телеграф»

    Воспитатель - ребята, сейчас мы с вами поиграем в военный телеграф. Я буду называть слово капитану так чтобы никто не услышал, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой штаб. Сначала детям дают односложные, двусложные, трехсложные слова, подбирая их по степени трудности (танк, солдат, офицер, генерал).

    3. Подвижная игра «Мы военные». (Развитие координации речи с движением, творческого воображения.)
    Воспитатель приглашает детей на физминутку.

    Мы лётчики, пилоты Руки в стороны, повороты туловища. 
    Мы водим самолёты. 
    Танкисты и ракетчики,
     Сложенные руки вперед в виде дула танка, сложенные руки вверх-ракета.. 
    Мы славные разведчики. 
    Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». 
    Мы моряки, подводники, 
    Приседания
    Мы храбрые бойцы. 

    Будем дом свой охранять,
    Будем мир мы защищать! 
    Шагают на месте.

    4. Подготовка детей к восприятию нового произведения. Первичное чтение.

    Воспитатель: - Сегодня на занятии мы познакомимся с рассказом А. Митяева «Мешок Овсянки». Эта история произошла во время Великой Отечественной войны. (Рассказ А. Митяева дан в сокращении)

    Осенью шли долгие холодные дожди.
    С подвозом еды стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.
    В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. 
    – Ну и находка! – обрадовались солдаты. – Будет пир горой… Кашу сварим!
    Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.
    Вдруг в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий
    – Эй, братва! – крикнул он, простуженным голосом. – Давай мешок сюда! Не клали – не берите.
    Он всех удивил своим появлением, и мешок ему сразу отдали, потому что солдаты перед атакой вещевые мешки оставляли в окопах и возможно это был его мешок.
    Наступили холода. Выпал снег. Земля смерзлась, стала твердой. Подвоз продуктов наладился. О рыжем солдате и его овсянке все забыли. Готовилось большое наступление, готовился к наступлению и Лукашук с товарищами, во время которого его серьезно ранило. Пуля попала ему в грудь. Он упал и потерял сознание.
    Лукашук очнулся от того, что санитар перевязывал рану. Потом он положил солдата в фанерные саночки. Саночки заскользили, заколыхались по снегу. Лукашук хотел вспомнить, где видел этого санитара, рыжего и худого.

    — Держись, браток! Не робей — жить будешь!..— слышал он слова санитара.

    Когда солдата привезли в госпиталь, он увидел, что его саночки тащили три собаки, которые очень устали и лежали в снегу. На шерсти намерзли сосульки. Морды обросли инеем, глаза у собак были полузакрыты.
    К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной каши. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки. Санитар улыбнулся и погладив ближнюю собаку, ответил: овсянку - собаки съели. Зато довезли тебя в срок. Жить будешь! Сказал санитар.

    5. Словарная работа.

    - В этом тексте были сложные слова. Может кто - то знает, что они означают?
    - Траншея - длинная канава глубиной в рост человека, где от противника прятались бойцы.

    - Вещмешок – рюкзак бойца для переноски своих вещей.
    - Санитар – помощник доктора, который на поле боя оказывает первую помощь раненым.
    - Наступление (войск)- атака.

    6. Беседа по содержанию рассказа по мнемотаблице. Ответы на вопросы.
    - В какое время года происходит действие рассказа? Какая была погода?

    - Предположительные ответы детей

    - Из чего варил суп повар?

    - Что нашел солдат Лукашук?
    - Что неожиданно произошло? Почему Лукашук вернул находку?

    - Куда пошел Лукашук с бойцами?

    - Что случилось с Лукашуком во время наступления?

    - Кого увидел солдат, когда очнулся?
    - Для кого была нужна овсянка? Зачем?

    Предположительные ответы детей - овсянка нужна была для собак. Во время войны собаки использовались для вывоза раненых с поля боя.
    7. Повторное чтение.

    Воспитатель – ребята, послушайте пожалуйста еще раз рассказ и постарайтесь запомнить важные события в нем.

    Пауза для подготовки детей к ответам для запоминания текста (несколько секунд)

    8. Пересказ текста по частям (по 2человека, 2-3 раза).

    9. Рефлексия.
    Воспитатель - молодцы ребята, вы составили хорошие рассказы. Каким же должен быть защитник Отечества?

    Предположительные ответы детей - Сильным, смелым, ловким, выносливым, упорным, отважным, внимательным, бесстрашным, храбрым, мужественным, решительным, героическим, доблестным.

    Воспитатель - А кто из героев рассказа вам запомнился больше всего и чем?

    Ответы детей

    Воспитатель - Ребята, понравилось ли вам наше занятие, что вы узнали интересного?

    Предположительные ответы детей

    Воспитатель - Ребята, давайте в свободное время вы зарисуете понравившихся героев или сюжет из рассказа и мы свами составим свою книжку по рассказу «Мешок овсянки».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

    Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

    План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

    Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

    1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

    1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

    Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

    Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....