"Мир эмоций"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Новикова Полина Викторовна

Совершенствование связанной речи с помощью мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_emotsiit.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №110

Невского района Санкт-Петербурга

 Речевое развитие

Тема: «Мир эмоций».

провела: воспитатель старшей группы

Новикова Полина

Викторовна

19 декабря 2018 г.

Цель:

Совершенствование связной речи детей с помощью мнемотехники.

Задачи:

Обучающие:

Знакомить детей с основными человеческими эмоциями и экспрессивными средствами их выражения (мимика, жесты).

Развивающие:

  • развивать связную речь детей и обогащать их словарь словами, обозначающими эмоции и чувства;
  • совершенствовать основные психические процессы – память, внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, мелкую моторику руки.

Воспитательные:

  • обогащать представления детей о разнообразии эмоций и чувств человека в процессе анализа ситуаций, связанных с эмоциональным состоянием сказочных героев, а также в процессе обращения к своему личному опыту;
  • побуждать детей к выражению своего эмоционального состояния с помощью мимики, слов, жестов (формирование «экспрессивной грамотности»).

Современные образовательные технологии:

  1. Мнемотехника.
  2. Игровые.
  3. Здоровьесберегающие.
  4. Информационно-коммуникативные.

Дополнительный материал:

Мнемотаблица на эмоцию «радость»; пиктограммы «эмоции» (6 штук); иллюстрации к сказкам; цветные карточки (желтая, красная, черная, синяя, фиолетовая); пустые раздаточные таблицы из 6 клеток по количеству детей; цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационно - целевой этап.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришли эмоциональные человечки. У этих человечков разное настроение. Давайте попробуем отгадать, что они чувствуют. (Воспитатель выставляет пиктограммы «эмоции»)

- Какой человечек испытывает радость?

- Ребята, приведите примеры, когда вы испытываете радость.

Мы испытываем радость, когда…

  • получаем подарки;
  • играем в интересные игры;
  • слушаем, читаем или смотрим что-то веселое;
  • кушаем сладости;
  • теплая и солнечная погода;
  • ходим в театр, цирк, парк отдыха;
  • вся семья вместе.

- Какой человечек грустит? Как вы думаете, почему он грустит? (ответы детей)

- А какой из них злится? А когда злитесь вы?

Мы злимся, когда…

  • нас бьют, что-то отбирают;
  • ничего не покупают;
  • не играют с нами;
  • обзываются и говорят неприятные слова;
  • что-то не получается;
  • что-то не разрешают.

- Кто из человечков напуган? Подумайте, что может испугать? (ответы детей)

- Кто из них удивлен? Что может удивить? (ответы детей)

- А какой человечек безразличен? Как вы думаете, что такое безразличие?

(ответы детей)

- А давайте теперь попробуем изобразить эти эмоции!

Игра «Изобрази эмоцию».

  • Нахмурьтесь как осенняя туча.
  • Улыбнитесь так, будто вас поздравили с днем рождения и подарили подарок.                                   
  • Позлитесь, как будто у вас отняли мороженое; а теперь как будто вас ударили.
  • Испугайтесь, как будто вы потерялись в лесу; а теперь как котенок, на которого лает собака.
  • Покажите, что вы так устали, будто долго несли огромный тяжелый камень.
  • Покажите, что вам все безразлично.
  • Удивитесь, как будто вы увидели невиданное чудо.

2. Содержательный этап.

- Молодцы, ребята! А вы знаете, что цвета могут передавать настроение. Например,

Желтый – радость, благополучие.

Красный – злость, опасность, тревога.

Черный – случилось что-то плохое, страшное.

Синий – грусть, тоска, печаль.

Фиолетовый – скука, лень, однообразие.

- Давайте мы с вами попробуем определить цвет настроения эпизодов из разных сказок. (Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам, дети определяют цвет настроения предложенных эпизодов)

Желтый: эпизод «Вытянули Репку» (сказка «Репка»), эпизод «Золушка танцует с принцем» (сказка «Золушка»), эпизод «Емеля поймал щуку» (сказка «По щучьему велению»).

Красный: эпизод «Колобок на носу у лисы» (сказка «Колобок»), эпизод «Яблоня прячет сестрицу Алёнушку» (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), эпизод «Три поросенка убегают от волка» (сказка «Три поросенка»).

Черный: эпизод «Волк съел бабушку» (сказка «Красная шапочка»), эпизод «Белоснежка откусила отравленное яблоко» (сказка «Белоснежка и семь гномов»), эпизод «Гуси-лебеди унесли Иванушку» (сказка «Гуси- лебеди»).

Синий: эпизод «Зайчик плачет у избушки» (сказка «Заюшкина избушка»), эпизод «Плачет дед и баба» (сказка «Курочка Ряба»), эпизод «Алёнушка заблудилась в лесу» (сказка «Алёнушка и лиса»).

Фиолетовый: эпизод «Дед тянет репку» (сказка «Репка»), эпизод «Волк несет на спине лису» (сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»), эпизод «Медведь несет Машу в коробе» (сказка «Маша и медведь»).

- Ребята, вам понравилось определять цвет настроения? (да)

- А какое настроение вам больше всего нравится ощущать? (радостное)

- Давайте познакомимся поближе с этой эмоцией.

(Воспитатель выставляет мнемотаблицу на эмоцию «радость»)

Ход работы с мнемотаблицей на эмоцию «радость»:

  • Рассматривание мнемотаблицы, анализ значения всех символов мнемотаблицы (с помощью педагога).

Примерные вопросы по содержанию мнемотаблицы:

• Как вы думаете, на какую эмоцию эта таблица?

• Подумайте, почему здесь нарисовано сердце?

• Скажите, почему здесь нарисовано солнце?

• Какое отношение имеет улыбка к радости?

• Какое выражение лица у радостного человека?

• Как вы думаете, что за человечки нарисованы в мнемотаблице?

• Почему здесь изображен торт?

• Подумайте, почему здесь нарисован подарок?

  • Педагог предлагает детям составить рассказ об эмоции «Радость» по мнемотаблице.

Примерный рассказ: «Радостно бывает тогда, когда тебя любят. Когда у тебя хорошее, веселое настроение. И все вокруг улыбаются. Радостно, когда отличная, солнечная погода. Радостно, когда вся семья собирается вместе, когда наступает праздник, приходят гости и дарят тебе подарки. А еще я радуюсь, когда мне покупают что-нибудь сладкое».

  • Заполнение пустой таблицы по памяти.

Педагог просит детей занять места за рабочими столами, раздает пустые таблицы и цветные карандаши. Далее педагог еще раз демонстрирует мнемотаблицу, затем убирает её. Дети рисуют знаки по памяти, в правильной последовательности, так как они умеют. По окончании работы педагог предлагает детям проверить правильность воспроизведения и сравнить свои мнемотаблицы с демонстрационной.

3. Итоговый этап (рефлексия).

- Ребята, наше занятие подходит к концу, и я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. А вы хотите поделиться со мной? (да)

-Тогда после каждой моей фразы повторяйте «Мы тоже».

Педагог: Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: Мы тоже!

Педагог: Я дарю вам улыбку.

Дети: Мы тоже.

Педагог: Я радуюсь.

Дети: Мы тоже!

Педагог: Я прыгаю от счастья!

Дети: Мы тоже!

Педагог: Я вас люблю!

Дети: Мы тоже!

Педагог: Я вас обнимаю!

Дети: Мы тоже!

- Ваше настроение отличное? (да)

Думаю, что у всех наших эмоциональных человечков будет веселое настроение. Давайте почаще радовать друг друга положительными эмоциями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."

Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка

  Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуа­ции. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его пред...

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...

Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....