Программа по самообразованию воспитателя
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Тарасова Татьяна Викторовна

Программа  по самообразованию воспитателя

 

«Формирование дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста через создание авторских сказок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr._moy.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»

Программа  по самообразованию воспитателя

«Формирование дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста через создание авторских сказок»

Воспитатель: Тарасова Т.В.

Городской округ г. Бор

2019 год

         Тема: формирование дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста через создание авторских сказок

Актуальность темы:  В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео – играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей со сверстниками и взрослыми. В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить понятия нравственности, как «дружба»«добро»«зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо. Плохо). Этим и обусловлен выбор моей темы.

Самыми большими помощниками в моей работе с детьми стали книги. Детская художественная литература всегда являлась средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека.

Конечно, воспитание культуры общения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка. Идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Мною запланированы беседы, консультации для родителей на тему «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги».

  Новизна:

Уникальность данной работы состоит в том, что исследования на данную тему не проводились.  Создать, придумать сказку сможет каждый ребенок. Формирование навыков сочинения сказок начинается с младшего возраста, здесь же через изучение особенностей каждого ребенка обеспечивается индивидуальный подход.

Цель:

Повышение профессионального  уровня  в вопросах формирования дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста.

 Задачи:

  1. Изучить литературу и опыт работы по данному вопросу
  2. Повысить профессиональный уровень через посещение семинаров, вебинаров на тему «формирования дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста».
  3. Разработать перспективный план по формированию дружеских отношений у детей.
  4. Разработать методический комплекс по работе с авторской сказкой (планы, конспекты, сценарии).
  5. Сочинить серию сказок по формированию дружеских отношений у детей разных возрастов.
  6. Внедрить  систему работы со сказками с детьми старшего дошкольного возраста.
  7.  Активизировать работу с родителями по сочинению сказок с детьми (подготовить буклеты, консультации, проведение совместных мероприятий)
  8. Воспитывать дружеские отношения между детьми
  9. Обогащать словарь детей «вежливыми» словами
  10. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.

Ожидаемый результат

1.Создать методические рекомендации по теме  «формирования дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста».

2. Повысилась активность у детей и родителей, педагогов.

3.Повысился  уровень  знаний у родителей и педагогов  в вопросах формирования дружеских отношений через создание авторской сказки.

Список литературы

  1. В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
  3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  4. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  5. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
  7. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
  8. Пропп В.Я. «Морфология  сказки».-Лабиринт, М., 2001

  1. «Практикум по сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
  2.  «Основы  сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
  3.  «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми» Сертакова Н.М.
  4.  «Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки» Карпов А.

План работы

Этап

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

I

Октябрь

2018 г.

Анкетирование

Анализ уровня сформированности дружеских отношений у детей. Изучение запросов детей и родителей.

Анализ анкетирования родителей и воспитателей.

Октябрь - январь

2018-19 г.

Подбор и изучение литературы по данной теме.

Январь – май

2019г.

Создание предметно-развивающей среды

1.Разработка плана работы с детьми: чтение и анализ народных и авторских сказок о дружбе, обыгрывания–драматизации сказок.

2.Разработка перспективных планов, конспектов НОД и развлечений;

4.Подбор и создание презентаций для детей и педагогов по темам:

«Создание авторских сказок», «Формирование дружеских отношений».

1. Создание серии сказок о дружбе.

2. Буклет «Авторская сказка» (для родителей)

3. Информационный стенд «Как научить детей сочинять сказку»

4. Электронная консультация для педагогов «формирование дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста через создание авторских сказок».

5. Презентации для детей и педагогов по темам: «Роль сказок в формировании дружеских отношений», «Создание авторских сказок».

6. Перспективный план работы по формированию дружеских отношений.

II

Июнь – август

2019г.

Работа над структурированием критериев оценки уровня (степени) сформированности дружеских отношений

Таблица с компонентами критериев оценки дружеских отношений

Сентябрь

2019

«Шаг за шагом»

1.Написание методических рекомендаций по теме «Формирование дружеских отношений через создание авторских сказок»

2.Составление сценария интегрированного НОД «Путешествие в сказку»

3.Практикум для педагогов «Создание авторских сказок»

1. Методические рекомендации

2. Сценарий НОД

3. Сценарий практикума.

Октябрь

2019

Роль родителей в формировании умения детей дружить.

1. Работа над созданием буклета «Роль родителей в формировании умения детей дружить» (для родителей)

2. Работа над информационным стендом «Как научить детей дружить»

1. Буклет «Роль родителей в формировании умения детей дружить» (для родителей)

2. Информационный стенд «Как научить детей дружить»

Ноябрь

2019

Роль педагога  в организации работы по формированию дружеских отношений.

1. Работа над консультацией для педагогов ДОУ «Сочиняем сказку – учимся дружить»

2.Создание презентации «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через создание авторских сказок».

Консультация для педагогов ДОУ «Сочиняем сказку – учимся дружить»

2.Презентация «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу».

Декабрь

2019

Круглый стол «Мы –авторы»

1.Подготовка и создание авторских сказок  с детьми.

2.Работа над играми  по созданию авторских сказок «Разбуди воображение», «Шаг за шагом», «Придумываем вместе».

3.Творческая мастерская «Нарисуй сказку»

4.Игры – драматизации по придуманным сказкам

1. Записанные сказки и проиллюстрированные сказки.

2. Театрализованные игры по сюжету придуманных сказок.

Январь – февраль

2020 г.

Интернет-обмен передовым  опытом

1.Публикации сказок в сети интернет.

2. Обмен опытом

Сертификат

Март - май

2020 г.

1. Игры по созданию сказок «Предложение за предложением», «Я начну, а ты продолжи», «У кого интереснее». Пополнение картотеки созданных с детьми сказок.

Картотека сказок

Сентябрь – ноябрь

2020г.

1.Внедрение методических рекомендаций в практику работы педагогов детского сада. Апробация данной методики на других возрастных группах. Анализ. Коррекция.

Ноябрь

2020г.

Декабрь

2020г.

III

Январь - февраль

2021 г.

Представление опыта

Обобщение опыта

В ДОУ, на районных мероприятиях

Презентация итогов работы по созданию авторских сказок.

Выставка книг.

Март-май

2021 г.

Самоанализ

Анализ итогов реализации

Определение путей дальнейшего развития.

Отслеживание результатов

Этапы

Содержание работы

Анализ (оценка эффективности)

I Организационно- прогностический

- Семинар «Формирование дружеских взаимоотношений детей через создание авторских сказок»

- Подбор и изучение литературы по теме, интернет сайтов

- Анализ эмоционального состояния детей. Изучение запросов детей и родителей

- Изучение условий внедрения данной методики и подготовка к её проведению

100%

II Проектно-деятельностный

- Создание картотеки сказок

- Создание иллюстративного материала к созданным сказкам.

- Игры – драматизации по сказкам

- Создание перспективного плана работы  по формированию дружеских отношений через создание авторских сказок.

- Обмен опытом на сайтах

- Подготовка к практикуму. Разработка рекомендаций для воспитателей.

- Внедрение методических рекомендаций в практику, анализ, коррекция

III Аналитико-обобщающий

- Обобщение опыта:

В ДОУ, на районных мероприятиях

- выставка книг

- Презентация методических рекомендаций

- Анализ итогов реализации

- Определение путей на будущее.

Критерии оценки

Высокий уровень (выполнено полностью): от 85% до 100%

Средний уровень (частично): до 85%

Низкий уровень (не выполнено): до 30%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ

Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....