Балтийское море
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Расширить знания детей о Балтийском море как природном сообществе.

Познакомить детей с природным камнем - янтарем, дать представление о том, как люди используют его замечательные свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_na_temu.odt18.13 КБ
Office presentation icon baltiyskoe_more.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему:

«Балтийское море»

Цель: Расширить знания детей о Балтийском море как природном сообществе.
Познакомить детей с природным камнем - янтарем, дать представление о том, как люди используют его замечательные свойства.

Задачи:

- обогатить знания детей о природном сообществе Балтийского моря;

- способствовать развитию познавательного интереса к изучению моря;
- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря;
- расширять знания детей о родном крае;

закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя;

- закреплять умение составлять простые и сложные предложения;

- упражнять в употреблении имен существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже;

- развивать умение сравнивать материалы и делать выводы;
- продолжать развивать диалогическую речь;
- развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области;
- воспитывать умение дружно работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, посылка. Технические средства: ноутбук, телевизор, видеозапись «Балтийское море», презентация «Янтарь - волшебный камень».
Предварительная работа:
Чтение книг, рассматривание иллюстраций и книг о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», поездки к морю, запись видеофрагмента «Балтийское море», создание презентации «Янтарь - волшебный камень».

Интеграция:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход ООД:

Приветствие. Ребята, давайте поприветствуем друг друга красивыми улыбками. Психогимнастика «Передай улыбку соседу» (по кругу – повернуться к соседу и поприветствовать его улыбкой).
 Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо. (Читает) 
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Слоненок. Я живу в Африке. Знакомый Попугай, который гостил у вас,  рассказал мне о вашем городе, о Янтарном крае, о Балтийском море. Я никогда не видел море, даже не представляю какое оно. Ребята, расскажите, пожалуйста, о море. Что такое янтарь? Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень, и прошу вас рассказать мне: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Слоненок. Р. S. В посылке вам гостинец от меня ».


Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае мы живем?

Дети: Мы живем в Калининградской области.

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это  наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море.

Как называется наше море!


Дети: Наше море называется Балтийское.

Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. Море! Сколько в этом слове романтики, волнения, свежести и чистоты. Нам с вами повезло жить у моря! Так давайте расскажем Слоненку, какое оно — море!

Ксюша: Вот оно какое море!

               Разноцветно-голубое.

               Волнами шумящее,

               Чайками кричащее,

               Чистое, соленое,

                Тёплое, рифленое.

                С небом обнимается,

                Солнцу улыбается!

Воспитатель: Я предлагаю подобрать слова-определения к слову «море».

Дети: большое, синее, живое, теплое, холодное, спокойное, шумное, бурное, грозное, светлое, тихое, суровое.

Воспитатель: Молодцы! Без чего не бывает моря? (употребление имен существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже).

Дети: без волн, без песка, без чаек, без соли, без рыбы, без кораблей, без водорослей, без берега.

Воспитатель: Умнички!  Море это живой организм. А что море  делает?

Дети: шумит, волнуется, бурлит, плещется, сердится, манит, оздоравливает, дарит заряд бодрости, лечит, кормит.

Воспитатель: кого из птиц можно увидеть на море?
Дети: чайки, бакланы, лебеди.

Воспитатель: каких морских рыб вы знаете?

Дети: камбала, салака, треска, лосось.

Воспитатель: почему полезно гулять на море?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Дети, давайте еще раз посмотрим на картинки с морем. Вспомните все слова, которые вы называли о море. А теперь придумайте красивые предложения о море.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте составим схему предложения

                            Балтийское море красивое.

                            I_________    ________     __________  .

           

                        Физкультминутка  «А над морем мы с тобою»


Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)


Воспитатель: Ребята, Балтийское море особенное море. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что  оно богато янтарем.

- Ребята, Слоненок интересуется, что такое янтарь? Почему его называют солнечным камнем? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы должны совершить с вами путешествие. В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.
(Видеозапись - Звучит шум морских волн).

Воспитатель: Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря.

Морские брызги окатывают нас, давайте их стряхнем.

«Морские брызги». Дети стряхивают «брызги» - похлопывают тело от ног до плеч.

«Поцелуй морского ветра». Теплый ветер ласкает лицо, касается лба, лица, подбородка. Поглаживание.

«Горизонт». Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз — в «бинокль» они рассматривают горизонт.

По песочку мы идём                 
В нем мы камешек найдем.        

А вот что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите! 
(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).

  • Как называется этот необыкновенный желтый камень?

    Дети: Этот камень называется янтарь.

                         Дети садятся на стулья

Воспитатель: Правильно, янтарь. Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.
                                                                       (Показ презентации).

Воспитатель:  Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море. 
Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.
Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.
Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.
(Воспитатель произносит волшебные слова под звуки моря).

Вот мы снова в детском саду. Ребята, в нашей мини-лаборатории тоже есть янтарь. Пройдите к столам и мы побудем с вами учеными геологами, которые ищут камни и исследуют их.

Исследовательская работа.

1. Дети рассматривают янтарь. Сравнивают обработанный и не обработанный камень. Отмечают, что янтарь бывает разного цвета, с останками насекомых и различных веточек сосны, листьев пальмы, беличьей шерсти.

2. Рассматривают янтарь через лупы.( каким цветом, какой формы, есть запах).

3.Сравнивают янтарь с другими камнями. Отмечают, почему его называют солнечным камнем? Цвет янтаря разнообразен: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых цветов, но встречаются и черные.


Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

Чем мы с вами занимались?

Что нового узнали?

Что вы расскажете дома?

Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.
Мы собирали янтарь.
Мы узнали, что такое янтарь.

Мы узнали откуда он взялся.
Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.

Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту. Мы сложим янтарь в коробочку и отправим Слоненку.     Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам Слоненок. Здесь лежит записка.

«В этой ягоде содержится янтарная кислота.

Приятного вам аппетита!

Не болейте!»
(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. 

Спасибо всем!

Здравствуйте, ребята!

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Слоненок. Я живу в Африке. Знакомый Попугай, который гостил у вас,  рассказал мне о вашем городе, о Янтарном крае, о Балтийском море. Я никогда не видел море, даже не представляю какое оно. Ребята, расскажите, пожалуйста, о море. Что такое янтарь? Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень, и прошу вас рассказать мне: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Слоненок. Р. S. В посылке вам гостинец от меня ».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куда : г. Калининград ул. Д. Донского 9 детский сад № 100 группа «Солнышко» Откуда : Африка От кого : Слонёнок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обитатели Балтийского моря"

Эта презентация знакомит с обитателями  Балтийского моря...

День Балтийского моря (консультация для родителей)

Балтика – не просто море, а настоящее богатство, особенно для Латвии, Эстонии, Финляндии, Германии, Швеции, Дании, Польши, Литвы и России. 22 марта 1986 года на заседании хельсинкской группы было прин...

Презентация "Балтийское море"

Презентация к проекту "Вода" о Балтийском море, его фауне , когда и из чего образовалось....

Сценарий выпускного вечера "Пираты Балтийского моря"

Сценарий предназначен для детей 5-6 лет. Выпускники школы раннего развития отправляются в морское путешествие. В последнюю минуту выясняется, что паруса  на судне дырявые, а управлять кораблем бу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста Пираты Балтийского моря

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста  с некоторой морской те...

Конспект занятие по фэмп средняя группа " Путешествие по Балтийскому морю "

Конспек занятие был представлен на конкурсе Воспитатель года -2018....

Культурная практика "День Балтийского моря"

Представляю Вашему вниманию культурную практику, выполненную по алгоритму, которую можно использовать в качестве образца для составления своих практик или же реализовывать оригинал....