"Речевое развитие".Картотека. Игры. "Грамматический строй речи"
картотека по развитию речи (младшая группа)

Юлия Альбертовна Струева

Картотека игр "Грамматический строй речи" для младшей группы детского сада. Возрас 3-4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_gram._stroy_rechi.docx61.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                        Младшая группа 

                                                                                                  Грамматический строй речи                                                                                                                                     

1                               Один и много

Цель. Упражнять детей в образовании множественного числа существительного в именительном падеже.                                                  Игровой материал. Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (мяч-мячи, утка-утки, слон-слоны, машина-машина, дом- дома, окно-окна, дерево- деревья, ведра-ведро, платье-платья, стул-стулья, яблоко-яблоки.                                                                                                          Ход игры: Педагог произносит фразы, а дети показывают соответствующие картинки, например: «Это мяч, а это мячи».                                                                Следует чётко произносить окончания существительных во множественном числе, выделяя голосом ударный слог.                                                                                                                            

Обыгрывая следующую пару картинок, педагог нарочно не заканчивает фразу, давая детям возможность вставить нужное слово. Играя первый раз, педагог делает паузу лишь перед произнесением предметов во множественном числе. При повторении игры детям предлагается самостоятельно назвать предметы в единственном и множественном числе.                                                                        

                                                                                                                                       

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

2                            Поручения

Цель. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов к, от, около в процессе активной деятельности.

Ход игры: Эта игра проводится не по картинкам, а реальной обстановке в группе или на участке детского сада.                                                                           А поручения могут быть такими:

  • Подойди к окну. К чему ты подошел? (К окну.)                                                   Около чего ты стоишь? (Около окна.)                                                                      Отойди от окна. От чего ты отошёл? (От окна.)
  • Подбеги к песочнице. К чему ты подбежал? (К песочнице.)                             Около чего ты стоишь? (Около песочницы.)                                                         Отбеги от песочницы. От чего ты отбежал? (От песочницы.)
  • Подойди к столу. К чему ты подошёл? (К столу.)                                                Около чего ты стоишь? (Около стола.)                                                                 Отойди от стола. От чего ты отошёл? (От стола.)
  • Подойди к Кате. К кому ты подошёл? (К девочке Кате.)                                   Около кого ты стоишь? (Около девочки Кати.)                                                    Отойди от Кати. От кого ты отошёл? (От девочки Кати.)- см. продолжение

                                                                                                  Младшая группа

                                                                               Грамматический строй речи                     2                             Кто куда

Цель. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов к и от, около.          Игровой материал. Картинки с изображением (девочки-мамы-девочки с мамой, девочки-собачки-девочки с собачкой, мальчика-дома-мальчика с домом, мальчика- дерева-мальчика с деревом, машины-светофора-машины с светофором.)

Ход игры: Игра проводится в два этапа.                                                                           1 этап. Знакомство детей с предлогами к и около. Например : педагог сначала показывает детям картинки с изображением девочки и мамы стоящих отдельно, а затем показывает картинку с изображением девочки и мамы стоящих рядом вместе. Педагог задаёт детям вопросы и предлагает ответить на них.

  • Девочка подошла к маме. К кому подошла девочка? (К маме.)                         Девочка стоит около мамы. Около кого стоит девочка (Около мамы.)                     2 этап. Знакомство с предлогом от. Педагог показывает детям картинки в обратной последовательности, сначала девочку стоящую рядом с мамой, а затем картинку с изображением мамы и девочки стоящих отдельно. Педагог задаёт детям вопросы и предлагает ответить на них.
  • Девочка стоит около мамы. Около кого стоит девочка? (Около мамы.)             Девочка отошла от мамы. От кого отошла девочка? (От мамы.) И т.д.

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

3                        Поручения

Цель. Упражнять детей в употреблении предлогов в и из в процессе активной деятельности.                                                                                                             Ход игры: Эта игра проводится не по картинкам, а с окружающими предметами (игрушками).                                                                                                Педагог даёт детям поручения и в момент, когда дети их выполняют, задаёт вопросы.                                                                                                                              Для практического усвоения предлога в поручения могут быть, например такие:

  • Положи кубики в коробку.                                                                                       Куда ты кладешь кубики? (В коробку.)                                                                 Где лежат кубики? (Кубики лежат в коробке.)                                                  

Для практического усвоения предлога из поручения могут быть следующие:

  • Где лежит платок? (Платок лежит в кармане.)                                                     Достань платок из кармана.                                                                                   Откуда ты достаешь платок? (Из кармана.) И т.д.- см. продолжение

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

3                            Что куда

Цель. Упражнять детей в употреблении предлогов в и из.                                             Игровой материал. Картинки с изображением (девочки с мячом- коробки- девочки рядом с которой стоит коробка с мячом внутри коробки, девочка сидящая за столом с ложкой в руке, на столе стоит чашка с блюдцем- девочка сидящая за столом на столе стоит чашка с блюдцем и ложкой в чашке, девочка стоящая рядом с домиком с окном- девочка сидящая в домике в окне.              Ход игры: Игра проводится в два этапа.                                                                            1 этап. Знакомство с предлогом в. Педагог показывает детям картинку с девочкой с мячом и коробкой и задаёт вопрос.

  • Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила мяч?               (В коробку.)                                                                                                  

Педагог показывает детям картинку с девочкой, стоящей рядом с коробкой с мячом внутри коробки и задаёт вопрос.

  • Где лежит мяч? (Мяч лежит в коробке.)

2 этап. Знакомство с предлогом из. Педагог показывает детям те же  картинки, но в обратной последовательности и задаёт вопросы.

  • Где лежит мяч? (Мяч лежит в коробке.)
  • Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч? (Из коробки.) И так же с другими ка

                 

                                                                                                  Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

4                           Чего не стало

Цель. Упражнять детей в употреблении существительного в родительном падеже.                                                                                                                                Игровой материал. Картинка с изображением обезьянки, картинки с изображением фруктов (банан, груша, яблоко, виноград, апельсин).                           Ход игры: Педагог просит детей показать и назвать нарисованные фрукты. Затем педагог показывает на картинку с обезьянкой, убирает одну картинку с изображением фрукта и задаёт детям вопрос: «Что съела обезьянка? Чего здесь нет?» И сам отвечает на вопрос, например: «Нет яблока». Затем педагог повторяет игру, но ответы дают дети.                                                                            Можно играть только с картинками с изображением фруктов убрать сразу несколько картинок и попросить детей сказать, чего не стало.

И.п. что?

Р.п. чего?

банан

банана

 См. продолжение

                                                                                               Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи 

4                        Чего не хватает

Цель. Упражнять детей в употреблении существительного в родительном падеже.                                                                                                                               Игровой материал. Картинки с изображением (бабочки без одного крылышка, ведра без ручки, машины без двух задних колес, игрушечного медведя без одной лапы, стола без одной ножки).                                                                    Ход игры: Педагог показывает детям картинку и задаёт вопрос: «Что это?»              После ответа детей педагог задаёт другой вопрос: «Чего не хватает?»                        

Примеры ответов:

  • У бабочки не хватает крыла
  • У ведра не хватает ручки
  • У машины не хватает колёс
  • У медведя не хватает лапы
  • У стола не хватает ножки

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

5                        Доктор Айболит

Цель. Упражнять детей в употреблении существительного в винительном и дательном падежах.                                                                                                            Игровой материал. Картинка с изображением доктора Айболита, картинки с изображением (медведя с перевязанной головой, ёжика с термометром, зайкой с перевязанной лапкой, волка с перевязанной ногой, лисой с перевязанным хвостом).                                                                                                      Ход игры: Педагог выкладывает перед детьми картинку с доктором Айболитом и картинки с изображением зверей и задаёт детям вопрос: «Кого лечит доктор?» Ребенок берёт свою картинку и отвечает, например: «Доктор лечит лису». Можно усложнить задание предложив ребёнку ответить, что пришёл лечить зверь.

                                          Телефон

Игровой материал. Картинка с изображением телефона, картинки с изображением сказочных персонажей (деда Мороза, медведя, мышки, лисы, собаки, Буратино, Бабы- Яги).                                                                                 Ход игры: Педагог кладет на стол картинку с изображением телефоном, вокруг телефона раскладываются картинки с изображением сказочных персонажей. Педагог спрашивает ребёнка: «Кому ты звонишь?» Отвечая,  ребёнок должен сначала указать на телефон, а затем указать картинку со сказочным персонажем, который назван, например: «Я звоню Бабе-Яге».- См. продол 

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

 5                           Кто что ест

Цель. Упражнять детей в употреблении существительных в дательном и винительном падежах.                                                                                                       Игровой материал. Картинки с изображением животных (кошки, курицы, собаки, зайца, мышки), картинки с изображением еды, которую любят есть эти животные (рыбы, зерна, косточки, моркови, сыра).                                               Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми картинки с животными и картинки с изображением того, что они едят. Педагог называет животное и то, что он ест, при этом указывает на соответствующие картинки. Затем педагог предлагает детям угостить животных их любимой едой, при этом картинки с едой убираются. Составляя фразу, ребенок должен вспомнить, что любит то или иное животное

Угощая животное, ребенок должен говорить так:

  • Зайке дам морковку.
  • Кошке дам рыбку.
  • Собаке дам косточку.    
  • Курочке дам зёрнышки.                                                                                                    
  • Мышке дам сыр.

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

6                          Две матрёшки

Цель. Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ичк-, -очк-, -ечк-, -ик-, -ек-, -ок-.                                Игровой материал. Картинки с изображением двух матрешек большой и маленькой, картинки с изображением вещей большого и маленького размера (платок, кофта, юбка, тапки, тарелка, чашка, ложка, стул, яблоко.)                             Ход игры:                                                                                                                          Педагог показывает детям картинки с матрёшками: «Вот две сестрички. Большую зовут Матрёшка, а маленькую- Матрёшечка.                                                 А это их вещи. Надо дать названия этим вещам, чтобы сестры узнали, как они правильно называются, и никогда их не путали.                                                     Дети раскладывают вещи, большие к Матрёшке, маленькие к Матрёшечке, раскладывая вещи дети называют их:

  • У Матрёшки платок, а у Матрёшечки – платочек.
  • У Матрёшки юбка, а у Матрёшечки –юбочка.
  • У Матрёшки стул, а у Матрёшечки-стульчик. И т.д. - см. продолжение

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

6                            Назови ласково

Цель. Упражнять детей в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –ечк-, -очк-, -еньк-.                                  Игровой материал. Фотографии детей группы.                                                            Ход игры:                                                                                                                             Педагог берёт фотографию ребёнка группы, показывает её детям и называет ребёнка сперва обычно, а потом ласково, например: «Ваня- Ванечка».                       К следующим именам уменьшительную форму подбирают дети, ориентируясь на данный им педагогом образец.

  • Таня- Танечка    Катя- Катенька    Ира- Ирочка    Маша- Машенька                  

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

7                      Мама зовёт обедать

Цель. Упражнять детей в образовании существительных- названий детенышей животных с помощью суффиксов –ёнок-, -онок-.                                       Игровой материал. Картинки с изображением разных животных и их детёнышей (волк-волчонок, заяц-зайчонок, лиса-лисёнок, медведь-медвежонок, кошка-котёнок, слон-слонёнок, ворон-воронёнок и т.д.).                                   Ход игры:                                                                                                               Педагог показывает детям картинки с изображением животных и их детёнышей, называет их. Затем педагог предлагает детям помочь животным позвать своих малышей обедать. Как мама зовёт своего малыша?                                «Зайчонок, иди обедать!»                                                                                                     Затем дети выбирают картинку и по очереди говорят:                                                  

  • Кошка зовёт: «Котёнок, иди обедать!»
  • Лиса зовёт: «Лисёнок, иди обедать!»
  • Утка зовёт: «Утёнок, иди обедать!»
  • Слон зовёт:  Слонёнок, иди обедать!»  И т. д.

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

8                           Какие это вещи

Цель. Упражнять детей в согласовании прилагательного с существительным в роде и числе.                                                                                                                      Игровой материал. Картинки с изображением теплых вещей (шарф, шапка, платье, носки). Картинки с изображением сладких фруктов (апельсин, груша, банан, яблоко, вишня). Картинки с изображением круглых предметов (воздушный шарик, тарелка, колесо, очки.). Картинки с изображением маленьких предметов (домик, грибочек, собачка, чашечка, ребёночек).                      Ход игры: Педагог показывает детям картинки с изображением теплых вещей. Педагог рассказывает детям про эти вещи чётко произнося окончания слов. Педагог предлагает детям самим рассказать о вещах, изображённых на картинках.                                                                                                                             Например:

  • Это тёплая одежда: тёплый шарф, тёплая кофта, тёплое платье, тёплые носки.
  • Это сладкие фрукты: сладкий апельсин, сладкий банан, сладкое яблоко, сладкая груша, сладкая вишня. И т.д. с каждой группой предметов.

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

9                               Это чье?

Цель. Упражнять детей в определении рода существительного, употреблении местоимений «мой», «моя», «моё».                                                                                  Игровой материал. Картинки с изображением мальчика и девочки. Картинки с изображением предметов для девочки (бантик, платье, ведро, кукла, бусы). Картинки с изображением предметов для мальчиков (барабан, ружьё, самолёт, рубашка, штаны, машина).                                                                                  Ход игры: Педагог показывает детям картинки с изображением мальчика и девочки и объясняет детям, что это брат и сестра: Ваня и Таня, а это их вещи. Педагог четко произносит, как Таня говорит про свои вещи: «Это моя кукла, это мой бантик, это мои бусы, это моё ведро, это моё платье.»                                     Затем педагог чётко произносит, как Ваня говорит про свои вещи: «Это мой барабан, это мой самолёт, это моё ружьё, это моя рубашка, это моя машина, это мои штаны.» Затем дети повторяют то же самое самостоятельно показывая на картинки.                                                                                                      Затем педагог перемешивает картинки с изображением вещей. Педагог предлагает детям помочь Тане и Ване найти их вещи и игрушки. Играют двое детей, один ребёнок за девочку, другой за мальчика. Девочка находит вещи принадлежащие Тане, а мальчик находит вещи принадлежащие Ване, раскладывая вещи дети говорят за своих персонажей: «Моя кукла, мой бантик…», «Моя машина, мой барабан …». И т.д.

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

10                      Кто как голос подаёт

Цель. Упражнять детей в образовании глагола от звукоподражательных слов.        Игровой материал. Картинки с изображением животных ( лягушка, свинка, кошка, утка, воробей, ворона, петух, корова.)                                                                 Ход игры: Игру начинает педагог, он показывает на картинку и предлагает детям вспомнить, кто как разговаривает. Например: утка говорит «кря-кря»- значит она крякает. Кошка говорит «мяу-мяу» -она …..» Дети (ребёнок)  заканчивают фразу.                                                                                                             Лягушка говорит «ква-ква» (квакает)       Ворона говорит «кар-кар» (каркает)                                                                        Свинка говорит «хрю-хрю» (хрюкает)     Корова говорит  «муу» (мычит)                                                                   Воробей говорит «чик-чирик» (чирикает) Петух говорит «ку-ка-ре-ку» (кукарекает). И т. д.

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

11                       Кто чем занят

Цель. Упражнять детей в употреблении глагола в настоящем времени.                     Игровой материал. Сюжетная  картинка на которой изображены члены семьи в различных действиях ( Мама готовит обед. Папа вешает картину. Мальчик помогает папе. Он держит молоток. Девочка играет. Она кормит куклу. Бабушка вяжет шарф. Дедушка читает газету. Кошка спит.)                              Ход игры: Педагог внимательно рассматривает вместе с детьми картину, рассказывает детям, кто чем занят. Затем педагог предлагает детям ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает папа? Что делает мама? Что делает девочка? Что делает бабушка? Что делает дедушка? Что делает кошка?» Дети по очереди отвечают на вопросы.

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

12                Кто что вчера делал

Цель. Упражнять детей в употреблении глагола в прошедшем времени.                  Игровой материал. Картинки с изображением членов семьи выполняющих различные действия.                                                                                                    Ход игры: Сначала педагог проверяет хорошо ли дети понимают, что значит «вчера». Педагог напоминает детям, что они делали вчера: гуляли, играли, танцевали, рисовали. Затем педагог переходит к картинкам, он предлагает детям посмотреть на картинки и сказать, что вчера делали мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, кошка, собака.

Вчера мама стирала                                    Вчера бабушка мыла посуду                        Вчера кошка ловила мышку                      Вчера дедушка смотрел телевизор             Вчера папа пилил дрова                             Вчера девочка рисовала                                Вчера собачка играла                                  Вчера мальчик болел.                      

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

 13                         Проверь меня

Цель. Упражнять детей в употреблении приставочных глаголов, имеющих противоположное значение.                                                                                               Игровой материал. Картинки с изображением противоположных действий    (мальчик на велосипеде подъезжающий к дому- мальчик на велосипеде отъезжающий от дома, мальчик в застёгнутой куртке-мальчик в расстёгнутой куртке, мальчик с  включённым телевизором- мальчик с выключенным телевизором, девочка наливающая воду из чайника- девочка выливающая воду из стакана, птица влетающая в клетку- птица вылетающая из клетки, девочка с открытой книгой-девочка с закрытой книгой, кот залезающий на дерево- кот слезающий с дерева.)                                                                                                                        

Ход игры: Педагог показывает детям картинки и называет действия, совершаемые на них. Например: «Мальчик приехал, мальчик уехал». Затем педагог называет действия, а ребёнок показывает соответствующую картинку. Далее педагог предлагает ребёнку: «Ну а теперь ты проверь меня. Говори, что мальчик делает, а я буду показывать картинку». На следующем этапе игры ребёнок называет действия, а педагог или другой ребёнок показывает картинку.

                                                                                                           Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи

14                      Вместе делать веселей

Цель. Упражнять детей в согласовании в числе глагола настоящего времени с существительным.                                                                                                                  Игровой материал. Картинки с одиночным изображением (кукла которая стоит; собака которая ест; кошка которая спит; девочка которая ест яблоко; девочка которая спит в кровати; мальчик который рисует; мальчик который бежит; девочка которая читает. Такие же картинки, но с множественным изображением.                                                                                                                       Ход игры: Игру начинает педагог. Он показывает на картинку и предлагает детям посмотреть: «Видите кукла стоит. А что делают куклы? И куклы стоят.  А на этой картинке собака ест и собаки…» Закачивают фразу дети. По предложенному образцу дети сами продолжают игру.

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи  

15                     Кто чем действует

Цель. Упражнять детей в употреблении существительных в творительном падеже.                                                                                                                                       Игровой материал. Картинки с изображением (мальчика сидящего за столом и едящего ложкой из тарелки, папы который пилит бревно пилой, девочки причёсывающейся перед зеркалом расчёской, девочки копающей лопатой, мальчика сидящего на берегу удящего рыбу удочкой, мамы с утюгом гладящей свитер, девочки держащей в руке карандаш.                                                                      Ход игры: Педагог показывает детям картинку и просит ответить на вопрос : «Что мальчик делает?» Дети должны ответить : «Мальчик ест.»- «Чем мальчик ест?»- «Ложкой» и т.п. В следующий раз педагог просит детей произнести фразу целиком : «Мальчик ест ложкой». Далее игра проходит по аналогии.

                                                                                                            Младшая группа

                                                                                         Грамматический строй речи  

                                         Перечень игр картотеки

Карт.

                                   Название игры

1.

                «Один и  много» - 1 карточка

2.

                «Поручения», «Кто куда» - 2 карточки

3.

                «Поручения», «Что куда» - 2 карточки

4.

                «Чего не стало», «Чего не хватает» - 2 карточки

5.

«Доктор Айболит», «Телефон», «Кто что ест -2 карточки

6.

              «Две матрёшки», «Назови ласково» - 2 карточки

7.

                «Мама зовёт обедать» - 1 карточка

8.

                   «Какие это вещи»- 1 карточка

9.

                   «Это чьё?» -1 карточка

10.

«Кто как голос подаёт» - 1 карточка

11.

                   «Кто чем занят» - 1 карточка

12.

«Кто что вчера делал» - 1 карточка

13.

                    «Проверь меня» - 1 карточка

14.

    «Вместе делать веселей» - 1 карточка

15.

                    «Кто чем действует» - 1 карточка

                                         

                                                                                         

                                                                                                               

                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика развития лексики и грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет

Консультация для родителей и воспитателей "Методика развития лексики и грамматического строя речи детей 5-7 леКККкккКонсультация для воспитателей и родителей "Методика развития лексики и граммат...

методика развития лексики и грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет

Консультация для родителей и воспитателей "Методика развития лексики и грамматического строя речи детей 5-7 леКККкккКонсультация для воспитателей и родителей "Методика развития лексики и граммат...

Развитие и формирование грамматического строя речи

Представлены направления логопедической работы по развитию и формированию грамматического строя речи в связи с основными периодами его становления...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Речевое развитие": картотека игр и упражнений "Киоск Красивой и правильной речи"

Как порой бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать событие или книгу. Поэтому очень важно тренировать свою речь. Мы встречаем людей, за «корявой» речью которых через какое-то врем...

Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.

Консультация "Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста" рассказывает о речевом развитии детей 4-5 лет. Так же предлагаютя игры для развития словарного запаса и...

Обобщение опыта по теме: « Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников»

Обобщение опыта по теме:« Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников» ...

Картотека домашних заданий по развитию лексического запаса, грамматического строя речи, связной речи.

К сожалению, у современных детей часто недостаточно сформирован лексико-грамматический строй речи. С помощью заданий данной картотеки родители могут играть с детьми и развивать их речь.Материал скомпл...