Картотека домашних заданий по развитию лексического запаса, грамматического строя речи, связной речи.
картотека (старшая, подготовительная группа)
К сожалению, у современных детей часто недостаточно сформирован лексико-грамматический строй речи. С помощью заданий данной картотеки родители могут играть с детьми и развивать их речь.Материал скомплектован по лексическим темам : "Грибы", "Ягоды", "Овощи", "Фрукты", "Деревья", "Осенняя одежда, обувь, головные уборы", "Осень", "Перелетные птицы", "Насекомые", "Дикие животные наших лесов", "Зима", "Зимние забавы", "Игрушки", "Новый год", "Домашние электроприборы", "Семья", "Домашние животные", "Домашние птицы", "Животные холодных стран", "Животные жарких стран", "Продукты питания", "Транспорт", "Профессии", "8 Марта", "Весна". Дети выполняют словоизменение и словообразования в играх: "Назови ласково", "Один - много", "Собери предложение", "Счет" и т.д.. Расширяют словарь в играх:" Назови", Почему так названы?", "Кто что делает?" и т.д..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_domashnih_zadaniy_po_razvitiyu_leksiki_grammatiki_svyaznoy_rechi.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Грибы»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).
2. «Съедобный – несъедобный».
Подберезовик (какой гриб?) – съедобный.
Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.
Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.
4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.
Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.
5. «Какой, какое?». Образование относительных прилагательных.
Суп из грибов – грибной.
Блюдо из грибов – грибное.
6. «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а.
Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.
У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.
Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.
У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.
7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Опята, маслята, мухоморы, сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика, подосиновик.
8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.
На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?
Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?
Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?
9. Составить описательный рассказ про грибы (по выбору), по плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).
Съедобный или несъедобный гриб?
Что из него можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Ягоды»
1.«Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).
2. «Счет». Согласование ИС с порядковыми числительными, счет до пяти.
Первая малинка, вторая малинка… и т.д.
3. «Лесная – садовая».
Морошка – это лесная ягода.
Клубника – это садовая ягода и т.д.
4. «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания, логического мышления.
Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.
5. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д.
Клюква (какая?) - … .
6. «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.
Сок из смородины (какой?) - смородиновый
Варенье из смородины (какое?) - смородиновое и т.д.
7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Мандарин, черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник, голубика.
8. Составить описательный рассказ про ягоды (по выбору), по плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?
Какая на вкус?
Съедобная или несъедобная?
Что из нее можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Овощи»
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Огурец- огурчик - огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).
2. «Один-много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.
3. «Счет овощей». Согласование ИС с числительными.
Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т.д.
4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д.
5. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.
Сок из помидоров – томатный и т.д.
Грядка с огурцами – огуречная и т.д.
Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.
6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.
Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).
7. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.
Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают).
8. «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.
Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают.
9. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Лук, репа, подорожник, чеснок; баклажан, морковь, помидор, груша; перец, клубника, тыква, фасоль.
10. «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Кабачок большой, а огурец – маленький.
Картофель крупный, а редис – мелкий.
Перец внутри пустой, а морковь – полная.
Помидор мягкий, а огурец – твердый.
11. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану:
Что это?
Это овощ или фрукт?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на ощупь?
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Фрукты»
1.«Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Персик – персики – много персиков т.д.
3. «Счет фруктов». Согласование ИС с числительными.
Одно яблоко – два яблока – пять яблок.
Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т.д.
4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Мандарин (какой?) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.
5. «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.
Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д.
Варенье из лимонов (какое?) – лимонное и т.д. с названиями остальных фруктов.
6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.
Груша растет – груши растут (зреет, желтеет, спеет, цветет).
7. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.
Сажают – сажал, сажала, сажали (поливают, рыхлят, собирают).
8. «Назови, какое дерево?». Образование относительных прилагательных.
Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня.
Дерево с грушами – груша – грушевое.
Дерево со сливами – сливовое – слива.
Дерево с персиками – персиковое – персик.
Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикос.
9. «Четвертый лишний». Классификация предметов.
Персик, хурма, репа, банан; лимон, малина, абрикос, вишня; огурец, тыква, чеснок, яблоко.
10. «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а. Подбор антонимов.
Персик большой, а абрикос маленький.
У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.
Апельсин больше, а мандарин меньше.
Лимон кислый, а персик сладкий.
11. Составить описательный рассказ про фрукты (по выбору), по плану:
Что это?
Это овощ или фрукт?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Деревья»
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Тополь – тополек (дуб, осина, береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня; шишка, ветка, лист, лес, иголка, корень).
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Клен – клены – много кленов и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одно дерево – два дерева – пять деревьев.
Один могучий дуб – два могучих дуба – пять могучих дубов и т.д.
4. «Чьи плоды (семена)?». Поиск соответствующего понятия.
Желуди растут на – дубе.
Яблоки растут на – яблоне.
Круглая шишка на – сосне.
Длинная шишка у – ели.
Грозди рябины растут на – рябине.
Сережки растут на – березе, ольхе, иве.
5. «Какой лист, какая ветка?». Образование относительных прилагательных.
Лист березы – березовый и т.д.
Ветка тополя – тополиная и т.д. с названиями остальных деревьев.
6. «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.
Лист (что делает?) – желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет (дерево, крона, почки, корни, ветви).
7. «Подбери предмет со словом «сосновый». Образование относительных прилагательных.
Бор (какой?) – сосновый (шишка, кресло, мебель, полено, запах, хвоя, иголки).
8. «Назови рощу». Образование относительных прилагательных.
Если в роще растут березы, то эта роща называется – березовая (дубы, осины, ивы, клены).
9. «Какие бывают леса?». Поиск соответствующего понятия.
Если в лесу растут дубы, осины, березы, то этот лес – лиственный
Если в лесу растут сосны и елки, то этот лес – хвойный
Если в лесу растут ели, березы, дубы и.т.д., то этот лес – смешанный.
10. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Клен, рябина, ель, осина; яблоня, груша, слива, рябина; береза, дуб, клен, смородина.
11. Составить описательный рассказ про деревья (по выбору), по плану:
Как называется дерево?
Хвойное, лиственное или фруктовое?
Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?
В каком лесу растет?
Какую роль дерево играет в окружающем мире?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Осеняя одежда, обувь, головные уборы»
1.«Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пальто – пальтишко – пальтишки (куртка, плащ, брюки, кофта, перчатки, носки, чулки, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, кепка, шапка).
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Носок – носки – много носков т.д.
3. «Чья, чей, чьи, чье?». Употребление притяжательных прилагательных.
Это чья шапка? – Моя.
Это чей кроссовок? - Мой.
Это чьи перчатки? – Мои.
Это чье пальто? – Мое.
4. «Подбери предмет». Согласование ИС с местоимениями.
Моя – кепка ... ; мой - носок … ; моё – пальто … ; мои – туфли … .
5. «Счет одежды». Согласование ИС с числительными.
Одно пальто – два пальто – пять пальто
Одна кожаная куртка – две кожаные куртки – пять кожаных курток и т.д.
6. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Плащ (какой?) – кожаный, теплый, черный и т.д.
7. «Какой, какая, какое, какие?». Образование относительных прилагательных.
Шарф из шерсти – шерстяной.
Платок из шелка – шелковый.
Куртка из кожи – кожаная.
Пальто из драпа – драповое.
Сапоги из резины – резиновые
8. «Четвертый лишний». Классификация предметов.
Куртка, сапоги, пальто, плащ; кофта, кепка, брюки, шарф.
9. Составить описательный рассказ про осеннюю одежду, обувь, головные уборы (по выбору), по плану:
Что это?
Из какого материала сделана?
Какого цвета?
Из каких частей состоит?
В какое время года носят?
Назначение (мужская, женская или детская).
Какие действия можно выполнять с одеждой, обувью или головным убором (чистить, гладить, стирать)?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Осень»
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дождь – дождик (дождичек) – дождики (лужа, ветер, туча, сад, солнце, дерево, лист, лес, птица, урожай).
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Месяц – месяцы – много месяцев и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одно дерево – два дерева – пять деревьев и т.д.
4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Осень (какая?) – золотая, дождливая, пасмурная, красивая, урожайная и т.д.
5. «Скажи со словом «осенний». Согласование ИС с ИП.
Небо (какое?) – осеннее; ветер (какой?) – осенний; аллея (какая?) – осенняя; тучи (какие?) - осенние (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто).
6. «Назови, какая погода». Образование качественных прилагательных.
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.
Если дует ветер – ветреная.
Если на улице холодно, какая погода? – холодная.
Если пасмурно – пасмурная.
Если сыро – сырая.
Если хмуро – хмурая.
Если солнечно – солнечная.
Если ясно – ясная.
7. «Он (она) – они». Образование множественного числа глаголов, ИС и ИП.
Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая).
8. «Скажи наоборот». Поиск антонимов.
Осень ранняя – осень поздняя.
День веселый – день грустный.
День солнечный – день пасмурный.
Облако белое – туча черная.
9. Составить описательный рассказ про осень, по плану:
Когда наступает осень?
Осенние месяцы.
Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья).
Что делают птицы и животные осенью?
Труд человека в осенний период.
Осенняя одежда.
Любишь ли ты осень? Почему?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Перелетные птицы»
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Стриж – стрижи – много стрижей и т.д.
3. «Счет птиц». Согласование ИС с числительными.
Один грач – два грача – пять грачей и т.д.
4. «Назови детеныша». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
Скворец – скворчонок – скворчата.
Стриж – стриженок – стрижата.
Лебедь – лебеденок – лебедята.
Аист – аистенок – аистята.
Журавль – журавленок – журавлята.
Утка – утенок – утята.
5. «Скажи, какая стая?». Образование притяжательных прилагательных.
Клин лебедей – лебединый.
Караван журавлей – журавлиный.
Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей).
6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.
Журавль, цапля, утка, голубь; скворец, ворона, воробей, голубь.
7. «Улетели птицы». Употребление родительного падежа ИС в ед. и мн. числе.
Нет (кого?) – нет лебедя, утки и т.д.
Нет (кого?) – нет лебедей, уток и т.д.
8. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по.
Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.
9. «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия.
Ласточка – щебечет.
Грач – кричит «гра».
Соловей – заливается, свистит, щелкает.
Кукушка – кукует.
Журавль – курлычет.
Жаворонок – звенит.
10. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору), по плану:
Кто это?
Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом?
Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).
Как поет? Чем питается?
Как называют ее детенышей?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Насекомые»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пчела – пчелка и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д.
4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д.
5. «Закончи предложение». Употребление косвенных падежей ИС в ед. числе.
Муравей сидел около … .
Божья коровка ползла по … .
Жук спрятался под … .
Муха села на … .
Гусеница сидела на … .
Муха ползла по … .
6. «Бывает – не бывает». Понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.
Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.
7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.
Майский жук
Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков.
Вопросы: а) Опасен ли майский жук для людей?
б) А для растений?
в) Как появляется на свет майский жук?
8. Составить описательный рассказ про насекомых (по выбору), по плану:
Кто это?
Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?
Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)?
Где живет?
Какую роль это насекомое играет в окружающем мире?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Дикие животные наших лесов»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Заяц – зайцы – зайцев (волк, медведь, белка, лиса, еж, барсук, лось, олень).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Медведь – медведушка и т.д.
3. «Счет животных и их детенышей». Согласование ИС с числительными.
Один олень – два оленя – пять оленей
Один олененок – два олененка – пять оленят и т.д.
4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
У белки – бельчонок (бельчата) и т.д.
5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, детеныши – волчата и т.д.
6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.
Волк, лиса, собака, еж; корова, заяц, кролик, лошадь.
7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.
Лиса живет (где?) – в норе; медведь – в берлоге; белка – в дупле; волк – в логове; еж – в норке.
8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.
У волка хвост – волчий, лапа – волчья, ухо - волчье, глаза – волчьи и т.д. с остальными животными.
9. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Медведь (какой?) – бурый, большой, косолапый, неуклюжий, лохматый и т.д.
Лиса (какая?) - …, заяц (какой?) - …, волк (какой?) - …, ежи (какие?) - … .
10. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.
Кто? – рыжие белки; белые зайцы; колючие ежи.
Нет кого? – рыжих белок; белых зайцев и т.д.
Даю кому? – рыжим белкам и т.д.
Вижу кого? – рыжих белок и т.д.
Доволен кем? – рыжими белками и т.д.
Говорю о ком? – о рыжих белках и т.д.
11. Составить описательный рассказ про дикое животное (по выбору), по плану:
Кто это?
Домашнее или дикое животное?
Жилище.
Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).
Чем питается?
Враги.
Как защищается?
Как называют детенышей?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Зима»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Снег – много снега (зима, мороз, лед, звезда, день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок и т.д.
3. «Каким бывает?» Поиск соответствующего понятия.
Снег – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.
Зима – холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная.
Снежинки – белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.
Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать…
4. «Подбери признак к предмету». Согласование ИС с ИП.
Снежный – ком …; снежная - …; снежные - заносы…; снежное – поле… .
5. «Чем похожи и не похожи». Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия.
Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.
6. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Коньки, скакалка, лыжи, санки; ворона, голубь, воробей, ласточка.
7. «Собери предложение». Связь слов в предложении.
Дети, снеговик, слепили.
Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки.
Снежки, играют, в, мальчики.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
8. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.
Что? – зима; снежная баба; снег; мороз.
Нет чего? – зимы; снежной бабы и т.д.
Рад чему? – зиме и т.д.
Вижу что? – зиму и т.д.
Доволен чем? – зимой и т.д.
Говорю о чем? – о зиме и т.д.
9. «Объясни, как ты понимаешь». Толкование пословиц и поговорок.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Береги нос в большой мороз.
10. Составить описательный рассказ о зиме, по плану:
Как ты заметил(а) наступление зимы?
Назови ее первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Повадки зверей и птиц зимой.
Зимние забавы и развлечения.
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Зимние забавы»
1. Отгадай загадку.
Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)
Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки).
Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы. (Санки)
По снегу покатите – я подрасту.
На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)
2. «Почему так назван?» Образование сложных слов.
Конькобежец – бегает на коньках; саночник – катается на санках; лыжник – катается на лыжах; хоккеист – играет в хоккей; фигурист – занимается фигурным катанием.
3. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Лыжник – лыжники – лыжников и т.д.
4. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Один конькобежец – два конькобежца – пять конькобежцев.
Один саночник – два саночника – пять саночников.
Один лыжник - два лыжника – пять лыжников.
Один хоккеист – два хоккеиста – пять хоккеистов.
Один фигурист – два фигуриста – пять фигуристов.
Один снеговик – два снеговика – пять снеговиков.
Одна снежная баба – две снежные бабы – пять снежных баб.
5. «Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.
Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - … .
6. «Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.
Мы решили слепить снеговика.
Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику).
Мы показали соседям нашего … (снеговика).
Мы играли со … (снеговиком).
Мы рассказывали о …(снеговике).
6. «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.
Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.
7. Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков.
Снежная баба.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
8. Составить рассказ (из личного опыта) на тему «Как я играл(а) зимой.
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Игрушки»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Кукла – куклы – кукол (мяч, кубик, мишка, собачка, пирамида, матрешка, машина).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Мяч – мячик и т.д.
3. «Счет игрушек». Согласование ИС с числительными.
Один кубик – два кубика – пять кубиков и т.д.
4. «Назови, какая игрушка». Образование относительных прилагательных.
Игрушка из дерева – деревянная (из железа, из глины, из меха, из стекла, из пластмассы, из фарфора, из керамики, из резины, из гипса, из картона, из бумаги, из пластилина, из металла).
Игрушки для украшения елки (какие?) – елочные.
5. «Мой, Моя, Мои». Согласование ИС с местоимениями.
Мой – мяч, мишка, слон и т.д.
Моя – машинка, кукла и т.д.
Мои – игрушки, кубики и т.д.
6. «Он(а) – они». Согласование ИС с глаголом.
Машина стоит – машины стоят
Кукла спит – куклы спят
Собачка лает – собачки лают
Мяч лежит – мячи лежат
Мишка ревет – мишки ревут
Машина едет – машины едут.
7. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Мяч (какой?) – резиновый, гладкий, новый, красивый, любимый, легкий и т.д.
Кукла (какая?) – большая, нарядная, фарфоровая и т.д.
8. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.
Что? – синие шары и бумажные флажки
Нет чего? – синих шаров и бумажных шаров
Радуешься чему? – синим шарам и бумажным флажкам
Вижу что? – синие шары и бумажные флажки
Доволен чем? – синими шарами и бумажными флажками
Говоришь о чем? – о синих шарах и о бумажных флажках.
9. Составить описательный рассказ про игрушку (по выбору), по плану:
Что это?
Какого цвета, размера, формы?
Из какого материала сделана?
Что у нее есть?
Как с ней можно играть?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Новый год»
1. Отгадай загадку.
На первую ступеньку встал парень молодой
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год)
2. Вспомнить, сколько месяцев в году и повторить их названия.
3. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.
Елка (какая?) - …
Праздник (какой?) - …
Елочные игрушки (какие?) - …
Дед Мороз (какой?) - …
Подарки (какие?) - …
Снегурочка (какая?) - …
4. «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Темный – светлый
Короткий – … (длинный)
Холодный – … (теплый, горячий)
Пасмурный - … (ясный, солнечный)
Ветер - … (безветрие, тихая погода)
Заморозки - … (оттепель)
Зимний - … (летний).
5. «Посчитай». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже.
Одна новогодняя ночь – две новогодние ночи – пять новогодних ночей
Один холодный день – два холодных дня – пять холодных дней
6. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.
Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что – потом.
Чего больше – снегопадов или снежинок?
Чего меньше – зим или зимних месяцев?
7. Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков.
Елка
В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с посохом в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:
- Кто меня разбудил?
- Это я, Саша.
- Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.
8. Составить рассказ (из личного опыта) на тему «Как я украшал(а) новогоднюю елку».
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Домашние электроприборы»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Телевизор – телевизоры – телевизоров (магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, торшер, лампа, компьютер, холодильник, утюг, машина, плита, микроволновая печь, музыкальный центр, домашний кинотеатр, видеомагнитофон, плеер, принтер, сканер, миксер, фен, вентилятор, кондиционер, обогреватель, тостер, кофемолка, кофеварка, соковыжималка, кухонный комбайн).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Утюг – утюжок и т.д.
3. «Счет электроприборов». Согласование ИС с числительными.
Один пылесос – два пылесоса – пять пылесосов и т.д.
4. «Посчитай». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже.
Один цветной телевизор – два цветных телевизора – пять цветных телевизоров
Одна хрустальная люстра – две хрустальные люстры – пять хрустальных люстр
Один высокий холодильник – два высоких холодильника – пять высоких холодильников.
5. «Скажи со счетом «нет». Образование ИС в родительном падеже.
Видеомагнитофон – нет видеомагнитофона и т.д.
6. «Закончи предложение». Согласование слов по типу управления.
Мама стирает белье в …(стиральная машина).
Папа чистит ковер …(пылесос).
Дочь гладит одежду …(утюг)
Владик поджаривает хлеб в …(тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из …(холодильник).
Даша готовит обед на …(плита).
Илья разговаривает с другом по …(телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по …(телевизор).
Арина читает книгу под настенной …(лампа).
7. «Беседа по теме». Поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи.
Какие электроприборы ты знаешь? Для чего нужен каждый из них? Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в гостиной? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.) Почему нельзя трогать розетки? Для чего нужен провод? На какой предмет мебели похож холодильник? Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.)
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Семья»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Семья – семьи – много семей (ребенок, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, тетя, дядя, младенец).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Сын – сынок, сыночек, сынуля, сыночка
Мама - … и т.д.
3. «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных.
Мама – (значит, ты чей? чья?) - мамин(а), папа – … , бабушка – … , дедушка – … , дядя – … , тетя – … , пальто (чье?) – бабушкино, мамино … , перчатки (чьи?) – тетины … .
4. «Назови, какой». Образование простых причастий и прилагательных.
Жить – живущий; расти – растущий; любить – любимый; уважать – уважаемый; гладить – глаженый; стараться – старательный; заботиться – заботливый; отдыхать – отдыхающий.
5. «Кто старше? Кто младше?». Составление ССП с союзом а.
Папа – сын («Папа старше, а сын младше»)
Папа – дедушка
Дядя- племянник
Внук – дедушка.
6. «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Старший – младший; большой – … , молодой - … , старше – моложе, младше.
7. «Назови отчества женщин и мужчин». Упражнение в словообразовании ИС.
Александр – Александровна, Александрович (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита).
8. «Беседа о семье». Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Поиск соответствующего понятия.
Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? Кто ты бабушке и дедушке? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?
9. «Расскажи о семье по плану». Развитие связной речи.
Сколько в твоей семье человек?
Где вы живете? (домашний адрес)
Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество)
Кем работают родители?
Сколько лет брату (сестре)?
В каком классе учится брат (сестра)?
Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…).
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Домашние животные»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Кошка – кошки – кошек (собака, корова, лошадь, свинья, овца, коза).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Собака - собачка и т.д.
3. «Счет животных и их детенышей». Согласование ИС с числительными.
Одна овца – две овцы – пять овец
Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т.д.
4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д.
5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.
6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.
Коза, собака, белка, корова; теленок, жеребенок, ягненок, свинья.
7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.
Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке; свинья – в свинарнике; овца – в овчарне.
8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.
У собаки хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье, глаза – собачьи и т.д. по остальным животным.
9. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Кошка (какая?) – пушистая, ласковая, красивая, игривая и т.д.
Пес (какой?) - …, щенята (какие?) - … .
10. «Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ.
Котик – кот – котище
Ротик – рот – ротище
Носик – нос – носище
Лобик – лоб – лбище
Хвостик – хвост – хвостище
Усики – усы – усищи
Глазки – глаза - глазищи
10. Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану:
Кто это?
Домашнее или дикое животное?
Где живет?
Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).
Чем питается?
Как называют детенышей?
Какую пользу приносит?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Домашние птицы»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Гусь – гуси – гусей (гусыня, утка, петух, курица, селезень, индюк, индюшка, гусенок, утенок, цыпленок, индюшонок).
2. «Назови родителей». Поиск соответствующего понятия.
У цыпленка – курица, петух
У индюшонка – индюшка, индюк
У утенка – утка, селезень
У гусенка – гусыня, гусак.
3. «Назови ласково». Образование ИС с ум.-ласк. суффиксами в ед. и мн. числе.
Гусыня – гусынюшка – гусынюшки
Гусь – гусачок - гусачки
Утка – уточка – уточки
Петух – петушок – петушки
Индюшка – индюшечка - индюшечки
Индюшонок – индюшоночек – индюшатки
Цыпленок – цыпленочек – цыплятки
Яйцо – яичко – яички
Крыло – крылышко – крылышки
Зерно – зернышко – зернышки.
4. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одна утка – две утки – пять уток
Один утенок - два утенка – пять утят и т.д. по всем птицам и детенышам.
5. «Измени по образцу». Образование сравнительной степени прилагательных.
Красивый – красивее (мягкий, длинный, короткий, добрый, злой, сильный, слабый, высокий, низкий, толстый, тонкий, твердый).
6. «Кто как кричит?» Поиск соответствующего понятия.
Гусь – гогочет; утка – крякает; курица – кудахчет; петух – кукарекает; цыпленок – пищит; индюк – балаболит.
7. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Петух (какой?) – красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный
Цыпленок (какой?) - …
Курица (какая?) - … .
8. Составить описательный рассказ про домашних птиц (по выбору), по плану:
Кто это?
Какая это птица (дикая, домашняя)?
Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).
Как поет? Чем питается?
Как называют ее детенышей?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Животные холодных стран»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Белый медведь – белые медведи – белые медведи (песец, морж, северный олень, тюлень).
2. «Счет животных». Согласование ИС с числительными.
Один песец – два песца – пять песцов и т.д.
3. Чей след? Чья шерсть? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.
У оленя след – олений, шерсть – оленья, ухо – оленье, глаза – оленьи
У медведя след – медвежий, шерсть – медвежья, ухо – медвежье, глаза – медвежьи.
4. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.
Что? – оленьи рога и собачьи упряжки
Нет чего? – оленьих рогов и собачьих упряжек
Радуешься чему? – оленьим рогам и собачьим упряжкам
Видишь что? – оленьи рога и собачьи упряжки
Доволен чем? - оленьими рогами и собачьими упряжками
Говоришь о чем? – об оленьих рогах и о собачьих упряжках.
3. Пересказ рассказа. Развитие связной речи.
Медведи
Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
- Где ты живешь? – В лесу.
- А я на севере, на льдине. У тебя шерсть какого цвета? – Коричневого.
- А у меня шерсть белая. Что ты ешь? – Листья, ягоды, рыбу.
- Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? – Сплю в берлоге.
- А у меня нет берлоги, я сплю на льдине, в снегу.
4. «Сравни медведей». Составление ССП с союзом а.
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .
5. Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану:
Кто это?
Где живет?
Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).
Чем питается?
Как добывает пищу?
Враги.
Как защищается?
Детеныши.
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Животные жарких стран»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Лев – львы - львов (зебра, леопард, гепард, антилопа, жираф, верблюд, тигр, слон, кенгуру, носорог, бегемот, газель, крокодил).
2. «Счет животных». Согласование ИС с числительными.
Один бегемот – два бегемота – пять бегемотов и т.д.
3. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
Папа – тигр, мама – тигрица, детеныш - тигренок, детеныши – тигрята
Папа – лев, мама – львица, детеныш - львенок, детеныши – львята
Папа – слон, мама – слониха, детеныш – слоненок, детеныши – слонята
Папа – кенгуру, мама – кенгуру, детеныш – кенгуренок, детеныши – кенгурята.
4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Жираф (какой?) – … ; зебра (какая?) - … ; слоны (какие?) - … .
5. «Подбери похожие по смыслу слова». Подбор синонимов.
Слон – большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный).
6. «В Африке». Употребление окончаний ИС в косвенных падежах мн. числа.
В Африке живут … (львы, тигры…). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (львов, тигров…). Кому он давал лекарства? (львам, тиграм…). Кого вылечил Айболит? (львов, тигров…). Звери лечились охотно. Кем был доволен Айболит? (львами, тиграми…). О ком вспоминал Айболит дома? (о львах, о тиграх…).
7. «Сравни!» Образование сравнительной степени ИП.
Слон высокий, а жираф еще выше.
Бегемот тяжелый, а слон еще … .
Лошадь выносливая, а верблюд еще … .
Заяц прыгает далеко, а кенгуру еще … .
8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.
Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее слона. – Кто быстрее всех, а кто медленнее?
Львица ждет льва. – Кто задерживается?
Газель бежала за антилопой, а за газелью – львица. – Кто впереди, а кто последний?
9. Составить описательный рассказ про животное жарких стран (по выбору), по плану:
Кто это?
Где живет?
Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).
Чем питается?
Как добывает корм?
Какие у него враги?
Как защищается?
Детеныши.
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Продукты питания»
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Суп - супчик | Торт - тортик |
Масло - маслице | Варенье - вареньице |
Блин - блинчик | Каша - кашка |
Котлета - котлетка | Изюм - изюминка |
Лапша - лапшичка | Икра - икринка |
Творог - творожок | Мармелад - мармеладинка |
Баранки - бараночки | Горох - горошинка |
Хлеб - хлебушек | Печенье - печеньице |
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Суп – супы – много супа (супов)
Щи – щи – много щей
Котлета – котлеты – много котлет
Молоко – молоко – много молока
Пирог – пироги – много пирогов
Холодец – холодец – много холодца
Сосиска – сосиски – много сосисок
Сок – соки – много соков (сока)
Консервы – консервы – много консервов
Фарш – фарш – много фарша
Каша – каши – много каш.
3. «Счет продутов». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже.
Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет
Один пышный пирог – два пышных пирога – пять пышных пирогов
4. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.
Хлеб из ржи - ржаной | Каша из манки - манная |
Бульон из курицы - куриный | Котлеты из моркови - морковные |
Бульон из рыбы - рыбный | Котлеты из свеклы - свекольные |
Бульон из мяса - мясной | Котлеты из капусты - капустные |
Молоко у коровы - коровье | Оладьи из картофеля - картофельные |
Молоко у козы - козье | |
Каша из гречки - гречневая | С названиями фруктов и овощей: |
Каша из риса - рисовая | «Назови сок, варенье» |
Каша из пшена - пшенная | Сок из груш - грушевый |
Каша из геркулеса - геркулесовая | Варенье из груш – грушевое и т.д. |
5. «Назови по образцу». Образование качественных прилагательных.
Жарить картофель – значит, он какой? – жареный
Варить свеклу – значит, она какая? - вареная
Парить репу – значит, она какая? – пареная
Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженая
Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные
Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные
Солить капусту – значит, она какая? – соленая.
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Транспорт»
1. Вспомни виды транспорта (водный, наземный, подземный, воздушный, легковой, грузовой, железнодорожный, спецтранспорт и т.д.), их названия.
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Троллейбус – троллейбусы – троллейбусов (трамвай, автобус, машина, грузовик, поезд, электричка, телега; самолет, вертолет; пароход, корабль, лодка, катер, яхта, парусник).
3. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.
Шина для автомобилей (какая?) - автомобильная
Билет на автобус (какой?) - автобусный
Масло для машин (какое?) – машинное.
Остановка трамвая, автобуса, троллейбуса (какая?) – трамвайная и т.д.
4. «Придумай новые слова». Образование ИС префиксальным способом.
У- | ||
При- ехать (уехать, приехать и т.д.) | ||
Пере- плыть (уплыть, приплыть и т.д.) | ||
До- лететь | ||
Вы- бежать | ||
За- ходить | ||
Объ- | ||
На- |
С любым из предложенных глаголов придумай 8 предложений, используя разные приставки.
5. «Кто чем управляет?» Поиск соответствующего понятия.
Автобусом управляет (водитель) Грузовиком управляет (шофер). Поездом управляет (машинист). Вертолетом управляет (вертолетчик). Самолетом управляет (пилот). Кораблем управляет (капитан). Мотоциклом управляет (мотоциклист). Велосипедом управляет (велосипедист).
6. «Собери предложение». Связь слов в предложении.
Машина, ехать, дорога, по. Самолет, небо, летит, высоко, в.
Шоссе, автомобиль, мчится, по. Едет, тропинка, по, велосипедист.
Магазин, около, мотоцикл, остановился.
7. «Назови одним словом машину, которая…». Образование сложных слов.
Возит молоко – молоковоз; возит муку - … ; возит лес - … ; возит бетон - … ; возит цемент - .. ; мешает бетон – бетономешалка; черпает землю – землечерпалка; укладывает трубы – трубоукладчик; дробит камни – камнедробилка.
8. Составить описательный рассказ про транспортное средство (по выбору), по плану:
Как называется это транспортное средство?
К какому виду транспорта относится (водный, наземный, воздушный)?
Из каких частей оно состоит?
Чем приводится в движение?
Для чего используется, что перевозит?
Кто им управляет?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Профессии»
1. «Кто что делает?».Составление предложений. Работа над слоговой структурой слова.
Милиционер регулирует уличное движение и т.д. со словами:
Врач, учитель, продавец, фотограф, почтальон, строитель, портной, крановщик, каменщик, точильщик, милиционер, библиотекарь, доярка, водитель, плотник, тракторист, экскаваторщик, носильщик, стекольщик, сварщик, слесарь, электрик, часовщик, сапожник, парикмахер, пожарник, маляр, писатель, художник, комбайнер, птичница, ткачиха, летчик, композитор, пианист, переводчик, проводник, пилот, машинист).
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Регулировщик – регулировщики –много регулировщиков и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Один часовщик – два часовщика – пять часовщиков (так же со словами милиционер, библиотекарь, экскаваторщик, стекольщик, водопроводчик, фотограф, регулировщик).
4. «Он – она». Образование ИС женского рода.
Он художник, а она – художница (так же со словами: ткач, воспитатель, учитель, певец, пианист, скрипач, проводник, переводчик).
5. «Почему так названы?». Образование сложных слов.
Рыболов – …(ловит рыбу), пчеловод – … (разводит пчел), землекоп - …(копает землю), лесоруб - … , трубочист - … , водопроводчик - … .
6. «Кто чем работает?» Образование творительного падежа ИС.
Маляр – кистью, дворник - … , садовник - … , парикмахер - … , портной - … .
7. «Кому что нужно для работы?» Образование дательного падежа ИС.
Поварешка нужна повару, письмо нужно … , метла нужна … , указка нужна … , топор нужен … , градусник нужен … , весы нужны … .
8. «Назови». Поиск соответствующего понятия.
а) детского врача (педиатр), зубного врача (стоматолог), глазного врача (окулист), врача, делающего операции (хирург), врача, лечащего нервы (невропатолог), помощника врача (медицинская сестра);
б) медицинскую одежду (колпак, косынка, халат, перчатки);
в) медицинские инструменты (шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет, стетоскоп).
9. Беседа по теме. Поиск соответствующего понятия и построение монолога.
Что такое профессия? (Дело, работа, занятие). Назови профессии своих родителей. Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?
10. «Опиши профессию по плану». Построение монолога.
Название профессии.
Что делает человек этой профессии?
Какие инструменты нужны для работы по этой профессии?
Лексико – грамматические упражнения по теме
« 8 Марта»
1. «Закончи предложение». Склонение ИС.
У каждого малыша есть … (мама). Каждый человек любит свою … (маму). На свете очень трудно жить без …(мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы … (маме). Я люблю гулять со своей …(мамой). Я очень горжусь своей …(мамой).
2. «Опиши, какая, что делает?» Поиск соответствующего понятия.
Мама (какая?) – веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная; работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет.
Бабушка - …
Сестра - … .
3. «Назови женскую профессию». Образование ИС женского рода.
Ткач – ткачиха
Певец – певица
Пианист – пианистка
Учитель – учительница
Художник – художница
Проводник – проводница
Переводчик - переводчица
Воспитатель – воспитательница
4. «Помощник / помощница». Изменение глаголов по временам.
Я мою пол. Я буду мыть пол. Я Вымыл(а) пол.
Я стираю белье. Я буду стирать белье. Я постирал(а) белье.
Я вытираю пыль. Я буду вытирать пыль. Я вытерла пыль.
5. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Мама – мамочка, мамуля, матушка
Бабушка - …
Сестра - …
Тетя - …
Анна, Аня – Анечка, Анюта, Аннушка
Анастасия, Настя - …
Елена, Лена - …
Ирина, Ира - …
Мария, Маша - … .
6. Составить рассказ (из личного опыта) на тему «Как я помогаю маме и бабушке».
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Весна»
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Проталина – проталинка (лужа, ручей, льдина, гнездо, почка, лист, трава, поле, солнце, луч, пень, весна, огород, луг, облака, дерево).
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Гнездо – много гнезд и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одно дерево – два дерева – пять деревьев
Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки – пять блестящих сосулек.
4. «Закончи правильно предложение». Образование ИС мн. числа.
На дереве гнездо, а на деревьях (что?) … (гнезда)
На ветках сук, а на деревьях … (сучья).
Во дворе дерево, а в лесу … (деревья).
У дерева ствол, а у деревьев … (стволы).
5. «Скажи со словом «весенний». Образование ИП ж.р., м.р., ср.р.
День (какой?) - весенний
Погода (какая?) - весенняя
Настроение (какое?) – весеннее
Цветы (какие?) - весенние
Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы.
6. «Измени по образцу». Образование сравнительной степени ИП.
Длинный – длиннее (теплый, яркий, громкий, высокий, чистый, сильный, радостный, светлый, темный, рыхлый, свежий, прозрачный, быстрый, звонкий).
7. Пересказ рассказа. Развитие связной речи.
Весна в лесу
Весной тает снег и бегут ручьи. На проталинах появляются первые подснежники. Погода становится все теплее, на ветках деревьев набухают почки. Прилетают грачи. Грачи вьют гнезда на деревьях и высиживают птенцов.
8. Расскажи о весне по плану. Построение монолога.
Приметы весны.
Весенние месяцы.
Перелетные птицы весной.
Что делают в этот период дикие животные?
Как трудятся весной люди?
Любишь ли ты весну? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи.
Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи....
Развитие словарного запаса, грамматического строя и психологической базы речи на лексическом материале темы " Насекомые". (Ссылка на презентацию в описании).
Презентация содержит материал по развитию словарного запаса, грамматического строя речи и психологической базы речи у дошкольников с ТНР и ЗПР . Может быть использована на занятиях логопед...
Задания для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале темы «Перелетные птицы».
Материал содержит виды заданий для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале т...
Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).
Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с...
Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...
Картотека домашних заданий по развитию грамматики, лексики и связной речи.
В материале предложены игры на развитие лексико-грамматических категорий....