Семинар – практикум для воспитателей «Формирование словаря дошкольника»
учебно-методический материал по развитию речи

МорозоваАнастасияАлександровна

 

      Словарная работа в детском саду -- это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

       Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 52»

Семинар – практикум для воспитателей

«Формирование словаря дошкольника»

Подготовила:

воспитатель Морозова А.А.

                                                                       

г. Заволжье

2019г.

      Словарная работа в детском саду -- это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

       Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.

       Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуется его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.

       Одна из задач в развитии речи детей – пополнять и активизировать активный и пассивный словарь детей.  Если словарь ребёнка беден, это значительно затруднит общение с окружающими людьми. Дети с недостаточным словарным запасом   используют в речи только простые предложения, допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. 

Активный словарь -- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях -- ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта -- затон, рубка, топляк и т. п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь -- это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.

        Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Для развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Педагог использует любую подходящую ситуацию для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком, с целью обогащения его словаря. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Педагог должен не просто сообщать интересные сведения, а старается включить детей в разговор, делает их равноправными участниками. Он спрашивает детей, наводит на правильный ответ, задает наводящие вопросы, т. е. поддерживает любую познавательную активность. В самой разной ситуации (в ходе игр, на прогулке) педагог обращает внимание ребенка на самого себя, на окружающих его детей, явления природы. («Что ты сейчас будешь делать?»«Как ты думаешь, не скучно ли Коле?» «Не обиделся ли он на тебя?»).

     Важно отметить также, что для развития словаря дошкольника ребенка необходимо общение со сверстниками. Разговаривая со взрослыми, дети не прикладывают особых усилий, чтобы их поняли, поддержали или ответили им. Взрослые и так все понимают. А сверстник не будет пытаться угадывать желания и настроения своего товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать. Ему следует высказывать вес ясно и четко. Важно создать условия для речевого общения сверстников. Чаще всего оживленные диалоги возникают при совместном выполнении какого-либо задания, занятий лепкой, рисованием, конструированием. Важное значение для обогащения словаря имеет ролевая игра. Когда дети играют, они не только действуют с игрушками и манипулируют ими, они еще всегда объясняют, что именно делают. Причем, речь, объясняющая игру, всегда кому-то адресована (партнерам по игре). Дети договариваются о ролях, игровых действиях, предметах-заместителях.

      Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет, конечно, чтение.  Для пополнения словаря дошкольника необходимо чаще использовать загадки, пословицы, поговорки, художественное слово. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать. Если вы будете стараться не только читать, но и обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов.

Как происходит развитие словаря?

  1. Слово – это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку. Существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова. Развитие словаря ребенка дошкольного возраста зависит от уровня развития мышления, которого достиг ребенок, определяет возможности усвоения тех или иных слов. К примеру, слова обобщающего значения (деревья, фрукты) становятся доступны пониманию и употреблению дошкольника лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения. 
  2. Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. Неправильно было бы думать, что ребенка не касается тот речевой фон, который имеется в его окружении во время занятий игрой, или рисованием (разговоры взрослых, их ссоры). В определенном возрасте дошкольник осознанно, пассивно или активно, воспринимает и обдумывает речь взрослых. 
  3. Темп развития словаря дошкольника зависит от того, насколько взрослые уделяют внимание общению с ребенком, объяснению жизненных явлений, организации развивающей среды. 

(Количественный рост словарного запаса по Штерну).

до 1 года 6 мес

в 2 года

в 3 года

в 4 года

в 5 лет

100 слов

300-400 слов

1000 – 1100 слов

1600 слов

2200 слов

 

Дети первого – начала второго года жизни усваивают слова, соотнося их с конкретными предметами. Слова выступают в функции имен собственных (к примеру, слово «стол» - это такое же имя вещи, как имя ребенка Маша). В дальнейшем слово приобретает несколько значений: словом «мяч» ребенок может назвать любой шарообразный упругий предмет, невзирая на остальные его признаки. В этом периоде развития лексики значение слова расплывчато. Одновременно с уточнением значения слова происходит развитие его структуры.  Ребенок начинает  осознавать не только предметную соотнесенность слова, но и его обобщающую функцию, возможность обозначения  целого ряда предметов одним словом. Дошкольник приобретает умения и навыки употребления слов в зависимости от контекста, от эмоций, вложенных в слово.

После 3-х лет детям становится доступны слова обобщающего значения (мебель, посуда, плавание, ходьба, желтизна, синева), а к 5-6 годам – слова, обозначающие родовые понятия для обобщающих слов (растения – это деревья, травы, кустарники; вещи – это одежда, игрушки, посуда; плоды – это овощи, фрукты, злаки; движение – это полет, плавание, бег; цвет – это белизна, чернота).

         По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается.

 

Подытоживая сказанное: для обогащения словаря детей необходима последовательная, целенаправленная работа, как на специальных занятиях, так и в процессе свободного речевого общения.   Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям»

Цель семинара - систематизировать знания педагогов в образовательной области "Безопасность". Задача семинара - уточнить знания педагогов об основах безопасности детей дошкольного возраста; упражнять п...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...

Семинар-практикум для воспитателей "Формирование у дошкольников первоначальных навыков ЗОЖ через использование дидактических игр"

Систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста...

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ-ПРАКТИКУМУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Задачи семинара-практикума:Расширить знания педагогов о значении финансовой грамотности дошкольников;Познакомить с современными подходами и моделями повышения финансовой грамотности дошкольниковв игро...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Aормирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....