Консультация-практикум для педагогов «Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»
консультация по развитию речи

Дементьева Эльвира Динисовна

Консультация-практикум

для педагогов

«Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-praktikum.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад «Березка»

Консультация-практикум

«Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

                                                       Подготовила:

Музыкальный руководитель

высшей  квалификационной

                                                   категории

Э.Д. Дементьева

Кунашак 2019

Теоритическая часть

     Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями с пониженной культурой речи. Общая культура речи характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка. Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие  речи — одна из главных педагогических задач. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей различными педагогическими средствами. Эффективным средством развития речи у дошкольников является театральная деятельность.

   Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Привычку к выразительной правильной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные занятия. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка.

Театр для детей — это игра, развлечение, которое всегда привлекает детей. В нём заложены большие возможности для развития речи ребёнка: ведь любое знание, которое даёт театр, усваивается в словесной форме. В театральной деятельности существует множество приёмов реализации любого метода, и каждый творчески работающий воспитатель создаёт свои собственные приёмы, не нарушая самого «словесно — литературный метод». Научив детей правилам манипуляции верховыми куклами с использованием театра бибабо, мы научили игровое взаимодействие руки сопровождать речью, чувствовать и передавать эмоциональное состояние героя, вступать в игровое взаимодействие с другими персонажами. При этом в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Всё это развивает связную речь детей. Занимаясь с детьми театром, мы воспитываем устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, развиваем артистические качества, творческий потенциал детей и способствуем решению главных задач в речевой группе развитию правильной речи детей.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

игры в кукольный, теневой, пальчиковый театры;

игры – драматизации;

игры – представления (спектакли).

Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Ролевой диалог является частью непосредственной образовательной деятельности, введением в тему создаёт предпосылку для создания проблемной ситуации и одновременно способствует развитию навыков диалогической речи, как основы коммуникации.

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:

Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

В работе можно использовать такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:

театрализованные игры – этюды;

речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;

игры – драматизации;

игры в кукольный театр;

занятия по сценической речи;

метод пантомимы;

инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;

обогащение зрительного театрального опыта;

изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

Одним из методов, которые применяем в работе с детьми, являются театрализованные игры. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная, фольклорная или художественная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из которых, в свою очередь, подразделяются на несколько видов).

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, кукольный (бибабо), пальчиковый, театр игрушек, кукол, картинок.

Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи, словарного запаса, грамматического строя и др.) с другой.

Поэтому считаем необходимым, использовать театрализованную деятельность в работе с детьми с ОНР.

Практическая часть

  1. Постановка с педагогами миниатюры М.И. Родиной «Три поросенка» для детей 3 лет
  2. «Танцуем сказки» М.И. Родиной «Лукоморье»
  3. Игра с бусами. Программа «Бусоград» Родиной М.И.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной ...

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста.

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста....

Анализ речевого развития детей в соответствии с ФГОС

Анализ речевого развития детей в соответствии с ФГОС...

«Создание условий для речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: выяснить состояние работы по развитию речи в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с, Камышла. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи, средст...

Презентация «Организация работы по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО».

Знакомство воспитателей с различными техниками по речевому развитию дошкольников....

Консультация на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО»

Материал предназначен для родителей, педагогов дошкольных учреждений....