Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Зима
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Поддерживать интерес к интеллктуальной деятельности , желание играть , проявляя настойчивость , целеустремленность , взаимопомощь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovila_e.a.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила

воспитатель

подготовительной группы

 Михельсон Е.А

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе на тему: Зима

Цель: поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме. 
Развивать навыки устной связной монологической речи.
Развивать мышление и речь детей.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Предварительная работа: подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание.
Словарь: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция звука в слове, ударный звук, слоги, схема предложения.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Ход НОД:

1. - Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
- Как вы заметили наступление зимы?
- Назовите признаки зимы.
- Назовите зимние месяцы.
2. Давайте поиграем в игру «Снежки» Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово снеговик, но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне снежок (картинка снеговика) 

Мы решили слепить…(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
Нам было весело лепить….(снеговика).

3. - А, что такое речь ребята? (ответы детей) 
- А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) 
- А из чего у нас состоит предложение?

Реклама 06

- А как у нас слова себя ведут в предложении? ( Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение).
4. - Давайте встанем и поиграем в игру «Живые слова». 
Вы будете «живыми словами». (Карточки со словами) Максим  будет «словом» идет, а Саша  «словом» снег. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)
- Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)
- Давайте прочитаем – «Идет снег». Сколько слов в предложении? (2)
- У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)
- Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (белый, пушистый)
Читаем «живое» предложение. Идет белый пушистый снег.

- Сколько слов в предложении? (4) А теперь «Живые слова» - разойдитесь. Слова «разбежались» и нет предложения. Дети - «слова», встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили с вами … (предложение). 

Физкультминутка «Белые снежинки». (Импровизация движений под музыку)

Белые снежинки кружатся с утра,
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.

Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем бабу снежную лепить.
Если на прогулке в снег мы упадем,
Встанем, отряхнемся и опять пойдем.

Привезут из леса елку в детский сад,
Дед Мороз поздравит с праздником ребят.
Десять раз в неделю мы считаем дни,
Чтоб зажглись скорее яркие огни


5. - Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)

- Давайте подойдем к доске. Посмотрите, какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель написал рассказ. Послушайте:
НАСТУПИЛА ЗИМА.
СНЕГА, МНОГО, НАМЕЛО.
КОМ, ВОВА , ОГРОМНЫЙ, СКАТАЛ.
ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИКА, НРАВИТСЯ.

- Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)
- А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)
- Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступила, зима. (слова – карточки)
- Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снега, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?
- Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)
- В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скатал. Какое предложение можно составить из этих слов? (Вова скатал огромный ком.)
- Сколько слов в этом предложении? (4)
- В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Вова , снеговика, нравиться. Какое предложение можно составить из этих слов? (Вове очень нравиться лепить 
снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)
- Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:
НАСТУПИЛА ЗИМА.
НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.
ВОВА СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.
ВОВЕ  ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.
- А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила) 
- Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)
- Какое второе слово? (зима)
- В конце предложения, что ставим? (точку) 
- Точка указывает на то, что предложение закончено.
(показ схемы первого предложения)

Дети у доски составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:
1. Схема, какого предложения?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какая полоска нужна для начала предложения?
4. Что ставили в конце предложения?
5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?
- Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)
- Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)

- Послушайте первое вопросительное предложение.
Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.
Полина  спроси, у меня наступила, ли зима. 
- А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.
- Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое) 
- Какое предложение стало? (вопросительное)
- Какой знак был? (точка)
- Поменяли, на какой знак? (вопросительный)
3. Задание на листочке
Посели слово в звуковой домик:
Снег Зима Мороз Лед Гора Каток Забава Холод Снеговик Снежок.
(Выдаются карточки со словами (черно-белые), затем для самостоятельной проверки карточки уже в цветном варианте, разделенные на звуковые окошки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Зимующие птицы

Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадкам...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зима»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о признаках зимы; учить детей подбирать родственные (однокоренные) слова; учить детей пересказывать текст....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Зима».

Закрепить знания о характерных признаках зимы, названиях зимних месяцев и зимних видах спорта; продолжать учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных; формировать умение детей...

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зима"

Учить составлять рассказ о зиме,используя раннее полученные знания детей....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Зимующие птицы"

Развитие связной речи у детей подготовительной группы....