Конспект занятия «Освобождение страны Грамматика"
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Обобщение знаний детей по обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить и обобщить понятия «звук», «буква»;
  • Закрепить звуковой анализ и синтез слов;
  • Закрепить  слоговой  анализ слов;
  • Закрепить умение составлять предложение  из слов, обозначать его схематически;
  • Продолжать формирование  фонематического восприятия;
  • Продолжать закреплять навыки чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • Продолжать  развивать  психические процессы: внимание, память, мышление, мелкую моторику;
  • Продолжать развивать умение составлять  рассказ-описание;
  • Продолжать развивать умения составления из данных слогов слова;
  • Развивать артикуляционный аппарат и  речевое дыхание;

       Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитать умение доводить начатое дело до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanatiya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Освобождение страны Грамматика"

                    Составитель:

                           учитель-логопед

                                                 Арсентьева Лариса Юрьевна

г. Кирсанов

Цель: Обобщение знаний детей по обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить и обобщить понятия «звук», «буква»;
  • Закрепить звуковой анализ и синтез слов;
  • Закрепить  слоговой  анализ слов;
  • Закрепить умение составлять предложение  из слов, обозначать его схематически;
  • Продолжать формирование  фонематического восприятия;
  • Продолжать закреплять навыки чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • Продолжать  развивать  психические процессы: внимание, память, мышление, мелкую моторику;
  • Продолжать развивать умение составлять  рассказ-описание;
  • Продолжать развивать умения составления из данных слогов слова;
  • Развивать артикуляционный аппарат и  речевое дыхание;

       Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитать умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование:  карта страны «Грамматика», телеграмма,  квадраты красного, синего и зеленого цветов, схемы для обозначения гласного и согласного звука, зеркало, салфетки, счетные палочки, рыбки со словами, 4 ведёрка с обозначением количества слогов в слове, ромашки со слогами, карточка для анализа и синтеза слова, «кирпичики» с условными обозначениями для составления схемы предложения, волшебный мешочек с набором игрушек «дикие животные», мяч, цветные карандаши.

Ход занятия

Организация начала занятия.

Логопед: Здравствуйте ребята.

На парте перед каждым ребенком лежит квадратик.  Сядут те ребята, у кого синие квадратики, теперь те,  у кого красные квадратики, садитесь те у кого зеленые квадратики.

Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом язычке»

 Логопед проговаривает упражнения, а дети выполняют его перед зеркалом.

«Часики», «Орехи», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Моляр», «Лопатка», «Покусаем язычок», «Киска сердиться», «Грибок», «Лошадка», «Заборчик», «Трубочка».

 (Стук в дверь) Заходит почтальон и протягивает телеграмму. Логопед  громко читает ее. (Приложение 1)

«Дорогие ребята! Лодыри, лентяи и лоботрясы захватили страну Грамматику.  Перевернули все вверх дном, навели без порядок и хотят уничтожить страну, что бы все стали глупыми и безграмотными.

Прошу вас помогите освободить страну Грамматику и наведите в ней порядок.

                                                                                         Царица Грамматика »

Логопед: Поможем освободить страну Грамматику?

Дети: Да!

Логопед: Все готовы, собираемся в путь.

Нашим другом и помощником во время путешествия будет карта страны Грамматика. Она нам подскажет, какое будет первое задание. (Приложение 2)

 На доске весит карта Грамматики. Дети  должны передвигаться от пункта к пункту выполняя задания.

Логопед:  Первый город, который мы должны освободить от лентяев – это город «Звуков»

Город «Звуков» (фонетическая ритмика).  Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Логопед: Споём песенку гласных звуков.

Дети поют гласные звуки, выполняя при этом движения руками.

«А» – руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону.

«О» – руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону и поднимает их вверх, как бы рисуя круг.

«У» – пальцы сжаты в кулак. Руки подняты вверх. При пении звука ребёнок медленно опуская руки сгибая в локтях.

«И» – пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вверх.

Логопед: Почему звуки, которые мы пели, называют гласными?

Ребёнок. Потому что,  когда мы произносим их, струя воздуха не встречает во рту никакого препятствия.

Логопед: А какие есть ещё звуки, кроме гласных?

Ребёнок. Согласные звуки.

Логопед: А согласные звуки мы можем петь?

Ребенок: Нет, потому что когда мы произносим их, струя воздуха встречает препятствие на своем пути (губки, зубки или язычок)

Логопед: При помощи схем, показываем какой это звук.

Каждый ребёнок при помощи схемы, показывает какой это звук.

Звуки для произношения [А],[Р],[Н],[И],[Э],[Л],[О],[П],[Г],[Ы],[В],[У].[Т].

Логопед: Чем отличается звук от буквы?

Ребенок: Звуки мы слышим и произносим.

Логопед: Город «Звуков» мы освободили и навели в нем порядок, следующий город на нашем пути, город «Букв».

Город «Букв»  Повторение и закрепление конструирования букв.

Чем отличается буквы от звуков?

Ребенок: Буквы  мы видим и пишем.

Логопед: Я, называю звук, а вы при помощи счетных палочек на парте выкладываете ту букву, которая обозначает этот звук на письме.

Звуки: [У],[П],[Т],[А],[И],[Ш],[Х],[Л],[К],[Н].

Логопед: Мы с вами навели порядок и в этом городе, продолжаем наш путь.

«Озеро слогов» Закрепление навыка чтения, умения делить слова на слоги.

Перед нами озеро «Озеро слогов». А сколько в нем много водиться рыбы…

Лодыри и лентяи побросали  разные предметы в это озеро, А рыбки все это проглотили. Выловив рыб мы, узнаем какие это предметы. (Приложение 3)

Ребенок «вылавливает» рыбу, читая на обратной стороне слово. Делит его на слоги и складывает рыбу в ведро с  цифрой соответствующей количеству слогов в этом слове.

Слова: дом, мак, сова, часы, бусы, машина, малина, пуговица, гусеница, черепаха.

Логопед: Очистив озеро, идем дальше. Перед нами красивая цветочная поляна.  

«Поляна слов» Закрепление навыка составление слова из слогов, умение заканчивать слова на данный слог.

Каждый ребенок срывает ромашку, на обратной стороне читает слог. Логопед предлагает закончить слово. После того, как все ромашки будут сорваны, дети составляют из данных слогов слова. (Приложение 4)

Слоги на обратной стороне ромашек: ЛИ,  РУ,  СА,  МА,  КА,  НА,  ШИ.

Составленные слова: ЛИСА,  РУКА,  МАЛИНА

Игра с мячом.  Развитие фонематических представлений, умения выделять первый и последний звук в слове.

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови первый звук в слове».

Логопед называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый звук в слове и возвращает мяч обратно.

Слова для игры: василек, мак, колокольчик, зверобой, гвоздика.

Логопед: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Назови последний звук в слове».

 Слова для игры: одуванчик, чистотел, ландыш, лютик, ромашка.

Логопед называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет последний  звук в слове и возвращает мяч.

Логопед: Мы с вами собрали большой букет из полевых цветов.

Ф и з м и н у т к а  «Цветы»

Наши нежные цветки                             Наши алые цветки

Распускают лепестки.                             Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,                              Тихо засыпают,  

Лепестки колышет.                                  Головой качают.

(Дети сидя на корточках, постепенно выпрямляются, поднимают руки вверх и плавно разводят в стороны. Потом делают наклоны в стороны, поднимая руки вверх и соединяют их, садятся на корточки, качают головой.)

       

Логопед: А вот и речка. Присядьте на бережок реки. Чтобы перейти через речку, вам надо выложить звуковой мостик слов из цветных квадратиков. Но чтобы это сделать правильно и не провалиться в речку, давайте вспомним:

- Какие звуки мы обозначаем красным цветом?

Дети: Гласные

Логопед: - Какие звуки еще есть кроме гласных?

Дети: Согласные.

Логопед: А какие бывают согласные?

Дети: Мягкие и твердые согласные.

Логопед: Покажите свои квадратики, те ребята, у которых они обозначают гласный звук.

Теперь, покажите, свои квадратики, те ребята, у которых они обозначают твердый согласный.

Ну а теперь, покажите, свои квадратики, те ребята, у которых они обозначают мягкий согласный.

«Звуковой мостик». Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

На парте  у каждого ребенка лежат цветные карандаши для составления звуковой схемы и карточка-картинка со словом. (Приложение 5)

 А теперь нам пора строить звуковой мостик через речку. Каждый из вас возьмёт картинку со словом, прочитает его, и составит звуковой мостик слова. Но не забывайте: чтобы составить мостик, надо правильно назвать каждый звук в слове, определить, какой он, гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий, и  выбрать соответствующий карандаш и закрасить клеточку нужного цвета. Затем пройдите по мостику коротко и правильно, называя каждый звук в слове. Тот, кто правильно составит звуковой мостик, сможет перейти через речку и продолжить наше путешествие.

Дети самостоятельно выполняют это задание, по ходу работы логопед проходит и проверяет работу детей у кого возникли затруднения, помогает.

Дети поочерёдно переходят через речку по звуковому мостику, называя коротко  каждый звук в своём слове.

Слова для работы: САНИ, КОЗА, РЫБА,  ПИЛА, СЫР, МЫЛО, КИВИ, ДИМА, ГУСИ,  ВИЛЫ, БУСЫ,  СОК,  ЛИСА,  ДОМ, ВАЗА.

«Лес предложений» Закрепление умения составлять предложение  из слов и обозначать его схематически.

Логопед: Перейдя через речку, мы с вами очутились на опушке леса. Ребята, давайте мы с вами вспомним, какие животные живут у нас в лесах.

Ребенок: Лиса.

Логопед: Правильно, а давай попробуем придумать предложение со словом ЛИСА.

Ребенок: Лиса живет в лесу.

Каждый ребенок называет животное, составляет с этим словом предложение.

Животные: лиса, заяц, волк, лось, кабан, белка,…

Логопед: А теперь нам  пора отправляться дальше. Что мы видим на своём пути?

Ребёнок: Мы видим домик лесника.

Игра «Кирпичики для домика».  

Логопед:  Ребята, посмотрите внимательно на домик. Чего у него не хватает?

Ребёнок: В стене домика не хватает кирпичиков.

Логопед: Да, и тут побывали лодыри с разбойниками.  Вы хотите помочь леснику и отремонтировать его дом?

Дети: Да.

Логопед: Но сначала давайте вспомним, из чего состоит предложение?

Ребенок: Предложение состоит из одного или нескольких слов.

Логопед: Чтобы это увидеть, каждое слово мы обозначим схемой - прямоугольником.

Вспомните, как пишется первое слово в предложении.

Дети: Первое слово в предложении всегда начинается с заглавной буквы.

Логопед: А что ставится в конце предложения?

Дети: В конце предложения ставится точка.

Логопед: Покажите кирпичик, со схемой, который обозначает начало предложения.

Посмотрите, около домика лежат кирпичики, которые вывалились.

Дети рассматривают  кирпичики  с  нарисованными на них схемами:

Логопед: Чтобы правильно вставить эти кирпичики в стену домика, вам сначала надо составить схему предложения: «Ребята помогали леснику сажать саженцы».

Логопед: Назовите первое слово в предложении «Ребята помогали леснику сажать саженцы».

 Вставьте в стену домика кирпичик, который обозначает это слово.

Далее дети анализируют каждое слово в предложении и составляют схему.

Логопед: Мы  справились с заданием. Пришло время отдохнуть,  и мы сделаем привал.

«Привал».  Развитие  психических процессов: внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

 Логопед: Ой, ребята, посмотрите, мешочек. Давайте, посмотрим, что в нем.

Логопед развязывает мешочек.

Логопед: И тут, побывали  лентяи  и лодыри. Загнали животных в клетки, давайте их выпустим на волю.

Логопед достает  игрушки, дети называют их.

    Игра «Кто пропал?».

    Логопед: Ребята, посмотрите, кого мы освободили. Как, одним словом мы может их назвать?

    Дети: Животные.

   Логопед: А какие это животные,  если они  все живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Правило игры: Дети  по команде закрывают глаза. Логопед убирает одно животное. Дети, открыв глаза, должны, угадать и назвать какое животное пропало.

    Игра «Что изменилось?».

    Правило игры: На парте перед детьми стоят дикие животные.  Дети  по команде закрывают глаза. Логопед ставит в этот ряд еще одно  животное.  Дети, открыв глаза, должны  назвать, что изменилось, какое животное появилось.

    Игра «4 - лишний».

    Правило игры: На парте перед детьми стоят дикие животные.  Дети  по команде закрывают глаза. Логопед ставит в этот ряд одно домашнее животное.  Дети, открыв глаза, должны  определить,  всех ли животных  можно назвать дикими? Какое животное лишнее и почему?

    Игра «Волшебный мешочек».

    Правило игры: На парте перед ребенком стоят дикие животные: лиса, заяц, лось, белка, медведь.  Ребенок  ощупывает каждое животное и отворачивается от игрушек. Логопед прячет одно животное в мешочек и предлагает ребенку на ощупь определить кто в мешочке.

Логопед: Ребята, мы и не заметили, как добрались до замка.

Замок «Рассказ-описание» Закрепление умения составлять рассказ-описание.

Логопед: Я вам загадаю загадку, а вы по описанию попробуйте отгадать, что это за зверь.

Хитрая, серая, пушистая

Дети: Лиса.

Логопед: Давайте все вместе составим рассказ-описание  о лисе.

Дети составляют рассказ-описание.

Выходят  царица Грамматика, лодырь и лентяй.

Царица Грамматика: Вы прошли по всей стране Грамматика. Справились со всеми заданиями. Молодцы!

Лодырь и лентяй просят прощение у царицы Грамматики рассказывают стих и обещают исправиться.

Лодырь и лентяй:  Грамматика, грамматика
                               Наука очень строгая.
                               Учебник по грамматике
                               Всегда беру с тревогой я.

Ребенок:        Она трудна, но без неё
Плохое было бы житье:
Не составить телеграмму,
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рождения не поздравить.

Организация окончания занятия.

 Логопед: Давайте ещё раз вспомним, где мы побывали и что делали. Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня все принимали  активное участие, Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к занятию Конспект «Освобождение страны Грамматика"

Т Е Л Е Г Р А М М А. Дорогие ребята! Лодыри, лентяи и лоботрясы захватили страну Грамматику.  Перевернули все вверх дном, навели без порядок и хотят уничтожить страну, что бы все стали глупы...

конспект занятия Освобождение г.Невинномысска от фашистских захватчиков

Занятие посвященное освобождению  родного города Невинномысска от фашистких захватчиков 21 января 1943г. Воспитывать  у детей уважение к ветеранам ВОВ, чтить память о погибших  на войне...

Конспект занятия «Освобождение города Ростова-на-Дону от немецко-фашистких захватчиков»

Конспект занятия «Освобождение города Ростова-на-Дону от немецко-фашистких захватчиков».Тематическая беседа с детьми о дне Освобождения города Ростова-на-Дону от немецко –фашистких з...

План-конспект занятия "Освобождение цифры 4"

Программные задачи:- закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа;-учить отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету», «на котор...

Конспект занятия «Моя страна» с использованием ИКТ «Моя страна» в подготовительной группе

Цель: Воспитывать патриотизм у детей.Задачи:Закрепить знания о названии нашей родины, ее столицы.Закрепить знания о  географическом положении, климатических и природных зонах России.Дать знания о...

конспект занятия " Волшебная страна Грамматика"

Конспект логопедического занятия«Волшебная страна Грамматика» Задачи:Образовательные:Закреплять понимание детьми пространственных отношений, выражаемых предлогами.Упражнять в практиче...