Конспект интегрированного НОД по социально-коммуникативному развитию «Грибочки для белочки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Алякина Светлана

Тема: «Грибочки для белочки»

Приоритетная образовательная область – социально-коммуникативное развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portal.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Грибочки для белочки»

Приоритетная образовательная область – социально-коммуникативное развитие.

Образовательные области интеграции – познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы:
1. Наглядный: (показ, демонстрация)
2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
3. Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра.

Форма организации НОД: совместная деятельность воспитателя с детьми.

Цель: систематизация словаря, активизация словаря по теме «Дикие животные», развитие связной речи, развитие навыков умения составлять рассказы, опираясь на план–схему, воспитание контроля за собственной речью.

Задачи:

1.Образовательные:

  • формировать умение составлять простые предложения, впоследствии рассказ, используя мнемотаблицы;
  • обобщать имеющиеся у детей представления о лесе и его обитателях (зайце, медведе, белке);
  • расширять и активизировать словарь (сне);
  • закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы (раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы)

2. Развивающие:

  • развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение
  • развивать речь, наблюдательность, творческие способности, воображение, фантазию;
  • развивать мелкую моторику рук и пальцев;
  • создавать условия для творчества детей
  • обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изобразительной деятельности;
  • любви и бережного отношения к природе.
  • воспитывать интонационную выразительность речи
  • воспитывать аккуратность, усидчивость.

Словарная работа: пушистая, рыжая, нора, берлога, дупло.

Оборудование:

Ковёр-самолёт, корзинка с грибами, колпак и волшебная палочка, атрибуты сказочного леса (деревья, листья), мнемотаблица «Дикие животные», кубик, д/игра «Кто что ест», игрушка белочка, пластилин, дощечка для пластилина на каждого ребёнка.

Предварительная работа с детьми:

Беседа о лесе и его обитателях, рассматривание иллюстраций с изображением грибов; рисование грибов, рассматривание муляжей грибов, загадывание и отгадывание загадок.

Индивидуальная работа по развитию речи с Матвеем Г., Надей С. с целью закрепить умение связно отвечать на вопросы воспитателя, развивать речевые навыки подбора определения к словам.

Ход НОД:

Воспитатель вносит в группу корзину. Привлекает внимание детей.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках. Хотите узнать, что там?

Дети: Да.

Воспитатель: тогда отгадайте загадку.

Стоит Антошка –

Шляпка да ножка.

Дождь пройдёт –

Он подрастёт.

(ответы детей). Это гриб.

Воспитатель показывает детям грибы в корзинке.

Воспитатель: Где растут грибы?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в лес. Но не в обычный, а сказочный. Вы хотите побывать в сказочном лесу?

Дети: Да!

Воспитатель: Какое у нас время года? (Зима)

А в сказочном лесу, представьте себе, сейчас осень. На чём мы можем добраться до сказочного леса? (Ответы детей)

Я предлагаю на ковре-самолёте. Согласны? Тогда садимся на ковёр-самолёт!

Давайте попрощаемся с нашей группой, игрушками. Но как мы полетим на ковре-самолёте без волшебства?

Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем колдовать!»

Смотрите, я превратилась в волшебницу (воспитатель надевает колпачок и берёт в руки “волшебную палочку”).

Становитесь на «ковер-самолет», закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова:

Наш ковер по небу мчится,

Волшебство сейчас случится… (звучит музыка)

Я взмахну “волшебной палочкой” и наш ковёр-самолёт полетит.

Ковёр-самолёт полетел!

А пока мы летим, давайте сделаем самомассаж

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать – кулачками трём щёки

Разведет повсюду слякоть – ладонями «умывают» лицо.

Воспитатель: Мы прилетели на волшебную полянку. Посмотрите вокруг.

Что вы видите? (деревья, цветы, кусты).

Игра “Деревья и птички”

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птички летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Руки согнули назад.

Воспитатель: Ребята, в нашем сказочном лесу живут птицы и животные. А какие, вы знаете? (дети называют животных). Сейчас мы придумаем о них рассказ, а помогут нам в этом карточки-схемы. Но как же нам выбрать, о ком рассказать?

Дети замечают кубик с изображениями животных. Подбрасываем кубик, и кто выпадает – про того и рассказываем.

Работа с мнемотаблицей «Дикие животные».

Воспитатель: все животные в лесу готовили запасы на зиму. Потом встретились и стали друг перед другом хвалиться, кто сколько чего набрал. Но вдруг подул сильный ветер и все запасы перепутал. Поможем нашим животным и птичкам разобраться, где чье?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением грибов, яблок, бочки меда, малины, морковки, рябины, семечек. Предлагает отгадать, кто забыл свои припасы, и вернуть их хозяину. В случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется картинка с изображением хозяина: ежик, медведь, заяц, мышка, снегирь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли лесным жителям. Ой, ребята, вы слышите? Кто-то плачет. Кто же это? Смотрите, это белочка! Почему ты плачешь, белочка?

Белочка:

Я по лесу  шла, шла

Один гриб всего нашла,

Скоро зима! Все звери запаслись фруктами, овощами, грибами, а я нет!

Что же делать? Как мне быть?

Где грибочки раздобыть?

Воспитатель: Не грусти, белочка, мы с ребятками поможем. А как мы можем помочь белочке?

Дети: слепим ей грибы!

Воспитатель: Белочка, ты посиди здесь на пенечке,

Пока мы делаем грибочки!

Воспитатель: А чтобы грибочки получились красивыми и вкусными, разомнем сначала пальчики.

Пальчиковая игра «Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,

(Идём по ладони на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

У неё была корзинка,

(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

А корзинка на пол - бух!

(Ударяем сомкнутыми ладонями по коленям, разъединяем руки.)

Полетело десять мух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи)

Воспитатель: Молодцы! Давайте сядем за столы, и вспомним, как правильно нужно лепить и с чего начинать. Сначала надо разделить ком теста на две половинки. Одну пока откладываем, а другую кладём на ладонь, другой ладонью закрываем и раскатываем прямыми движениями ладоней туда – обратно, получился столбик - ровный и длинный. Покажите.

 Дети выполняют прямые движения обеими руками, а воспитатель раскатывает тесто и показывает детям вылепленную ножку. Вот какая ножка у меня получилась. Теперь нам нужно вылепить … что? Шляпку. На что она похожа? (Ответы детей.) Правильно, шляпка у гриба похожа на блинчик. Берем вторую половинку теста, кладём ее на ладонь, другой ладонью закрываем и круговыми движениями ладоней раскатываем шар.- Все раскатали шар? - Покажите?- Теперь мы этот шар сплющиваем, чтобы у нас получился блинчик. Это и будет шляпка для гриба. Покажите.

 Дети выполняют круговые движения ладонями. Воспитатель скатывает пластилин в шар. Вот такой шар у меня получился. Теперь мы его слегка сплющим, и у нас получится шляпка гриба.

 Воспитатель выполняет данную операцию.

 Остается только аккуратно соединить ножку и шляпку. Какие красивые грибы получились!

Воспитатель: Скорее Белочка смотри,

Ребята слепили тебе грибы

Грибочки удалые,

Шляпки расписные!

Белочка: Спасибо вам мои друзья,

Порадовали вы меня

Я грибочки все возьму,

И с собою унесу.

Теперь мне зима не страшна!

Мне домой уже пора,

До свиданья, детвора!

Дети: До свидания, белочка!

Воспитатель:  Молодцы, ребята, помогли белочке в ее беде. Ой, что-то холодно стало, ветер поднялся. Ребята, скорее давайте согреемся! (Звук сильного ветра, стужи)

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

Воспитатель: Вот и наступила зима. А наше путешествие подходит к концу. Мы с вами помогли лесным зверям подготовиться к зиме. Теперь им никакие морозы не страшны. А нам пора возвращаться в группу. Садитесь на «ковер-самолет», закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова:

Наш ковер по небу мчится,

Волшебство сейчас случится… (звучит музыка)

Дети садятся на ковёр-самолёт и оказываются в своей группе. Волшебница превращается в воспитателя.

Рефлексия:

Ребята, вот мы прилетели обратно в детский сад. Вам понравилось путешествие? Давайте вспомним, какие задания выполняли? Что именно вам понравилось? Ребята, мне очень понравилось, как вы все отвечали на вопросы, самое главное, вы были очень дружные, и поэтому у вас получилось выполнить все задания. Молодцы!

САМОАНАЛИЗ

1. При планировании НОД я исходила из:

а) особенностей детей пятого года жизни (переход на средний возраст с преобладанием ярко выраженной двигательной активностью); б) того, что у части детей возрастные нарушения звуковой культуры речи (особенно свистящие и шипящие звуки), поэтому слова, содержащие такие звуки стараемся исключить; г) возможностей детей (работа над звуком [д, д'] идет на этапе закрепления и уточнения; д) опоры на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление детей.

2. Предварительная работа была проведена в полном объеме:

а) выучили пальчиковую гимнастику «Шла кукушка мимо рынка»; б) рассматривали изображения на тему «Грибы»; в) загадывали и отгадывали загадки; г) закрепили знания детей о белке и среде ее обитания.

На предыдущем занятии закрепляли знание диких животных и о том, как они готовятся к зиме.

3. Структура занятия выбрана в соответствии с видом занятия (социально-коммуникативное развитие, лепка, физическое развитие); структура с усложнениями от простого к сложному, учитывая смену поз детей, двигательную активность, смену видов деятельности и единый сюжет.

Время соответствует САНПИНу и гигиеническим требованиям, длительность занятия 20 минут.

Основная форма – игровая ситуация (появление белочки).

Содержание основано на программных требованиях программы «Детство» раздела Социально-коммуникативное развитие.

4. Основной метод – игра и игровые поручения. Так же используем и другие методы:

а) наглядные (предметы, игрушки, картинки, соответствующие тематике занятия, содержанию и гигиеническим требованиям);

б) словесные – объяснение в сочетании с показом, инструкция, пояснения, вопросы разного характера, поощрения от имени воспитателя, от имени героя, от имени детей;

в) как методический прием использован сюрпризные моменты, такие как «Появление белочки»;

г) художественное слово.

5. Дифференцированный подход к детям заключался в групповой и индивидуальной работе с раздаточным и демонстрационным материалом.

Средства обучения в основном использованы наглядные.

6. Формы организации:

а) игра (разные этапы игры со сменой поз, переходом от одного объекта к другому;

в) как небольшая форма организации – элементы самостоятельной деятельности (дидактическая игра «Кто что ест»).

7. Задачи полностью реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной ООД по социально- коммуникативному развитию во второй младшей группе Тема: «Как дети колобку помогали»

Конспект интегрировапнной ООД по социально- коммуникативному развитию .  Цель:  обобщить знания детей по направлениям социально- коммуникативного развития,  познавательного  развит...

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию "Путешествие в мир доброты"

Пояснительная запискаДля формирования положительного отношения к  себе,к окружающему миру,к взаимодействию с другими детьми ребёнку необходим собственный практический опыт сотрудничества,который ...

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Воздушная страна настроения»

1. Закреплять и обобщить знания о чувствах радости, грусти, гнева, испуга, удивления. 2. Учить детей выражать своё чувство и настроение в рисунке. 3. Обогащать и активизировать словарь за счёт слов ...

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в младшей группе «Зайку бросила хозяйка….»

Конспект интегрированного  занятия по социально-коммуникативному развитию в младшей группе «Зайку бросила хозяйка….»Программное содержание:1.Учить детей рисовать , используя не...

Конспект интегрированного занятия по социально - коммуникативному развитию в средней группе

Неосторожное обращение с огнем – самая частая причина пожаров в Республике Алтай. Большинство всех пожаров возникает по вине людей, не знающих правил пожарной безопасности или безответственно от...