Конспект Непрерывной образовательной продуктивной деятельности и развитию речи с детьми логопедической группы подготовительного к школе возраста по теме: «Волшебная липа»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.

Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовитых понятиях.

Воспитывать бережное отношение к изделиям из лыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого занятия24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский        сад № 30 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной продуктивной деятельности и  развитию речи

с детьми логопедической группы подготовительного к школе возраста по теме: «Волшебная липа»

с использованием педагогических технологий: музейная педагогика, здоровьесберегающая, игровая

Воспитатель:  Кислякова Т.О.

Петергоф 2019 год

Программное содержание:

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.

Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовитых понятиях.

Воспитывать бережное отношение к изделиям из лыка.

Словарная работа:

Лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетёная, лыко, драть лыко, лыченица, щеголять, оберег, уварахтаться.

Предшествующая работа:

Посещение музея старины, чтение народных сказок, рассматривание иллюстраций к народным сказкам, работа над частушками.

Материал:

Разные виды обуви, лапти, лыко, цветы липы, семена липы, заготовки для изготовления куклы на каждого ребёнка, лоскуты ткани для украшения кукол.

Ход занятия:

Дети находятся в помещении и сидят на скамеечках.

Входит воспитатель в народном сарафане, лаптях.

Воспитатель: Одевалась, наряжалась, к вам в гости собиралась. Наконец добралась. Здравствуйте, люди добрые! (Кланяется в пояс)  Я с вами поздоровалась так, как здоровались в старину наши предки.

- А кто такие предки (ответы детей)

 Хочу, чтобы и вы так со мной так же  поздоровались.

Зовут меня Татьяна, а по батюшке Олеговна. Представьтесь и Вы. Да так дружно, чтобы я вас  всех сразу запомнила. (Дети хором называют свое имя). Если не дружно, попросить еще раз.

- Ну, молодцы! Теперь я вас всех знаю.

 Да не с пустыми руками к вам пришла, гостинцев принесла.

Открывает сундук.

- Батюшки, сундуки перепутала. Это что же за диковинные  предметы такие?

К сундуку подходят дети.

- Ответы детей (это обувь).

Вываливает на пол различную обувь.

- Я никогда такой обуви не видела, а когда ж ее носить, в какое время года?

- Ребята, помогите разобраться, отсортируйте обувь по сезонам. Подумайте  и скажите на какие группы можно разделить обувь? (для холодного времени года и для тёплого).  Давайте положим  обувь для тёплого времени года в кружок красного цвета, а  обувь для холодного времени года в кружок синего цвета (дети выполняют).

Каждый берет по одной обувке и располагает ее в нужный круг.

- Ну,  молодцы, помогли мне разобраться с обувью.

А теперь послушайте загадку, про какую обувь в ней говорится?

 

Бегут по дорожке

Странные ножки.

Не валенки, не ботинки,

Из лыка сплели для Иринки и Максимки.

(Лапти)

***

Из лыка свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет.

(Лапти)

Показывает  лапти.

     Как вы думаете, в какой круг следует положить лапти? (предположения детей). Чтобы ответить на этот непростой вопрос, мы сегодня поговорим об этой удивительной обуви и узнаем, в какой же круг поместим их.                                  В древние времена самой распространённой обувью на Руси были лапти. Давайте внимательно рассмотрим эту обувь . Возьмите их в руки, пощупайте,  внимательно рассмотрите. Что вы  можете сказать про лапти? (ответы детей).                                                                                                  

  Как вы мне сами сказали, лапти мягкие, лёгкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Но просто так лапти на ноги не одевали, наматывали холщёвую тряпку, которая называется «Онуча».  Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки

(показывает себе на ноги).                                                          

А как ласково можно назвать эту обувь? (ответы детей). А их называли вот как – лапоточки, лапотушечки, лапотки, лапотулечки.

Одно плохо – лапти быстро снашивались: летом за 3 дня. Зимой за 10 дней. Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (летом много работали, далеко ходили)  Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не полениться и сходить в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. В народном календаре есть день,  когда начинали плести лапти – это 22 февраля («на Никифора лапти плетут»). Пока лапти плели, частушки про них складывали:  

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей!

До субботы доживём-

Новы лапти наживём.

***

Пляши Матвей,

Не жалей лаптей.

Лапти порвутся,

Новые сплетутся.

                                                                                                                          Воспитатель:  Посмотрите ещё раз на круги с обувью, куда мы поместим лапти? (на пересечение кругов). Почему именно сюда? Правильно, лапти носили и зимой, и летом.

Как вы думаете, а из чего же плели эти чудесные лапти? (рассуждения детей).

 Педагог предлагает закрыть глаза и дает понюхать кору липы.

- Как вы думаете, что это такое?

- Чем пахнет? (немного медом и липовым цветом)

 Чтобы немного помочь я вам загадаю загадку. Отгадав ее вы поймете про что  идет речь.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают –

Шкуру тонкую сдирают.

/липа/

Экран (показ липы)

     Да – это липа.

     Как же не грустить липке, ведь с её ствола снимали кору или, как говорили в народе - «драли лыко». Лыко драть можно со всех молодых лиственных деревьев, кроме березы, у березы не лыко а … (береста). Но самым подходящим для  плетения лаптей было липовое лыко, оно самое мягкое в работе.

- А что такое лыко? (ответы детей)

- Лыко – это тонкий подкорковый слой молодого дерева. (Показ снятия лыка с коры)

- А чем еще знатна липа?

Экран

(Цветение липы, сбор меда, заваривание чая)

     Липу  называют царицей лета! (Как вы думаете почему?) (ответы детей)

Она цветет в июле, а июль середина лета.

Пчелы собирают с ее цветков  вкуснейший   липовый мед,   который очень хорошо помогает  при простуде.

А из собранного липового цвета заваривают  ароматный,  полезный, витаминный  чай.  

(Аллергии  не у кого нет? Ну тогда  отведайте моего чая. Предлагает попробовать налитый в стаканчики чай (один глоток).

- Понравился мой чаек?

Экран

(мебель, инструменты, игрушки)

     Из ее древесины делают мебель, инструменты, игрушки.

- А из лыка  плели игрушки, делали обереги  (показ лыковых игрушек)

- Что такое оберег? (ответы детей).

Оберег – это предмет, который защищает, охраняет, оберегает.

     Сегодня мы попробуем сплести куколку – оберег на здоровье. Получиться хороший подарок для мамы или для папы,  а может для братика или сестренке.  Это уже вам решать, кому вы его подарите. Ведь оберег сделанный своими руками является самой сильной защитой.

     Но прежде чем приступить к работе мы немного разомнемся и  поиграем в старинную игру «Тетёра».

Выбираются двое ведущих (воротики) с помощью считалки:

Заяц серый,

Куда бегал?

В лес зеленый.

Что там делал?

Лыко драл.

Куда клал?

Под колоду.

Кто украл?

Ты!

     Педагог стоит первым,  за ним паровозиком встают друг за другом дети и под пение педагога (поют и дети)  начинают проходить под воротиками. С последними словами самого любимого оставила, воротики закрываются. Попавшие в центр присоединяются к воротикам.  Игра продолжается, пока воротики не поймают всех тетерок.

 Игра «Тетёра»

Тетёра шла, моховая шла

По каменью, по раменью,

Сама прошла, всех детей провела.

Самого любимого оставила.

(воротики закрываются)

     Ну, вот мы с вами немного размялись, а теперь займемся старинным ремеслом локо плетением.

     Воспитатель предлагает выбрать из корзины заготовку куклы. Выбирают сарафан и пояс. По показу педагога выполняют задание.

Прежде чем нарядить куклу проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика:

Кукла шла, шла, шла           (указательный и средний пальцы идут по столу)

Кукла пела, танцевала         (средний и безымянный)

А потом она устала              (безымянный и мизинец и надеюсь на новые в)

Улеглась под одеяло            (накрываем другой ладошкой)

Тоже делается на второй руке.

Изготовление куклы.

                                                                                 

- Кончил дело, гуляй смело!                                                                                                       - Скажите мне, что нового, интересного вы сегодня узнали, что вы уже знали и вспомнили? Я очень рада, что вы сегодня были со мной и помогали мне во всём. И за это я хочу вас одарить подарочками: медком, да липовым цветом для ароматного и полезного чая. Пейте, да ешьте на здоровье.  Ну а вы меня еще в гости зовите, я много чего интересного рассказать могу. Всем вам  большое спасибо за внимание и до свидания!

Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по продуктивной деятельности (рисование) «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ» (подготовительная к школе группа)

Для развития интереса детей к устному творчеству русского народа и народов, живущих в Нижегородской области (чуваши, татары, мордва) – пословицам и поговоркам....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей подготовительного к школе возраста по теме «Портрет друга», ст.воспитатель Ежова М.В., Котова Л.В.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художествеено-эстетическому направлению  для детей подготовительгого к школе возраста по теме "Портрет друга"  в ГБДОУ детский ...

Конспект непрерывной образовательной продуктивной деятельности в средней группе с элементами театрализации."Мы строили, строили...."

Цель: сформировать умения использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств и преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога, строить по образцу. Образовательные з...

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы            «Знакомство ...

Конспект НОД интегрированного занятия в группе подготовительного к школе возраста на тему: «Пробуждение природы весной. Первоцветы»

Занятие объединяет две образовательные области: речевое развитие и художественно - эстетическое.Занятие, на мой взгляд, объеденяющее две проблемные образовательные области. В последние годы, у совреме...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений в группе подготовительного к школе возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений в группе подготовительного к школе возраста....

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в группе подготовительного к школе возраста по теме: «краски осени» (художественно-образовательная деятельность).

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в группе подготовительного к школе возраста по теме: «краски осени» (художественно-образовательная деятельность). Автор конспекта НОД: _ З...