Синквейн - методический приём, используемый учителем-логопедом в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Коваленко Елена Валерьевна

Составление синквейна облегчает процесс усвоения понятий и их содержание, учит детей коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и активизации словарного запаса, помогает выяснить отношение к изучаемой теме, проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Синквейн  - методический приём, используемый  учителем-логопедом в работе  с детьми  с ОВЗ»

                                                                                           учитель-логопед:

                                                                                            Коваленко Е. В.

                                                                                     МАДОУ «Детский сад

                                                                                            «Колокольчик»

                                                                                           г. Малая Вишера

                                                      2019 год

 Ребёнок  с ОВЗ испытывает трудности при составлении рассказа по картинке, пересказом прочитанного, ему трудно выучить наизусть стихотворение. Одной из причин является бедный словарный запас, поэтому воздействие учителя-логопеда при развитии речи воспитанников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Одним из эффективных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихостворения.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Учитель-логопед использует данный метод при работе над развитием лексико-грамматического строя речи, при   этом составляется синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывается образец. Синквейн – это не только способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий  внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Использование синквейна оказывает не только положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому я начинаю с уточнения, расширения и активизации словаря. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой предмет» и «неживой предмет», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы. А  к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн, записывая печатными буквами на листе бумаги.

Сначала детям с трудом удавалось сочинить синквейны, работали вместе со взрослыми. Потом данный метод понравился ребятам, и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.

Также в данном направлении я использую следующие варианты работы:

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

- составление синквейна по прослушанному рассказу;

-коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо её определить);

- можно использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

- при составлении синквейнов можно использовать соревнование «кто назовёт больше нужных слов?»;

- синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их);

- на основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.

Пример составления рассказа по синквейну ребёнка 5 лет:

Ложка

Большая и маленькая

Кушать, черпать, сыпать

Сделана из металла

Столовый прибор

Банан

Жёлтый, овальный, сладкий

Едят, готовят, сушат

Готовят сок, банановый торт, пирог, коктейль

фрукт

6 лет:

Заяц

Белый, пушистый

Боится, пугается, убегает

Я жалею зайца

Дикое животное

Рассказ: «Заяц, белый, пушистый. Живёт в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить».

Использование синквейна позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

- придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;

- закрепляет знания о частях речи, о предложении;

- значительно активизирует словарный запас;

- совершенствует навык использования в речи синонимов;

- активизирует мыслительную деятельность;

- совершенствует умение высказывать собственное мнение по отношению к чему-либо;

- стимулирует развитие творческого потенциала.

Основные правила составления синквейна

Первая строка – заголовок, тема синквейна. Она состоит из одного слова – имени существительного, определяющего содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.).

Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему (описывающие признаки предмета или его свойства); слова можно соединять союзами и предлогами.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящихся к теме.

Четвёртая строка – фраза, в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

Пятая строка – одно слово-слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное отношение и эмоцию автора к теме в первичной строчке, обычно существительное. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна необязательно.

Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее получаются синквейеы. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший многосторонний инструмент для рефлексии. В своей группе я даю эту работу на дом для совместной деятельности родителей и ребёнка – нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, а в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка – интеллектуальные, творческие, образные. Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведётся поэтапно.

I этап – подготовительный.

Цель: знакомство  и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение этих символов.

Формы организации: словесные игры и упражнения «Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи какой? Какая?  Какие?» и др., дидактические игры, игры малой подвижности «Живые слова», «Что мы делаем – не скажем» и др., пальчиковые игры.

Условные обозначения слов для составления синквейна.

Слово - живой предмет (кто?).

Слово – неживой предмет (что?).

Слово-определение (Какая? Какой? Какое? Какие?).

Слово – действие (что делает? что делают?). Предложение.

Слово - ассоциации.

II этап – основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

III этап – практический

Цель: формирование умения и совершенствование навыка оставления дидактического синквейна  на разные темы – о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многом другом.

В чём же эффективность и значимость синквейна?

Во-первых, его простота: синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приёмом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Заключение.

«Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навык». Это высказывание И. П. Волкова позволяет  подчеркнуть важность и необходимость работы с детьми по методу синквейна.

Составление синквейна облегчает процесс усвоения понятий и их содержание, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и активизации словарного запаса, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год

  Настоящий план составлен в соответствии с  «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год

Аннотацияк  Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...

Методические рекомендации по использованию Су-Джока учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми с ДЦП

Су-Джок терапия – простая и безопасная в применении нетрадиционная терапия (здоровьесберегающая технология)...

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

"Методические рекомендации для учителей-логопедов « Планирование индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией»

Актуальность работы заключается в том ,что продолжающееся увеличение детей с нарушениями речи, требует систематизации используемых средств, методов и приемов по преодолению дизартрических расстройств ...

Методический материал: "Домашнее задание учителя-логопеда родителям для работы с детьми с ТНР среднего возраста по лексической теме "Осень".

Данное задание будет полезно для учителей -логопедов при составлении домашнего задания по теме "Осень". Возраст детей - 4-5 лет. ОНР, 2 уровень речевого развития....