«Знакомство с армянской народной сказкой «Сказка о Змее и Шиваре».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Голованова  Любовь Михайловна

конспект по развитию речи «Знакомство с армянской народной сказкой «Сказка о Змее и Шиваре».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старей группе  «Ромашка» на тему «Знакомство с армянской народной сказкой «Сказка о Змее и Шиваре».

Занятие подготовила Голованова Л.М., воспитатель.

Цель: расширение знаний детей о богатстве устного народного творчества армянского народа.

Задачи:

- формировать углубленное смысловое восприятие сказки;

-развивать мышление, память, речь и творческое воображение;

-воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству армянского народа.

Оборудование: иллюстрации с изображением горы Арарат, фотографии с изображением культуры армянского народа, музыкальное сопровождение, мнемотаблица к « Сказке о Змее и Шиваре».

Ход ООД.

  1. Приветствие.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро длится до вечера!

  1. Артикуляционная гимнастика

А) «Чистим зубы»

Улыбнуться , открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны                «  почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

      Б) « Дудочка»

      С напряжением вытянуть вперёд                       губы, зубы сомкнуты.

В) «Чашечка»

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, т.е.слегка приподнять кончик языка.

  1. Беседа.

- Ребята, вы любите путешествия? (Ответы детей) .

-В каких странах вы уже побывали? (ответы).

-А сегодня я предлагаю вам отправиться вместе с лёгким ветерком в одну удивительную страну. А поможет нам в этом ковёр- самолёт. Садитесь  поудобнее.

  1. Волшебное заклинание .

Здравствуй, ветер озорной!

Летом, осенью, весной

Ты прохладу даришь нам

И деревьям, и цветам!

  1. Знакомство с культурой и бытом армянского народа.

Армения - слышите нежную музыку? Это дудук, национальный армянский инструмент. Армяне очень любят его звуки. Посмотрите, в какой удивительный край мы попали. Предлагаю вам по очереди рассказать,  что вы знаете об Армении.

Армения - горная страна. Самая известная гора - Арарат.

Столица Армении - город Ереван, «розовый город мечты», его стены построены из розового камня.

Армяне - гостеприимный и трудолюбивый народ.

Они берегут свои национальные традиции. Чтут старших, любят детей.  У армян многодетные семьи.

Главные праздники - это рождение ребёнка и  свадьба.

В конце зимы  армяне празднуют праздник «Трндез», похожий на нашу Масленицу.  В этот день разводят большой костёр во дворе и прыгают через него, чтобы отогнать злых духов.

В старину дом у армян имел  свои особенности. Это была квадратная постройка из камня. Дымоход и окно в крыше служили и для вентиляции и единственным источником  света.

Национальная армянская одежда красочна и разнообразна.

Армяне – искусные ремесленники. Они изготавливают красивые глиняные горшки и  вазы.

Армения - теплая страна. Здесь 250 дней в году светит солнце. Тут растут вкусные фрукты и овощи.

В Армении живут добрые люди, наши друзья.

(Дети рассказывают по фотографиям об Армении).

  1. Национальная армянская игра «Крепость».

Играют две команды. Игроки одной команды образуют круг и охраняют «крепость» (у нас это конус). Игроки другой команды – нападающие. По сигналу они расходятся в разные стороны и пытаются пробраться в круг. А защитники стараются им помешать. « Крепость» считается завоеванной, когда кто-то из нападающих коснётся конуса.

  1. Беседа о прочитанной  армянской  «Сказке о Змее и Шиваре» по  мнемотаблице.

-Какой удивительный сон приснился царю в 1раз?

(Множество лисиц в его царстве).

-Кто смог объяснить этот сон?

(Шивар)

-Кто помог разгадать сон? И что он означал?

(Змея.  Вокруг – одни лгуны).

-Какое вознаграждение получил Шивар?

( 4 мешка золота)

-Стал ли герой делиться деньгами со змеёй?

(Нет).

-Расскажите о 2сне царя.

(Море крови).

-Как разгадала змея этот сон?

(Нужно войско для охраны границ от врагов).

-Как наградил царь Шивара за разгадку?

(Дал  8 мешков золота).

-Стал ли герой делиться со Змеёй? Как он поступил?

( Хотел убить камнем Змею, но она выжила).

-Расскажите о 3 сне царя.

(Море пшеницы).

-Как разгадала мудрая Змея этот сон?

(Богатство и благополучие для всех в царстве).

  1. Возвращение домой на ковре- самолёте под чудесную мелодию дудука.

-Ребята, в какой стране мы побывали?

-Что вы узнали об армянском народе?

-Какую сказку мы вспомнили?

-Чему учит нас эта армянская сказка?

( Быть добрыми, щедрыми, всегда помнить добро, которое делают нам люди, быть благодарными).

Подарки детям - раскраски с изображением красивой армянской посуды.

Занятие по развитию речи в старшей группе « Ромашка» по армянской народной сказке «Бесхвостая лиса».

Цель:  расширение знаний о богатстве устного народного творчества армянского народа.

Задачи:

-формировать углублённое смысловое восприятие сказки «Бесхвостая лиса»;

-развивать мышление, память, речь и творческое воображение;

-Воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам других народов.

 

Оборудование: фото с изображением культуры и быта армянского народа, мнемотаблица к сказке «Бесхвостая лиса», элементы костюмов персонажей сказки, музыкальное сопровождение.

Ход  ООД:

  1. ПРИВЕТСТВИЕ

Вместе с солнышком встаём,

Небу мы улыбку шлём!

Всей Земле – большой привет!

Ведь её прекрасней нет!

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

А) «Заборчик»

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние и верхние зубы. Удержать улыбку 5 секунд.

Б) «Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд. Удерживать их в таком положении 5 секунд.

В) «Окошко»

Широко открыть рот – жарко, закрыть – холодно.

  1. ПОЯВЛЕНИЕ ГОСТЬИ - ЛИСЫ.

Просит детей помочь своей сестре, ведь младшая сестра осталась без хвоста.

  1. ВОЛШЕБНОЕ ЗАКЛИНАНИЕ

Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям!

Красные и голубые,

Все красивые такие!

С помощью волшебного цветка дети перемещаются в сказку.

  1. ЧТЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ СКАЗКИ « БЕСХВОСТАЯ ЛИСА».

  1. БЕСЕДА

-С чего начинается сказка?

(Бабушка подоила козу, ведро с молоком оставила на земле).

-Кто прибежал во двор?

(Лиса).

Что сделала лиса?

(Залезла головой в кувшин и застряла в нём).

-Что сделала бабушка?

( Отрубила мотыгой лисе хвост).

-Что пообещала лисе бабушка?

( Вернуть хвост).

-Как лиса сможет вернуть себе хвост?

( Надо сходить к корове за молоком).

-Что сказала корова  плутовке- лисе?

( Нужно сходить за травой).

-Что сказало поле с травой?

( Нужна вода из родника).

- Чтобы набрать воды, кто даст лисе кувшин?

( Девушка).

-А что попросила девушка за кувшин?

(Бусы).

-К кому побежала лиса за бусами?

( К разносчику).

-Что пожелал разносчик?

(Яйцо).

-К кому побежала лиса?

( К курице).

-Что попросила курица у плутовки?

(Зерна).

-Кто пожалел лису и дал ей зерна?

( Мельник).

-Когда лиса выполнила все просьбы и вернулась к бабушке, выполнила бабушка своё обещание?

( Да, вернула ей хвост).

  1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «РЕКА-БЕРЕГА».

  1. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «БЕСХВОСТАЯ ЛИСА».

Герои: лиса, бабушка, поле, ручей, корова, девушка, разносчик, мельник, курица.

  1. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ.

-Где мы побывали?

-С какой армянской сказкой познакомились?

-Понравилось ли вам играть персонажей сказки? Почему?

-Чему учит нас армянская сказка «Бесхвостая лиса»?

СКАЗКА УЧИТ БЫТЬ ЧЕСТНЫМИ, НИКОГДА НЕ БРАТЬ ЧУЖОЕ, БЕЗ СПРОСА.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Знакомство с русским народным творчеством - сказками"

Консультация для родителей детей второй младшей группы...

Литературная викторина: "Сказки, сказки, сказки".

Литературная викторина по русским народным сказкам в средней группе....

Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"

Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....

Памятка для родителей «Сказка… Сказка? Сказка!»

Содержание памятки направлено на решение вопросов по речевому направлению деятельности ДОУ сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по у...

Игровое занятие по теме углубленной работы "Национальный фольклор для детей". Знакомство с армянской народной песенкой "Ласточка"

Занятие направлено на продолжение знакомства детей с национальным народным фольклором. В рамках занятия дети вспоминают потешки и песни русского фольклора, а также знакомятся с армянской народной песн...

СКАЗКА? СКАЗКА! "Сказка в жизни детей"

В современном мире далеко не все родители верят в полезность сказок.Они считают, что сказки могут испугать малышей, что сюжеты в них чрезмерно нереальные и устаревшие.В итоге многие дети уже в садике ...