Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной 2 группе. Область «Речевое развитие», «Художественное творчество». Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шандер Елена Николаевна

Закрепить и обобщить знания детей о зимующих птицах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной 2 группе. Область «Речевое развитие», «Художественное творчество».

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о зимующих птицах.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

- Уточнить понятия «зимующие птицы»

- Закреплять умения детей составлять описательные рассказы по схеме, упражнять в составлении множественного числа слова, развивать фонематический слух.                                                                                                - Закрепить значение сложных слов.                                                                                                                  - Закрепить умения образовывать существительные с суффиксами, глаголы, прилагательные в превосходной степени.

Развивающая:

- Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах.

- Развивать связную речь по средствам художественного слова, добиваться от детей полных развернутых ответов, введение в активный словарь детей красногрудая, насекомоядная, водоплавающая, быстрокрылая.  Развивать: память, внимание, творческое воображение.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

- Формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

Материал для развития речи: картинки, снегирь, птицы, икт.

 Материал для лепки: образец “Снегирь ”, солёное тесто разных цветов, гречневая крупа,

Методы и приемы:

Словесный: беседа, чтение стихотворений, отгадывание загадок, дидактические упражнения и игры.

Наглядный: рассматривание картинок, образца для лепки.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: «Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю поиграть! »

Динамическое упражнение «Приветствие»

        

- Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошки нам давай

Вместе с солнцем мы встаем (держась за руки, поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поем (взмахи руками-крыльями)

С добрым утром! (ритмические хлопки)

С ясным днем! (шаги на месте)

Вот как славно мы живем! (показать большой палец правой руки)

Звучит музыка:

Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

 -Какое время? (поздняя осень)

- Правильно, поздняя осень  на улице холодно, стоит ноябрь, птицы улетели в теплые края, но есть и такие отважные птицы, которые остались с нами. Послушайте стихотворение А. Якима «Отважные птицы».

Птицы бывают разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной,

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с Родиной

Страшнее зимней стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

О каких птицах шла речь в этом стихотворении? (О  зимующих)        

Почему их зимующими?  

Почему они всю зиму остаются рядом с нами?

        

Стук в дверь, воспитатель  вносит посылку и письмо.

«Здравствуйте, дети!  Я почтальон Печкин, высылаю  вам посылку  с сюрпризом, но не думайте, что она  просто откроется, но есть условия нужно выполнить  мои задания.

Задание 1

Я знаю, что с наступлением первых заморозков к нам прилетают птицы, а какие вы должны отгадать загадки:

1.Каждый год я к вам лечу-        

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко – красный галстук мой.(Снегирь)

2. Не дровосек, не плотник

А первый в лесу работник… (Дятел)

3.Маленькая, на брюшке чёрная полоса, юркая, ловкая.(синица)

4.С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит.  (Клёст).

5.Я весь день ловлю жучков

Уплетаю червяков

В теплый край я не улетаю

Здесь под крышей обитают

Чик - чирик! Не робей

Я бывалый… (Воробей)

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .( Свиристели)

- Чем они питаются? (Семечками, насекомыми, люди делают кормушки и туда насыпают корм)

- В чём их польза? (Они уничтожают вредных насекомых)

Задание 2

- Воспитатель предлагает игра «Назовите ласково»

(нужно назвать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

черное перо – черненькое перышко

серая спинка – серенькая спинка

красная грудь – красненькая грудка

острые коготки – остренькие коготки

длинный хвост – длинненький хвостик

милые глаза – миленькие глазки

круглая голова – кругленькая головка

Задание3

- Что могут птицы? (летать, улетать, щебетать, махать, высиживать, уничтожать вредных насекомых).

- Задание 4

Д./И. “Почему так называется?”

Воспитатель просит детей объяснить значение сложных слов:

длиннохвостая - длинный хвост

сероглазая – серые глаза

красногрудая – красная грудка

перелётная – перелётные птицы

быстрокрылая – быстро летает

насекомоядная – кушает насекомых

водоплавающая –может  плавать в воде.

Задание 5

«Четвёртый лишний».

Воспитатель: Ребята, я буду называть птиц, одна из которых будет лишняя, вы должны подумать и назвать, какая из них.

- Голубь, скворец, воробей, ворона.

- Снегирь, клёст, грач, дятел.

- журавль, ворона, ласточка, воробей

- Кто лишний? Почему? (скворец лишний, потому, что все птицы зимующие, а он улетает; ласточка лишняя, потому, что она перелетная птица, а все остальные – зимующие)

Задание 6

«Отгадай птиц по звукам»

 загадаю вам названия птиц звуками, а вы постарайтесь отгадать птицу:

И, И, А – синица

О, У – голубь

Начинается на звук В, заканчивается на звук А – ворона

Начинается на звук В, заканчивается на Й – воробей

Начинается на С, заканчивается на Рь – снегирь

Задание 7

На икт иллюстрация  снегирь на ветках рябины

Выбегай поскорей,

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес…

Снегирь – зимующая птица. У него есть голова, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Грудка птицы покрыта красными перьями. Снегирь может летать, прыгать, клевать, чирикать. Снегирь питается насекомыми, крошками, зернами, семечками. Снегирь друг человека, потому что он уничтожает вредных насекомых.

Описательный рассказ составляют 2-3 ребенка по схеме

Физкультминутка

Снегири в лесу кружатся,

На поляну все садятся,

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько    секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)

Вот и лес. Ура! Ура!

Нам на веточки пора,

    Замедляем, дети, шаг

    И на месте стой! Вот так!

    А теперь мы сядем дружно,

    Нам ещё работать нужно!

2 часть  Воспитатель  достаёт из посылки  снегиря (образец из теста)

- Воспитатель читает стихотворение “Снегирь” Е.Трутнева.

Откуда в дремучем лесу огоньки

Садятся на ветки, на снег, на сучки?

Что ж ветки от тех огоньков не горят?

Не тает нисколько их снежный наряд.

То с ветки сосновой, то с елки мохнатой

Вспорхнет огонек, красногрудый, крылатый.

В беретиках черных и с грудкой румяной

Летают их стайки над снежной поляной.

В репьях над снегами – для них семена.

В морозном и снежном лесу тишина….

Пощиплют репьев и щебечут на ветках

О новых полетах, о новых разведках.

Всю зиму, весь день – от зари до зари –

Летают в лесу огоньки – снегири.

- Воспитатель показывает образец “Снегиря ”, также показывает образец  снегиря из солёного теста, обращает внимание детей на форму головы, туловище, окраску. Глаза из гречневой крупы, хвостик из картона, лапки из веточек.

Заключительная часть

- Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся ваши снегири. (воспитатель открывает  посылку достаёт сюрприз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе (этикет, ОБЖ, развитие речи, рисование) Тема: "Прогулка в сказочном лесу"

На занятии в игровой форме  закрепляются умения  детей вести себя в соответствии с правилами этикета, а также дети упражняются в изображении предметов в перспективе. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Область «Познавательное развитие» «Зима»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.Область «Познавательное развитие» «Зима»...

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности в подготовительной группе по речевому развитию "Путешествие в город Спасибоград"

Цели:  Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать культуру речево...