Самообразование "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи"
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Романцевич Надежда Александровна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetnorolevye_igry.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 167»

Ленинского района г. Саратова

Утверждаю

Заведующий МДОУ

«Детский сад

комбинированного вида №167»

____________Марченко Н.А.

Приказ 203 от 30.08.2019

План работы по самообразованию

Воспитателя подготовительной логопедической группы «Рябинка»

Романцевич Надежды Александровны

На 2019-2020учебный год

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи»

Саратов 2019

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста

посредством сюжетно – ролевых игр. Изучить способы,

методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить

усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

3. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

4. Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.

6. Подобрать сюжетно – ролевые игры по развитию речи.

Актуальность темы:

Тема моего самообразования – «Сюжетно-ролевая игра , как средство развития речи », которую я обозначила для себя.  Тема выбрана мной не случайно.

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение

правильной связной речью способствует формирование у ребенка

уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада,

так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и

полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность

поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить

необходимую информацию.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь

у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей

существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный

запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность

грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий

или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов,

отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, вопервых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения,

во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со

взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи

дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям,

прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является

средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте

соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают

упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его

дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать

пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться

словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет

богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно

отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра –

основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети

обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с

помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.

План работы на 2019-2020 учебные года

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практический выход

1.Информационно –ознакомительный

- изучение научной, методической литературы,

- анализ  и обобщение теоретических данных,

- разработка комплексно – тематического планирования.

Сентябрь-ноябрь  2019

   1 Виноградова Т. А. «Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников» практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова.-М.: Айрисс-пресс, 2011. – 128с.

    2  Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»

    3 Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание 1995. -№10. – с 45-47.

  4  Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2001.

  5  Краснощёкова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. 2007.

Анализ изученной литературы

Картотека сюжетно-ролевых игр.

2 практический

-внедрение в практику полученных теоретических знаний.

-Работа с детьми и семьей

Ноябрь-декабрь2019г

Беседа: Кто это – строители?

Чтение сказки «Три поросенка»

Игра – упражнение «Стройка»

Сюжетно – ролевая игра: «Строим дом» Раскрытие смысла деятельности строителя.

Ознакомление с трудом взрослых.

Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Стройка»

   

  Консультация

на тему:

«Значение

Сюжетно-ролевой игры в

развитии

связной речи у

детей

дошкольного

возраста»

Декабрь-январь2019-2020

Беседа: «Профессия – врач»

Экскурсия в медицинский кабинет.

Игра – ситуация: «У зубного врача».

Дидактическая игра: «Собери аптечку»

Сюжетно – ролевая игра: «Поликлиника»

Дать представление о смысле деятельности медицинского персонала. Воспитание уважения к профессии врача.

Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Больница»

Январь-февраль 2020

Беседа: «Театр»

Рассматривание иллюстраций работников театра.

Знакомство с видами театра.

Инсценированние сказок: «Колобок», «Лисичка со скалочкой»

Дать представление о театре. Развитие интереса к инсценировки, постановке и показе сказок. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Театр»

Февраль-март 2020

Беседа: «Моя семья»

Рассматривание иллюстраций и фотографий: «Моя семья»

Чтение стихотворений, рассказов.

Дидактическая игра: «Кто, что делает?»

Игровая ситуация: «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра: «Моя семья» Обобщить знания детей о их семье, о взаимоотношениях в семье, распределение обязанностей.

Формирование умение брать на себя, ту, или иную роль.

Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Семья»

Консультация:

«Развитие

связной речи

детей

через

игру в

домашних

условиях».

Март-апрель

Беседа: «Парикмахер - мастер своего дела»

Рассматривание иллюстраций: «Вот они работы»

Игра-ситуация: «Красивая стрижка»

Составление альбома: «Салон красоты»

Дидактическая игра: «Что нужно парикмахеру?»

Сюжетно – ролевая игра: «Салон красоты»

Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»

Апрель -май

Беседа: «Продавец и покупатель»

Рассматривание иллюстраций

Загадывание загадок.

Игровая ситуация:

«В магазине игрушек»

Сюжетно-ролевая игра:

«В супермаркете»

Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Магазин»

3 Обобщающий

- обобщение опыта работы по теме самообразования,

- анализ результатов работы.

Май 2020

Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм.

Аналитические справки по мониторингу.

 Фотоальбом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра как средство развития речи" - деловая игра для педагогов

В данном материале идёт речь о том, как с помощью подвижной игры можно не только развить двигательную активность. но и успешно и эффективно развивать речевую активность дошкольника....

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи  у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей ...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...