НОД по Речевому развитию в старшей группе на тему "Зима.Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Антонова Светлана Сергеевна

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyatie_razvitie_rechi.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области: Речевое развитие

для детей старшей группы

Тема: «Зима. Зимние забавы»

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Образовательные задачи:

Закрепление представлений о смене времен года. Уточнения и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Развивающие:

Развитие связной речи, фонетического восприятия, мышления.

Расширять и активизировать словарный запас по теме "Зима", "Зимние забавы".

Формировать умение работать и играть в коллективе.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних забавах, чтение художественной литературы о зиме и зимних развлечениях.

Материал: картины с изображениями зимних забав, снежок, обезьянка Гари.

Ход

Деятельность педагога

Деятельность детей

Здравствуйте ребята!

Сегодня в гости к нам пришла обезьянка Гари. Он живёт в Африке и не знает, что такое зима. Давайте ему расскажем о зиме.

Воспитатель:

 Ребята! Послушайте загадку: 

Белый ковер, мороз, снегопад,

Санки, лыжи, коньки, снегокат.

Горка, каток, сугробы, снежки,

Елка, снегурочка, снеговики.

Валенки, шуба, штаны, рукавица.

Дятел, сова, ворона, синица.

Быстро темнеет, снежинки порхают...

Ну, когда же все это бывает?

(зимой)

- А сейчас какое время года? (зима)

- А по каким признакам вы узнали зиму? (кругом снег, реки замерзли, сугробы.)

Да, ребята, зима- чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки, потому что на улице интересно.

А что же интересного на улице зимой? (зимой можно кататься на санках и коньках. Лыжах, строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снежную бабу) Ребята, когда я была маленькой, я очень любила кататься на санках и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос. 

Как можно изменить слово снег (Снежок, снежинка, снежная, снеговик).
Итак, начнём.

 Зима какая? (снежная, суровая, морозная, холодная) 
Снег какой? (пушистый, белый, легкий, серебристый, липкий)
Настроение какое? (весёлое, радостное, прекрасное) 

Молодцы ребята!

Вос-ль читает стихотворение.  

  Как на горке, на горе.

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

Вос-ль. О чем это стихотворение? (О зиме, о том, как дети катаются на санках, лыжах и коньках)

А теперь немного отдохнем с вами:

физкультминутка
«Снежная баба».

Мы бабу снежную лепили,

Чтоб краше не было ее.

Лопатами весь снег собрали

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали

И плотно, этот ком прижали.

Второй поменьше был размером.

На первый он уселся смело.

А третьим – голова была

И участи своей ждала.

Лицо украсили морковкой,

И угольками вместо глаз.

Прорисовали ротик ловко,

Смотрели в профиль и анфас.

На голову ведро надели,

Украсили его пером.

Метлу воткнули для порядка

Трудились дружно всем двором!

Молодцы!

А теперь давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети?

Что вы видите на картине? Расскажите. Спрашиваю по - одному. (дети катаются на санках с горки. Девочка с мамой катается на коньках по льду. Несколько детей лепят снеговика)

-Ребята, а как вы думаете, каким был день, когда гуляли дети?         (солнечный, ясный)

-А каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (белый, чистый, липкий)

-А как вы думаете, какое настроение было у детей? (радостное, весёлое) как вы догадались? (потому, что дети улыбаются)

Вос-ль. Теперь я предлагаю составить вам свой рассказ.

Рассказ состоит из трех частей.

Начало. Середина. Конец.

Начало рассказа-это описание погоды, природы.

С каких слов начнем рассказ.

Однажды. Был ясный солнечный день, выпало много снега.

Что произошло дальше?

Ребята (дети) вышли на прогулку.

 Середина. Теперь расскажем, что делают дети.

  Как ребятишки играют в снежки? 

Вос-ль. Придумайте имя девочки. Расскажите, как она одета, как катается на коньках.

 Вос-ль.  Придумайте имя мальчика, который катается на лыжах, расскажите, как он готовился к прогулке.

 Вос-ль. Рассмотрите детвору, которая катается с горы на санках.

  Вос-ль. Вы рассказали обо всех детях на картинке.

Теперь нам осталось закончить рассказ.

Дети придумывают конец рассказа.

 Словесная игра «Да – нет».

Что делали сегодня,

Дай мне, дружок, ответ.

Слушай внимательно,

Отвечай «ДА» или «Нет».

В снежки играли вы с друзьями?

Грибы по лесу собирали?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своем грядки копали?

А с Дедом Морозом плясали?

Вы еще не устали отвечать?

А через год зиму ждете опять?

Молодцы! Вы все справились с заданием.

Беседа о безопасности в зимний период:

-Ребята подскажите пожалуйста, какие правила безопасности во время зимних игр вы знаете?

Молодцы, теперь и Гари знает правила.

Воспитатель: Гари, тебе понравилось у нас? (да)

Ну вот Гари, теперь ты знаешь, что такое зима и какие зимние забавы бывают.

Гари: Ребята спасибо вам большое за помощь, но мне пора возвращаться домой. Я к вам ещё обязательно приеду. До свидания, ребята!

Ребята, расскажите мне :

- О каком времени года мы вели сегодня разговор?

-Кто приходил к нам в гости?

-  В какие игры мы играли?

- Кто запомнил, какой месяц сейчас?

 - Какие игры вы знаете зимние игры?

- О чем мы составляли рассказ? (по картинкам)

- Молодцы, дети. Много знаете о зиме, и о зимних играх. Спасибо вам.

Дети здороваются сидя на стульчиках

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают пример слова

Ответы детей

Дети слушают стихотворение

Ответы детей

Дети встают со стульчиков и повторяют за воспитателем

Изображают в воздухе последовательно три круга.

 Проводят пальцами по лицу

Имитируют движения лопатой

Изображают руками в воздухе максимально большой круг

Изображают перед собой руками круг, опускают его

Изображают круг меньше

Приседают

Показывают на голову

Подпирают голову ладонями.

На уровне носа пальцами изображают морковку

 Показывают на глаза

 Трогают рот

Поворачивают голову в сторону, прямо

Делают движения двумя руками сверху вниз по голове

Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы

Делают движение «подметание»

Скрещивают пальцы рук в замок

Дети садятся на стульчики.

ДЕТИ СМОТРЯТ НА КАРТИНЫ

Ответы детей

Дети встают в круг. Если ответ «да»-поднимают руки вверх, если «нет», то приседают.

Ответы детей

Ответы детей

Дети прощаются с Гари.

Ответы детей

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно-речевому развитию в младшей группе на тему «Зимние забавы».

Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект по речевому развитию в старшей группе "Зима. Зимние забавы"

Закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; учить составлять сюжетный рассказ по картине; развивать словарь, память, внимание, мышление; воспитывать дружеские отношения между детьми. ...

Конспект организованной образовательной деятельности «В мире посуды» по формированию речевых развитий в старшей группе (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)

Самоанализ открытой образовательной деятельности «В мире посуды».Образовательная деятельность разработано для детей старшей группы в соответствии с перспективным комплексно - тематическим ...

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе для детей с ТНР "Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

quot;Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"Программное содержание:1. Уточнить и обобщить знания детей об играх детей зимой на свежем воздухе; отметить, какую пользу они пр...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе.  Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине...

Конспект по речевому развитию в старшей группе «Зима. Зимние забавы»

Систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы, познакомить с понятием "Зимние забавы"...