Конспект организованной образовательной деятельности «В мире посуды» по формированию речевых развитий в старшей группе (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мельник Елена Сергеевна

Самоанализ открытой образовательной деятельности «В мире посуды».

Образовательная деятельность разработано для детей старшей группы в соответствии с перспективным комплексно - тематическим планом. Образовательная деятельность направленна на закрепление ранее пройденного материала.

Место проведения – групповая комната.

Форма организации детей – групповая.

Количество детей: 14 человек.

ЦельРасширять и обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи:

1) Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду); совершенствовать коммуникативные качества через игру.

2) Развивать связную и монологическую речь, обучать умению составлять описательный рассказ по плану;

Развивать мелкую моторику, познавательные процессы: память, слуховое внимание;

Расширять кругозор;

3) Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;

Воспитывать трудолюбие, желание помочь ближнему, взаимопомощь;

Воспитывать эмоционально-волевую сферу;

Интеграция ОО: речевое, познавательное, социально-коммуникативное.

Средства обучения: Картинки «Посуда», мнемотаблица «Посуда», разрезные картинки «Посуда».

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: «Федорино горе» К.И. Чуковского.

Структура образовательной деятельности включает: организационный момент (коммуникативная игра), сюрпризный момент (бабушка Федора), создание мотива (помочь бабушке Федоре вернуть посуду), основную часть, самостоятельную деятельность и рефлексию.

В образовательной деятельности использованы современные технические средства: мультимедийное оборудование.

Совместная деятельность педагога и детей осуществлялась в процессе организации различных видов деятельности (познавательная, коммуникативная, социально-коммуникативная).

Раздаточный материал соответствует количеству детей.

Организационный момент направлен на концентрацию внимания детей, формирование доброжелательного общения дошкольников, стимулирование интереса к предстоящей деятельности, создание благоприятного эмоционального фона.

Образовательная область «Познание» представлена образовательной задачей по закреплению у детей элементарных представлений о предметах обихода (в частности «посуда»).

Проблемная ситуация заключалась в том, чтобы дети определили почему у Федоры, убежала посуда. Предположение детей о том, что Федора её не мыла, было основано на предварительной работе с детьми по чтению художественной литературы «Федорино горе».

Для решения образовательной задачи по «Коммуникации» - формировать у детей умение договариваться, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата, была организованна дидактическая игра «Разбитые посуда». Дети работали в парах, данный прием способствует умению детей договариваться, взаимодействовать.

С целью активизации словаря детей на основе полученных знаний о ближайшем окружении, употреблять существительные с обобщающим значением, была организована демонстрация мультимедийной презентации «Посуда».

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление - все это способствовало эффективности образовательной деятельности, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

Материал для образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы образовательной деятельности логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (выслушивание мнение каждого ребенка, поддержание их рассуждения положительной оценкой) помогло создать ситуацию успеха для каждого из них. 
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки и др.).

Занимательная физминутка внесла разрядку, смену действий, но тем самым и активизировала детей на дальнейшую работу. В заключительной части занятия был, подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии, что имело психо - эмоциональную направленность.

При организации образовательной деятельности с детьми соблюдены санитарно – гигиенические требования: групповая комната проветрена, проведена влажная уборка, проведен контроль температурного режима, освещения. Мебель, раздаточный, демонстрационный материал размещены рационально, имеют эстетичный вид, соответствуют возрастным особенностям детей и требованиям безопасности.

Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, смена видов детской деятельности детей способствовала поддержание познавательного интереса у дошкольников.

Комфортная психологическая обстановка на занятия способствовала активному участию детей в совместной и самостоятельной деятельности.

Контроль над деятельностью детей осуществляла с помощью визуального наблюдения, вопросов. Ситуацию успеха создавалась с помощью заслуженной похвалы детей, одобрения.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены! НОД своей цели достигло!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_rechevomu_razvitiyu_posuda.docx265.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №30 «Росинка»

Конспект организованной образовательной деятельности

«В мире посуды»

по формированию речевых развитий в старшей группе

(Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)

Подготовила:

Мельник Е. С., воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка

- детский сад №30 «Росинка»

г. Губкин 2021

ООД по речевому развитию «Федорино горе» на тему: «Посуда»

Цель: Расширять и обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи:

1) Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду); совершенствовать коммуникативные качества через игру.

2) Развивать связную и монологическую речь, обучать умению составлять описательный рассказ по плану;

Развивать мелкую моторику, познавательные процессы: память, слуховое внимание;

Расширять кругозор;

3) Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;

Воспитывать трудолюбие, желание помочь ближнему, взаимопомощь;

Воспитывать эмоционально-волевую сферу;

Интеграция ОО: речевое, познавательное, социально-коммуникативное.

Средства обучения: Картинки «Посуда», мнемотаблица «Посуда», разрезные картинки «Посуда».

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: «Федорино горе» К.И. Чуковского.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня …… день недели, он называется … Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните обиды, злобу и огорчения!

- Ребята, посмотрите здесь какие-то цветочки. А на них загадки. Давайте мы с вами их отгадаем. Слушайте внимательно.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон. (чайник)

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ………. (тарелкою).

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны (кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит, и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……. (сковороды)

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она. (хлебница)

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем. (чашка)

7. Сама не ем,

А людей кормлю. (ложка)

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока (стаканы)

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест (вилка)

10. Новая посуда, а вся в дырках (дуршлаг)

Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

2. Сюрпризный момент.

(Звучит музыка сильного ветра и появляется письмо).

— Ребята, к нам пришло письмо.

«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Бабушка Федора. Ребята, помогите мне пожалуйста. От меня сбежала вся посуда. Я ее нашла в лесу, но она мне поставила условие: я должна ее вымыть, вычистить, вытереть насухо. А еще у меня чашка спросила: «К какой посуде я отношусь?» А я не знаю. Ребятки помогите мне узнать все-все про посуду и вернуть ее домой»

- Ребята, а кто такая Бабушка Федора? Вы знаете, сказку про бабушку Федору? Дети, а как называется сказка, в которой вся посуда убежала от хозяйки? (Федорино горе). Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. 

- Ребята, а скажите мне, как мы можем помочь Федоре? (рассказать о посуде).

- Давайте посмотрим на экран.

https://urok.1sept.ru/articles/615867/img2.jpg

Перед вами картинка, на которой изображена посуда. Но она настолько перепутана, что невозможно понять где что. Давайте с вами попробуем разгадать где какая посуда. Но это еще не все: вам надо не только узнать посуду, но и рассказать о ее назначении. Например, это чашка – это чайная посуда, из нее пьют чай. Но и это еще не все: вам надо разложить посуду по полочкам: чайную – к чайной, столовую – к столовой, кухонную – к кухонной.

- Чашка, блюдце, сахарница, чайник, чайная ложка – это чайная посуда.

- София, выбери из предложенных картинок чайную посуду и сложи ее на верхнюю полочку нашего шкафчика.

— Тарелка, вилка, ложка, нож – это столовая посуда, из нее едят.

- Аня, выбери из картинок посуду, которая относится к столовой и выложи ее на средней полочки нашего шкафа.

- Кастрюля – это кухонная посуда.

- Матвей, выбери из предложенных картинок кухонную посуду и сложи ее на нижнюю полочку нашего шкафчика.

- Понятно вам задание? Тогда начинаем.

- Молодцы! Какие вы внимательные! С первым условием справились. Нашли и назвали все предметы посуды.

- Ребята, посмотрите на экран и ответьте на мои вопросы.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят……).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

- Ребята, а теперь второе условие.

- Пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду.

- Мы сейчас с вами разделимся на пары и пройдем к столам. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды.

- Молодцы, справились.

- Скажи, Артем, что у тебя получилось? (например, чайник). Это какая посуда? (чайная).

- Скажи, Аня, а у тебя что?

- Ребята, посмотрите, если собрать все предметы посуды, чашки, блюдца, сахарница, чайник, то получится у нас с вами чайный сервиз.

- Молодцы, все справились с заданием.

- А теперь, я вам предлагаю немного отдохуть.

Физкультминутка «Барбарики»

- Ну, вот, немного отдохнули, а теперь продолжаем дальше.

- Ребята, а сейчас мы с вами составим рассказ о посуде бабушке Федоре, чтобы она полюбила посуду и больше никогда ее не обижала.

- Давайте посмотрим на экран.

- Молодцы, справились с последним условием Федориной посуды.

(На экране появляется Федора и говорит)

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

- Спасибо, вам большое, ребята, что вы мне помогли вернуть мою посуду и разобраться с ней. Теперь я точно знаю, как называется посуда из которой пьют чай, кушают и готовят.  А вам за это я дарю подарочек. Кушайте на здоровье!!

Рефлексия.

- Ребята, вот наша встреча подошло к концу. Мне понравилось, как вы сегодня хорошо занимались. И Федоре очень понравилось гостить у таких умных ребят. Она узнала много нового.

- А что нового узнали вы? 

- Что мы с вами сегодня делали?

- Что вам понравилось?

- Какое задание трудно было выполнять?

- Ребята, а сейчас мы свами передадим друг другу вот такую красивую чашку. И как будто, понарошку, поделимся чашей доброты. Делимся добром друг с другом, помогаем друг другу, и чем больше добра отдали другому, не пожалели для товарища, тем больше доброты вернется вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая Разработка Конспекта НОД с Детьми Среднего Дошкольного Возраста по Реализации Образовательных Областей Познавательное Развитие, Речевое Развитие, Социально-Коммуникативное Развитие, Художественно-Эстетическое Развитие. «Осень»

закреплять знания о времени года, характерных признаках осени,  сезонных изменениях в природе, закрепить знание осенних месяцев; познакомить с загадками об осени.    Помочь увидеть мног...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Конспект занятия на тему «Приключения пиратов» с интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие» в средней группе

Конспект занятия  на тему «Приключения пиратов» с интеграцией  образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»;  &l...

Конспект занятия в младшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цели: - учить дошкольников различать изменения в погодных явлениях осенью, - расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов; - воспитывать интерес и бережное отно...

Конспект занятия «Мир в капле воды» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это дости...

Тема: «Путешествие ребят на планету «Математика» Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие » для детей старшей группы (5 -6 лет)

Тема: «Путешествие ребят на планету «Математика»Конспект занятияс интеграцией образовательных областей«Познавательное развитие», «Речевое развитие», &laq...