Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Коткова Людмила Геннадьевна

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_r.r.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чайка» г. Аркадака Саратовской области

 

Конспект

                                          занятия по развитию речи

                  Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

 

   Подготовила:

                                                                                                            воспитатель

                                                                                                 Коткова Л.Г.

                                                        2019г.                    

Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Материалы:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш]  в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки), игрушка (картинка) ослик.

Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздароваемся.

Воспитатель загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я   не железный, я же –  … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

 И умылся серой лапкой.  

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как вы, думаете, с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

Воспитатель: А сейчас поиграем с  нашим язычок.

(Подготовка артикуляционного аппарата )

- Покажите . как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Трубочка»

— Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель: А теперь давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель: Напоминаю, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Услышав тот или иной звук, вы должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). (Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)                                                                                    Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

(Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.)

-Давайте, еще, с вами поиграем. У вас на столах лежат кружочки, каким они цветом (желтого, зеленого).

 -Я буду называть слова со звуками ш и ж, а  вы будете показывать кружочки желтого и зеленого цвета. Если услышите звук ш, показываете кружочки желтого цвета, если  услышите звук ж, показываете кружочки зеленого цвета. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка,  жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка,  жеребёнок, машина,  шапка,  гараж, снежинка,  ежи, ковш, золушка.

Воспитатель: А сейчас давайте выучим и произнесем чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

-Что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется

«Четвертый лишний»

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.  Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы  звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Физкультминутка:

 В группу к нам жук влетел                              стоя, руки в стороны

 Зажужжал и запел «ж-ж-ж»                             вниз жужжат

 Вот направо полетел,                                        поворот туловища вправо

 Вот налево полетел,                                           поворот туловища влево

 Жук на нос хочет сесть,                                    показывать

 Не дадим ему присесть,                                    отмахнуть ладошкой

 Жук наш приземлился,                                     сели-встали

 Зажужжал и закружился

 Ж-ж-ж.

 Жук наверх полетел                                           руки вверх

 И на потолок присел

 На носочки мы привстали,                               на носочках

 Но жука мы не достали,

 Хлопнем дружно

 Хлоп-хлоп-хлоп                                                   хлопают в ладоши

 Чтобы улететь он смог.

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у осликов такие длинные уши. Воспитатель сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали,
И к вечеру длинными стали.

Воспитатель: Давайте повторим последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

- Давайте повторим строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки».

- Ребята, здесь есть три слова со звуком ш.

(Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один – другого цвета.)

- Назовите слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) (По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра.)

-Ребята, в стихотворении есть слово со звуком ж. Послушайте первые  строчки. « У ослика был день рождения»

- Какое слово?

Детирождение.

- Поскольку у ослика «рождение», надо спеть ему песенку про каравай.                                                                                                                                                     – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов  «Вот такой ширины, вот такой ужины» – исполнит ведущий.

(Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка).                           (Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-ведущий. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза.)

Воспитатель: Какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

- А сейчас  давайте, пройдем за столы и немножко разомнем наши пальчики, поиграем с вами в игру  «Кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,                      

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

(Сжимаем кулаки)

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,      

(Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.              

(Пальчики отскакивают друг от друга)

Упражнения на развитие тонкой моторики. У меня в руках трафареты желудей и шариков. Мне бы очень хотелось, чтобы теперь поработали ваши пальчики (дети обводят трафареты и штрихуют). Совместное рассматривание работ.

Рефлексия. Итог.

– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи:звук [Ц] загон для лошадок »

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи. Звук "Л"!"

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе позволяет учить детей артикулировать звук «Л», закрепить произношение твердого звука в слогах и...

Конспект занятия по развитию речи" Звуковая культура речи звуки б, бь"

Конспект занятия по развитию речи" Звуковая культура речи звуки б,бь"...

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением»  для подготовительной группы...