Игры по развитию речи.
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Овчинникова Лариса Юрьевна

Познакомить детей и взрослых с играми по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по развитию речи.

Младший дошкольный возраст.

1.«Кто живет во дворе?»

Цель: Ввести в активный словарь детей название домашних животных и птиц и их детенышей.

Материал: иллюстрации по теме.

Описание: ребенок рассматривает картинки с изображением животных. Потом подбирает каждому картинку с изображением детеныша и называет его.

2.«В магазине игрушек»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов.

Материал: иллюстрации с набором игрушек.

Описание: «Что где находится?»

Предложить ребенку определить, что находится справа, слева, вверху, внизу от мишки, мячика и т.п.

3.«Кто где живет?»

Цель: Активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ.

Материал: иллюстрации по теме.

Описание: Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.

4.«Добавь слово»

Цель: Находить нужное по смыслу слово (глагол).

Материал: кукла.

Описание: Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришла кукла. Она тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, маме, папе, братику, сестричке. А что именно умеет делать кукла, дети должны будут сейчас угадать.

Я умею постель…(глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол…(подметать). Я умею пыль… (вытирать).Я умею посуду…(мыть).

При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным ответам.

5. «Назови ласково»

Цель: Учить детей образовывать уменьшительно-                                                                       ласкательную форму существительных.

Материал: набор иллюстраций.

Описание: дом – домик, улица – улочка, город – городок, двор – дворик, мост – мосток, мяч – мячик.

6. «Кто больше слов (действий) назовет?»

Цель: Учить использовать в речи глаголы (прилагательные), образовывать различные глагольные формы.

Материал: картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Описание: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия (признаки) относящиеся к предметам и явлениям изображенным на картинках. Например: Что можно сказать о самолете, что он делает? (летит, гудит, взлетает, поднимается, садится…) Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить…) Одежда какая? (чистая, новая, красивая…)

7. «Закончи предложение».

Цель: Учить детей подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

Материал: набор иллюстраций.

Описание: Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает:

- Оля проснулась и …(стала умываться)

- Коля оделся и …(побежал гулять)

- Он замерз и…( пошел домой)

- Зайчик испугался и…(убежал, спрятался)

8. «Узнай меня»

Цель: Развивать логическое мышление, связную речь.

Материал: предметные картинки.

Описание: Дети получают предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет и т. Д., не называя его самого.

Например: «Это предмет неживой, его можно встретить на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду. (Все догадались, что это чайник.)

9. «Сдуй перышко»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Активизация мышц губ.

Описание: 1 вариант: Воспитатель предлагает ребенку взять перышко, положить на ладошку и подуть на него так сильно, чтобы оно слетело с ладошки.

2 вариант: Можно предложить подуть на маленький кусок ваты, лежащий на столе и воздухом загнать его в ворота (кубики).

                                                                                                   

Речевые игры.

Средний дошкольный возраст.

1.        «Кто где живет?»  

Цель: Закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление, употребление в речи детей грамматической формы, предложного падежа с предлогом «В».    

Ход: Бросая мяч поочередно каждому ребенку, педагог задает вопрос, а ребенок возвращая мяч отвечает.

Вариант 1. Педагог: - Дети, кто живет в дупле? (белка). – Кто живет в скворечнике? (скворцы).  Кто живет в гнезде? (птицы). - Кто живет в будке? (собака).

Вариант 2. Педагог: - Дети, где живет медведь? (в берлоге). Где живет волк? (в логове).

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

2.        «Подскажи словечко».

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Педагог бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: - Ворона каркает, а сорока? Ребенок возвращая мяч, должен ответить: - Сорока стрекочет.

Примеры вопросов : - Сова летает, а кролик?

- Корова ест сено, а лиса?  

- Крот роет норки, а сорока?

- Петух кукарекает, а курица?

- Лягушка квакает, а лошадь?

- У коровы теленок, а у козы?

- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

3. «Горячий – холодный».

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов – антонимов.

Ход: Педагог бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением: горячий – холодный, хороший – плохой, веселый – грустный, высокий – низкий.

4 «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Ход: Педагог бросая мяч ребенку говорит: «У вороны голова…», а ребенок бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Педагог бросая мяч ребенку говорит: «У вороны голова…», а ребенок бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: «У рыси голова – рысья. У кошки – кошачья. У сороки – сорочья. У лошади – лошадиная. У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья.»

5. «Веселый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: Педагог бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один журавль – пять журавлей. Один лебедь – пять лебедей. Одна гайка – пять гаек. Одна шишка – пять шишек. Один гусенок – пять гусят.

6. «Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращенных звукокомплексов.

Ход: Водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи – пи» определяет, кто его позвал. Зовет водящего тот ребенок, на которого указывает педагог.

7. «Дай определение словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.

Ход: Я начну, а ты закончи: «Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая». «Праздник (какой?) – веселый, долгожданный».

8. «Отвечай быстро»

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого – либо предмета – цвет, вкус, размер и т.п.

Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам.

Звонкий, быстрый, веселый…(мяч)

Высокий, прочный, кирпичный…(дом)

Рыжая, пушистая, хитрая…(лиса)

Зеленая, колючая, нарядная…(елка).

Речевые игры

Старший дошкольный возраст

  1. «Назови лишнее слово»

Цель: активизировать внимание, развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.

Ход: Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

-«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Желтый, красный, сильный, зеленый;

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий;

- «Лишнее» слово среди глаголов:

Думать, ехать, размышлять, соображать;

Бросился, слушал, ринулся, помчался;

Приехал, прибыл, убежал, прискакал.

  1. «Понятийное мышление».

Закончи предложение:

- Лимоны кислые, а сахар…

- Собака лает, а кошка…

- Ночью темно, а днем…

- Трава зеленая, а небо…

- Зимой холодно, а летом…

- Ты ешь ртом, а слушаешь…

- Птица летает, а змея…

- Лодка плывет, а машина…

  1. «Ищем одинаковые свойства предметов».

Задания: 1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые. 2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.

  1. «Замени звук».

Цель: учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход: Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например: нужно заменить на «Ч» первый (кашка – чашка, гайка – чайка, масть – часть) или последний звук (враг – врач, клюв – ключ, мел – меч). По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

  1. «Третий лишний».

Цель: Развивать умение  услышать в слове определенный звук.

Ход: Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука «Ш»

-шина, ландыш, белка;

- шапка, гармошка, пила;

- голубь, шуба, неваляшка;

- мыши, банан, пушка.

  1. «Цепочка слов».

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Материал: мяч, значки и т.д.

Ход: В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому – нибудь мяч и говорит какое – либо слово (имя существительное), например: «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например: «нога». Следующий говорит например: «апрель», а за ним «листок» и т.д. Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

  1. «Лови да бросай – цвета называй».

(на развитие словаря).

Цель: Упражнять в подборе  существительного к прилагательному обозначающему цвет.

Материал: мяч.

Ход: Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.

Взрослый , бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Взрослый: «Красный» -

Ребенок: «мак, огонь, флаг»

Оранжевый – апельсин, морковь, заря;

Желтый – цыпленок, солнце, репа;

Зеленый – огурец, трава, лес;

Голубой – небо, лед, незабудки;

Синий – колокольчик, море, чернила;

Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....