Конспект занятия "Зимушка -зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пигасова Ольга Евгеньевна

Систематизация знаний детей об изменениях в природе зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  для детей  дошкольного возраста  5-6 лет.

Автор: воспитатель Пигасова О.Е.,

                                                                  МБДОУ «Детский сад «Белочка»

                            г. Тамбов

ТЕМА: Зимушка-зима 

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний детей об изменениях в природе зимой

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • обобщить и активизировать словарный запас по теме;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • закрепить правильное произношение звуков «У», «С», «Ш»;
  • формировать умение различать на слух слова с определенным звуком;
  • закреплять умение воспринимать образ зимы в музыке, стихах, картинах.

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать связную речь, образность речи, творческое воображение;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать эстетическое восприятие красоты природы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

ИНТЕГРАЦИЯ  ОБЛАСТЕЙ: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА: Наблюдение на прогулке за изменениями в зимней природе, ее явлениями (гололед, иней, снег); загадывание и отгадывание загадок о зиме; рассматривание альбома «Зима», тематическая выставка книг.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Практические:  физминутка «Я мороза не боюсь»; пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой»; дидактические игры: «Доскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом»,   «Составь пейзаж»;   артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»; дыхательная гимнастика «Снежинка».

Наглядные:  иллюстрации художника -   Л. Бродского, рассматривание картинок «Зимушка-зима»,   игрушка Знайки, большая снежинка (муляж), бумажные маленькие снежинки белого, голубого и синего цвета (по количеству детей).

Словесные:  чтение стихов - «Зима» А.С. Пушкин,  беседа, логические вопросы, загадки.

МАТЕРИАЛ   И  ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Демонстрационный: иллюстрация художника Л. Бродского «Зимнее утро»; CD диск с фрагментом Зима «Времена года» П. И. Чайковского,

игрушка Знайки, картинки «Зимушка-зима»,  снежинка (муляж), конверт.

2. Раздаточный:  картинки элементов для  зимнего пейзажа,   бумажные маленькие снежинки белого, голубого и синего цвета.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Организационный момент:  игра «Приветствие».

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

2.Загадываю  загадку:

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Дети отгадывают загадку , слушают  отрывок П.И.Чайковского из цикла Времена года  «У камелька»(Январь) ,стихотворные строки, описывающие красоту зимней природы. 

«...Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

                         А.С.Пушкин

Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима. 

Перед детьми зимние пейзажи   (обратить внимание , как художники изображали красоту русской зимы)

3. В гости приходит  Знайка и говорит:

- Здравствуйте, ребята. Я- Знайка. Как я люблю зиму! Зима -  мое самое любимое время года. А вы, ребята, любите зиму? А за что?

Дети приветствуют Знайку. Составляют небольшие  описательные рассказы о зиме.  

Знайка слушает рассказы детей, спрашивает: «Неужели всё хорошо зимой?»

Дети высказываю свои предположения.

Знайка обобщает ответы детей, подводит к выводу: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться, упасть и повредить себе что- нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады.

4. Звуковая гимнастика

Знайка берет в руки  снежинку, которая хочет спросить у ребят какие  звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во  дворе? Как завывает вьюга? Как дворник метет снег? какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Дети упражняются в произношении звуков:

-У-у-у…

-Ш-ш-ш…

-С-с-с-с….

5. «Игра со звуком»

Хлопают в ладоши если услышат:

Песенку вьюги:(У) - уборка, машина, круг, зима, пружина, забор;

Песенку дворника (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

Песенку лыж (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

6. Физкультминутка.

-Я мороза не боюсь,

Я с ним крепко подружусь:

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать -

Прыгать, бегать, танцевать!

Под веселую музыку дети выполняют движения в соответствии с текстом.

7.Дидактическая игра с мячом:«Какой, какая, какое?»

Дети ловят мяч и согласовывают названное существительное с правильной формой прилагательного «зимний»:

 Погода — зимняя погода,  солнце — зимнее солнце, одежда — зимняя одежда, обувь – зимняя обувь.

8. Беседа с детьми:

 -Зимой очень холодно. Что происходит с людьми? Что происходят с растениями? Что происходит с животными? Кто спит зимой?

Дети рассуждают, отвечают на вопросы.

9. Пальчиковая гимнастика

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Сжимают пальцы в кулак, на каждое название животного разгибают по порядку пальчики. 

10.Знайка предлагает из разрезных картинок составить зимний пейзаж. Раздает из двух конвертов фрагменты картин двум подгруппам детей.

-Что такое пейзаж? 

- Как у вас красиво получилось! Молодцы!

Давайте составим рассказ.

-Какое время года изображено на картине? Где происходит действие картины? Какие краски использовал художник при написании этой картины? Что находится ближе к нам, на переднем плане? Что вдалеке? Какое название вы бы дали этой картине? Отвечают на вопросы, составляют рассказы.

11.Дыхательная гимнастика (Предлагает представить  себе, что  на варежку упала снежинка…… несколько снежинок.)

Пробуют ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох), (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы), (вдох носом и медленный прерывистый выдох).

12. Игра «Доскажи словечко».

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые … (Снежинки)

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза — угольки.

Руки — сучки.

Холодная, большая, кто я такая?  (Снежная баба)

Зимой на ветках яблоки?

Скорее собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это … (снегири)

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, лохматый.

Уберем мы снег и лед

Во дворе... (лопатой).

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? … (лыжи)

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

И мелькают огоньки.

Кто несет меня? … (коньки)

13.Знайка прощается с детьми. Спрашивает, что им понравилось сегодня. Изменилось ли их отношение к зиме?
Произведения каких поэтов, композиторов, художников они запомнили? Какие чувства они  вызвали?

Все к

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

 

11

12

  

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимушка-зима"

Данный материал можно использовать для проведения открытого занятия.Занятие развивает связную речь детей,формирует временные понятия....

Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР

В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....

Конспект занятия "Зимушка-зима Сибирская краса"

интегрированное занятие : художественное творчество, музыка....

Конспект занятия "Зимушка-зима" для подготовительных групп

Программное содержание:1) Расширять и уточнять знания детей о зиме и ее характерных признаках.2) Формировать умения и навыки понимать и употреблять в речи вопросительные предложения с вопросительными ...

Конспект-занятия "Зимушка-зима"

Конспект в старшей группе «Зимушка-зима» с применением ИКТ...

Конспект занятия: «Зимушка - зима».

Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов...

Конспект занятия "Зимушка-зима"

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей...