Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса", с помощью карт Проппа для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мокеева Светлана Сергеевна

Этот конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. 

Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»

Задачи:

1. Формировать умение  пересказывать сказку «Кот, петух и лиса» с помощью карт «Проппа».

2.Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои, концовка)

3.Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки  героев.

5.Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Пересказ  русской народной сказки  « Кот, петух и лиса»  с помощью  карт  «Проппа».

Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»

Задачи:

1. Формировать умение  пересказывать сказку «Кот, петух и лиса» с помощью карт «Проппа».

2.Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои, концовка)

3.Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки  героев.

5.Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе.

Подготовительная работа: чтение сказок «Волк и семеро козлят», « Гуси- лебеди»,  «Крошечка - Хаврошечка», беседа по содержанию,  анализ сказок, как жанра литературы; знакомство с героями сказок,  знакомство с картами Проппа.

Оборудование: карты  Проппа, Кукла би-ба-бо: сказочница , ширма – сказочный домик, деревянная книжка для дидактической игры  «Собери героев сказки» (разрезные картинки), Сл/ игра «Продолжи предложение», книжка и раскраски  «Кот, петух и лиса».

Ход.

Организационный момент

Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

И подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.

 - Ребята, а у нас в гостях сегодня гостья. Вы хотите узнать кто это?  (Да). Ну, тогда присаживайтесь.

Сказочница: Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки.   Вы меня узнали? (Ответы детей) Да, я  сказочница.  К  вам в гости пришла, снова сказку принесла.

Я знаю, что вы очень любите сказки. Вы знаете, кто пишет сказки? (писатели, сказочники).

Ск: Ребята, а скажите:

- Что такое сказка?  ( Сказка-это волшебство, чудо. Это то, чего не бывает на самом деле, превращения).

- Какие части есть в любой сказке?

( зачин, приключения героев, волшебные предметы, превращения и концовка)

-Совершено, верно, в каждой сказке есть три части. Зачин, Сюжет и концовка.

Я хочу проверить, так ли вы любите сказки, как говорите. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начну, а вы продолжайте по цепочке…..

 - С каких слов может начинаться сказка?

 (педагог начинает говорить, а дети заканчивают предложение)

Зачин: 

«Жили-….были»,

«В некотором царстве,…….в некотором государстве»,

«За тридевять земель,…….. в тридевятом царстве».

«Однажды…..в далекие времена».

- А какими словами может заканчиваться сказка?

Концовка:

«Жили они долго ……………. и счастливо»

«И стали они жить-поживать, ………..да добра наживать»,

«И я там был, мед, пиво пил,………. да усы лишь обмочил».

«Вот вам сказка …………..а мне баранок связка».

«Вот и сказочки конец, ………. а кто слушал молодец».

- Какое главное условие сказки? ( там добро всегда побеждает зло)

                    (Обращаю внимание детей на книжный уголок)

- А где в вашей группе живут сказки? («Книжкином теремке»)

Посмотрите в вашем «Книжкином теремке» поселились новая сказка.

Читайте её с удовольствием. А мне пора.

Воспитатель: Как интересно. (берет книгу с полки)

Давайте посмотрим, какая сказка к нам пришла в этот раз (открывает книгу, а из неё выпадают персонажи сказки «разрезные картинки).

-Ой, ребята из книжки выпали герои и разбились.

- Как же мы теперь узнаем, какая сказка пришла к нам в гости? (предположения детей)

- А  давайте разделимся на пары, соберем героев и  узнаем, что это за сказка? (Дети собирают в парах  героев сказки).

Д\игра « Собери героя сказки»

«Кот, петух и лиса»: после того, как собраны и названы герои, разрезная картинка заменяется целой. Картинки выставляются на доске.)

- Ребята вы узнали, из какой сказки пришли к нам герои?

(дети отвечают полным предложением : Сказка называется «Кот, петух и лиса»).

- Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли сказочников? (Ответы детей)

- Ну, тогда устраивайтесь по удобней и слушайте сказку.

- Я буду вам рассказывать сказку и выкладывать карты, которые помогут

вам эту сказку запомнить. А вы слушайте и запоминайте.

Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» и сопровождение рассказывания выкладыванием карт Проппа по сюжету. (Карты: Жили-были, запрет, нарушение запрета, герой покидает дом, счастливый конец).

 Выберите пожалуйста картинку, где говорится что кот и петух где-то жили (карта домик).

Выберите картинку, которая напомнит, что был какой- то запрет (карта запрет).

Выберите картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет (карта нарушение запрета).

Какая картинка поможет нам рассказать, что появился другой герой и помог? (карта герой покидает дом).

Давайте найдем картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героями, когда они вернулись домой. (карта счастливый конец).

Вот что у нас получилось:


hello_html_m4d74dd07.pngНачало сказки

hello_html_m773a8125.pngГерою что – то запретили делать, чтобы не было беды.
hello_html_4083fe82.pngГерой нарушает запрет и случается беда.

hello_html_m3b608ccc.pngПоявляется другой герой, который помогает.

hello_html_m4d3ef009.pngДобро побеждает зло.

Кто хочет попробовать рассказать сказку? Дети пробуют пересказать сказку, используя карты Проппа.

В: Как вы считаете, мы стали сказочниками?

Что нам помогло запомнить и рассказать эту сказку? (Карты)

Предлагаю новую  книжку «Кот, петух и лиса» поселить в нашем «Книжкином теремке».

Сказочнице очень нравится, когда, вы читаете и рассказываете ее сказки.

Она вам передала в подарок эти раскраски. И я думаю, что она еще не раз к нам придет с новой интересной сказкой.  

До свидания, до скорых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о городе с картинками презентация для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация загадки о городе с картинками для детей старшего дошкольного возраста....

Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста

В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» (в обработке А.Н. Толстова) для детей старшего дошкольного возраста.

Группа: старшаяЦель: развитие интереса детей к русским народным сказкамЗадачи:Образовательные:¾   Формировать умение различать литературные жанры;¾   Формировать  умение анали...

Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»

В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...

ЛИСА – ПРОКАЗНИЦА Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста.

Торопкина Дарья Геннадьевна ЛИСА – ПРОКАЗНИЦАСценарий развлечения для детей дошкольного возраста.Под музыку дети со Снегурочкой входят в зал и встают в круг.Снегурочка:Всем нам очень х...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Технологическая карта интегрированного занятия для подготовительной группы (6–7 лет) «Математическая помощь зимующим птицам» реализует задачи трех образовательных областей:...