Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса", с помощью карт Проппа для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мокеева Светлана Сергеевна

Этот конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. 

Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»

Задачи:

1. Формировать умение  пересказывать сказку «Кот, петух и лиса» с помощью карт «Проппа».

2.Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои, концовка)

3.Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки  героев.

5.Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Пересказ  русской народной сказки  « Кот, петух и лиса»  с помощью  карт  «Проппа».

Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»

Задачи:

1. Формировать умение  пересказывать сказку «Кот, петух и лиса» с помощью карт «Проппа».

2.Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои, концовка)

3.Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки  героев.

5.Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе.

Подготовительная работа: чтение сказок «Волк и семеро козлят», « Гуси- лебеди»,  «Крошечка - Хаврошечка», беседа по содержанию,  анализ сказок, как жанра литературы; знакомство с героями сказок,  знакомство с картами Проппа.

Оборудование: карты  Проппа, Кукла би-ба-бо: сказочница , ширма – сказочный домик, деревянная книжка для дидактической игры  «Собери героев сказки» (разрезные картинки), Сл/ игра «Продолжи предложение», книжка и раскраски  «Кот, петух и лиса».

Ход.

Организационный момент

Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

И подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.

 - Ребята, а у нас в гостях сегодня гостья. Вы хотите узнать кто это?  (Да). Ну, тогда присаживайтесь.

Сказочница: Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки.   Вы меня узнали? (Ответы детей) Да, я  сказочница.  К  вам в гости пришла, снова сказку принесла.

Я знаю, что вы очень любите сказки. Вы знаете, кто пишет сказки? (писатели, сказочники).

Ск: Ребята, а скажите:

- Что такое сказка?  ( Сказка-это волшебство, чудо. Это то, чего не бывает на самом деле, превращения).

- Какие части есть в любой сказке?

( зачин, приключения героев, волшебные предметы, превращения и концовка)

-Совершено, верно, в каждой сказке есть три части. Зачин, Сюжет и концовка.

Я хочу проверить, так ли вы любите сказки, как говорите. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начну, а вы продолжайте по цепочке…..

 - С каких слов может начинаться сказка?

 (педагог начинает говорить, а дети заканчивают предложение)

Зачин: 

«Жили-….были»,

«В некотором царстве,…….в некотором государстве»,

«За тридевять земель,…….. в тридевятом царстве».

«Однажды…..в далекие времена».

- А какими словами может заканчиваться сказка?

Концовка:

«Жили они долго ……………. и счастливо»

«И стали они жить-поживать, ………..да добра наживать»,

«И я там был, мед, пиво пил,………. да усы лишь обмочил».

«Вот вам сказка …………..а мне баранок связка».

«Вот и сказочки конец, ………. а кто слушал молодец».

- Какое главное условие сказки? ( там добро всегда побеждает зло)

                    (Обращаю внимание детей на книжный уголок)

- А где в вашей группе живут сказки? («Книжкином теремке»)

Посмотрите в вашем «Книжкином теремке» поселились новая сказка.

Читайте её с удовольствием. А мне пора.

Воспитатель: Как интересно. (берет книгу с полки)

Давайте посмотрим, какая сказка к нам пришла в этот раз (открывает книгу, а из неё выпадают персонажи сказки «разрезные картинки).

-Ой, ребята из книжки выпали герои и разбились.

- Как же мы теперь узнаем, какая сказка пришла к нам в гости? (предположения детей)

- А  давайте разделимся на пары, соберем героев и  узнаем, что это за сказка? (Дети собирают в парах  героев сказки).

Д\игра « Собери героя сказки»

«Кот, петух и лиса»: после того, как собраны и названы герои, разрезная картинка заменяется целой. Картинки выставляются на доске.)

- Ребята вы узнали, из какой сказки пришли к нам герои?

(дети отвечают полным предложением : Сказка называется «Кот, петух и лиса»).

- Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли сказочников? (Ответы детей)

- Ну, тогда устраивайтесь по удобней и слушайте сказку.

- Я буду вам рассказывать сказку и выкладывать карты, которые помогут

вам эту сказку запомнить. А вы слушайте и запоминайте.

Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» и сопровождение рассказывания выкладыванием карт Проппа по сюжету. (Карты: Жили-были, запрет, нарушение запрета, герой покидает дом, счастливый конец).

 Выберите пожалуйста картинку, где говорится что кот и петух где-то жили (карта домик).

Выберите картинку, которая напомнит, что был какой- то запрет (карта запрет).

Выберите картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет (карта нарушение запрета).

Какая картинка поможет нам рассказать, что появился другой герой и помог? (карта герой покидает дом).

Давайте найдем картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героями, когда они вернулись домой. (карта счастливый конец).

Вот что у нас получилось:


hello_html_m4d74dd07.pngНачало сказки

hello_html_m773a8125.pngГерою что – то запретили делать, чтобы не было беды.
hello_html_4083fe82.pngГерой нарушает запрет и случается беда.

hello_html_m3b608ccc.pngПоявляется другой герой, который помогает.

hello_html_m4d3ef009.pngДобро побеждает зло.

Кто хочет попробовать рассказать сказку? Дети пробуют пересказать сказку, используя карты Проппа.

В: Как вы считаете, мы стали сказочниками?

Что нам помогло запомнить и рассказать эту сказку? (Карты)

Предлагаю новую  книжку «Кот, петух и лиса» поселить в нашем «Книжкином теремке».

Сказочнице очень нравится, когда, вы читаете и рассказываете ее сказки.

Она вам передала в подарок эти раскраски. И я думаю, что она еще не раз к нам придет с новой интересной сказкой.  

До свидания, до скорых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о городе с картинками презентация для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация загадки о городе с картинками для детей старшего дошкольного возраста....

Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста

В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» (в обработке А.Н. Толстова) для детей старшего дошкольного возраста.

Группа: старшаяЦель: развитие интереса детей к русским народным сказкамЗадачи:Образовательные:¾   Формировать умение различать литературные жанры;¾   Формировать  умение анали...

Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»

В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...

"На помощь Чиполлино" развлечение для детей старшего дошкольного возраста

- продолжаем знакомить детей с трудом взрослых на огороде- закрепляем понятия овощи и фрукты- предоставить детям возможность посоревноваться со сверстниками в быстроте, ловкости, выносливости, смелост...

ЛИСА – ПРОКАЗНИЦА Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста.

Торопкина Дарья Геннадьевна ЛИСА – ПРОКАЗНИЦАСценарий развлечения для детей дошкольного возраста.Под музыку дети со Снегурочкой входят в зал и встают в круг.Снегурочка:Всем нам очень х...