Веселая Азбука
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Бойкова Ирина Сергеевна

Составлена программа по обучению грамоте детей, изучение букв, звуков,слогов,предложений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация дополнительного образования по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. ( 5-7 лет)

Воспитатель Бойкова Ирина Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа : Программа развития и обучение дошкольника. Г.А.Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно»


Пояснительная записка

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку.

В рамках проблемы совершенствования подготовки детей к школьному обучению особую значимость приобретают вопросы готовности к овладению чтением и письмом дошкольников. Актуальность их определяется современными тенденциями развития, стимулирующими поиски новых подходов к использованию чтения и письма как средства, способствующего развитию устной и письменной речи и преодолению их отклонений; высокими требованиями к организации начального обучения, а также несоответствиями между данными требованиями и готовностью детей к школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальный и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Для полноценного речевого развития в соответствии с целевыми ориентирами необходима систематическая совместная деятельность детей и взрослых.

Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность.

Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребенком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе.

Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям современного обучения.\

Актуальность

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

- Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

- Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Актуальность разработки программы кружка «АБВГДей-ка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы

Категория обучающихся: Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 - 7 лет

Цель программы – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.

Задачи программы:

— сформировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;

— развивать мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

— формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

— формировать умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

— развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

— развивать навыки речевого общения;

— развивать мелкую моторику, графомоторные навыки и зрительно-двигательную координацию.

Усвоение детьми данной программы — это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка.

Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Последовательность ознакомления с буквами отражает особенности формирования звукопроизношения у ребенка в соответствии с возрастной нормой. Базой данного курса программы является пособие по обучению чтению дошкольников «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Составитель Марцинкевич Г.Ф., Волгоград: Учитель, 2004.

Методическое обеспечение программы

Ведущими принципами организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются:

личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, самосознание, ценности);

индивидуальный подход – учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, обучающихся;

позитивный подход – опора на сильные стороны личности и поведении ребенка, позитивная ориентация обучения (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками).

Методы обучения:

словесные методы (беседа, объяснение, описание, разбор, оценка, задание);

практические методы (разучивание упражнений по частям и в целом);

наглядный метод (показ педагога, показ по видео, демонстрация фотографий).

Педагогические приемы:  этапность – от простого к сложному; положительное воздействие педагога: улыбка, добрый взгляд, хорошее настроение, поощрение, использование шуток, юмора, переключение внимания, скрытие недостатков; исключение отрицательных оценок.

Условия реализации программы:

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, магнитно – маркерная доска, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбука.

Форма занятий:

Работа с программой рассчитана на 9 месяцев обучения, 2 занятия в неделю по 25 минут, общей численностью – 57  занятий. Основная форма занятий – групповая.

Предполагаемый результат

Воспитанники должны знать и уметь:

различать понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий

различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные;

знать буквы русского алфавита;

определять наличие и место заданного звука в слове;

анализировать звуковой состав слова;

определять количество слогов в слове, ударный слог;

плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;

ориентироваться на странице тетради, правильно располагать в ней предметные рисунки, узоры;

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

    Педагогическая диагностика

    Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Содержание программы: 

1. Воспитывать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятия:

— уточнить правильное произношение звуков;

— развивать артикуляционную моторику;

— учить различать на слух изученные гласные и согласные звуки; дифференцировать согласные звуки по твердости и мягкости; по звонкости и глухости; по месту и способу образования;

— учить выделять звук из состава слова;

— формировать умение характеризовать звук;

— учить анализу и синтезу слогов (обратных, прямых, закрытых, со стечением согласных) и слов различного звукослогового состава;

— формировать умения подбирать к схеме слово; преобразовывать слоги и слова;

— учить делению слов на слоги; слоговому анализу двух-трехсложных слов; слогообразующей роли гласных звуков; составлению слоговых схем слов;

— воспитывать умение находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;

— использовать ребусы и кроссворды для формирования навыков звукового анализа слова;

— формировать понятия: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой, ударение.

2. Обучение грамоте, работа с разрезной азбукой, письмо, чтение:

— познакомить с буквами;

— учить выполнять звукобуквенный, анализ и синтез обратных и прямых слогов, слов различного звукослогового состава и предложений из 2,3,4 слов с использованием разрезной азбуки и печатания;

— преобразовывать слоги и слова;

— формировать навык чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного чтения слов, предложений;

— ознакомить с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания предложения.

3. Развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; формировать мыслительные операции (навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

4. Развивать мелкую моторику рук и графомоторные навыки:

упражнять в штриховке, обведении по контуру, раскрашиванию;

упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;

упражнять в рисовании разнообразных линий;

учить печатать буквы разных размеров, слоги, слова, предложения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цель

Сентябрь

1

Знакомство со звуком и буквами

1.Познакомить детей с понятием звук и буква.

2. Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук

3. Уметь отличать «букву» от «звука»

2

Звук а и буква А

1. Познакомить со звуком и буквой А.

2.Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

3.Учить произносить звук «А» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией.

4. учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

3

Звук и буква У

1.Познакомить со звуком и буквой У.

2.Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

3. -учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

4. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «У».

4

Звук и буква О

1.Познакомить со звуком и буквой О.

2.Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

3. -учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

4. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «О».

Сентябрь

Сентябрь

5

        Слова АУ  и УА

1.Закрепление звуков А и У

2.Учить выделять эти звуки из состава слова, из ряда гласных, слогов ( начальной ударной позиции)

3.Обучать звуко-буквенному анализу слов АУ, УА

4.Развитие навыка чтения слияний гласных

6

Слова АО  и ОА

1.Закрепление звуков А и О

2.Учить выделять эти звуки из состава слова, из ряда гласных, слогов ( начальной ударной позиции)

3.Развитие навыка чтения слияний гласных

7

Звук и Буква М

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

8

Слова МА, МО, МУ

СЛОВА АМ, ОМ, УМ

1.научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»);

2.закреплять понятие о месте звука в слове (в начале, конце);

3. упражнять детей в делении слов на слоги;

4.Учить составлять и читать слово МАМА; МУ-МУ; АМ-АМ;ОМ-ОМ;УМ-УМ

   9

Звук и буква Х

Слова АХ, ОХ, УХ

1.Познакомить детей с буквой и звуком Х

2.формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

3. Учить детей определять на слух слова с заданным звуком

4.Учить читать заданные слоги

Октябрь

1

Звук и буква П

Слова АП, ОП, УП

1.Познакомить детей с буквой и звуком П

2.формировать правильное произношение звуков [п], [п′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

3. Учить детей определять на слух слова с заданным звуком

4.Учить читать заданные слоги

2

Звук и буква Т

Слова АТ,ОТ,УТ

1.Познакомить детей с буквой и звуком Т

2.формировать правильное произношение звуков [т], [т′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

3. Учить детей определять на слух слова с заданным звуком

4.Учить читать заданные слоги

3

Звук и буква К

1.Познакомить детей с буквой и звуком 2.Формировать правильное произношение звуков [к], [к′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.              3. Учить детей определять на слух слова с заданным звуком

4

Звук и буква С

1. Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

5

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов МАК, КОТ, СУП, СУК, ТУК

Деление слов на слоги.

1.Учить детей читать заданные слова

2.Учить писать заданные слова

3. Учить детей делить слова на слоги

4. Закрепить пройденный материал

6

Звук и буква Н

1. Познакомить с новыми звуками [н], [н’] и буквой «Н

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Н и НЬ, давать их полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

7

Звук и буква Ы

1.Познакомить со звуком и буквой Ы.

2.Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

3. -учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

4. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Ы».

8

Чтение и письмо слов УСЫ, КОСЫ,СУПЫ,СЫН,ОСЫ,КОТЫ

1.Учить детей правильному письму и произношению заданных слов.

2.Учить детей делить слова на слоги

3. Развивать слуховое внимание

9

Звук и буква Л

1. Познакомить с новыми звуками [л], [л’] и буквой «Л»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Л и ЛЬ, давать их полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять, его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

1

Чтение и письмо  слов, деление слов на слоги:

МОЛОКО,ПОЛКА,

ЛАСКА,ПАЛАТКА,МОЛОТОК

1.Учить детей правильному письму и произношению заданных слов.

2.Учить детей делить слова на слоги

3. Развивать слуховое внимание

9

Звук и буква Ш

Чтение и письмо слов Кошка, Мышка, Мошка

1.Познакомить с новыми звуками [ш], и буквой «Ш»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ш, давать  полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

НОЯБРЬ

1

Моделирование слого-звуковой структуры слова

1.Развивать слуховое внимание

2.Учить правильно читать и произносить заданные слова

3.Учить правильно делить слова на слоги

2

Дифференциация Ш-С

1.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

3

Звук и буква Б

1. Познакомить с новыми звуками [б], [б’] и буквой «Б»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Б и БЬ, давать их полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

4

Дифференциация Б-П

5.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков слуховое внимание

5

Звук и буква Р

1. Познакомить с новыми звуками [р], [р’] и буквой «Р»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Р и РЬ, давать их полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове

(начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

НОЯБРЬ

6

Дифференциация Р-Л

1.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

7

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Моделирование структуры предложения

1.Учить детей составлять и читать предложения из пройденных слов.

НОЯБРЬ

1

Звук и буква В

1.Познакомить с новыми звуками [в], и буквой «В»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков В, давать  полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

ДЕКАБРЬ

2

Звук и буква З

1.Познакомить с новыми звуками [з], и буквой «З»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З, давать  полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

Декабрь

3

Дифференциация З-С

1.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

4

Звук и буква И

1.Познакомить со звуком и буквой И.

2.Продолжать формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

3. -учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

4. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «И».

5

Дифференциация Ы-И

1.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

6

Предложения с предлогом В

1.формировать представления о смысловой значимости предлогов

2.формировать навыки правильного употребления предлогов

3.формировать представления о предлоге как отдельном слове

ДЕКАБРЬ

7

Предложения с предлогом НА

1.формировать представления о смысловой значимости предлогов

2.формировать навыки правильного употребления предлогов

3.формировать представления о предлоге как отдельном слове

8

Звук и буква Д

1.Познакомить с новыми звуками [д], и буквой «Д»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З, давать  полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое Внимание

9

Дифференциация Д-Т

1.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

ДЕКАБРЬ

1

Звук и буква Ж

1.Познакомить с новыми звуками [ж], и буквой «Ж»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З, давать  полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

Январь

Январь

2

Дифференциация Ж-Ш

1.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

3

Предложения с предлогом У

1.формировать представления о смысловой значимости предлогов

2.формировать навыки правильного употребления предлогов

3. 3.формировать представления о предлоге как отдельном слове

Январь

4

Предложения с предлогом ИЗ

1.формировать представления о смысловой значимости предлогов

2.формировать навыки правильного употребления предлогов

3. 3.формировать представления о предлоге как отдельном слове

Январь

5

Звук и буква Г

1.Познакомить с новыми звуками [г], и буквой «Г»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З, давать  полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

Январь

Январь

ФЕВРАЛЬ

6

Дифференциация Г-К

1.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

1

Предложения с предлогом НАД

Предложения с предлогом ПОД

1.формировать представления о смысловой значимости предлогов

2.формировать навыки правильного употребления предлогов

3.формировать представления о предлоге как отдельном слове

2

Звук и буква Э

1.Познакомить со звуком и буквой Э.

2.Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».3. -учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

4. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Э».

3

Звук и буква Я

Дифференциация А-Я

1.Познакомить со звуком и буквой Я.

2.Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

3. -учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

4. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Я»

5.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков.

4

«Я» после согласных

1.Развивать фонетическое восприятие;

2.Формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами А и Я;

3.Закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;

4.Обогащать и уточнять словарный запас;

5.Совершенствовать грамматические формы речи

5

Предложения с предлогом С

1.формировать представления о смысловой значимости предлогов

2.формировать навыки правильного употребления предлогов

3.формировать представления о предлоге как отдельном слове

ФЕВРАЛЬ

Февраль

МАРТ

6

Звук и букве Е

Е после согласных

1.Познакомить со звуком и буквой Е.

2.Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

3. -учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

4. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Е»

5.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

7

Предложения с предлогом К

1.формировать представления о смысловой значимости предлогов

2.формировать навыки правильного употребления предлогов

3.формировать представления о предлоге как отдельном слове

1

Звук и букве Ю

1.Познакомить со звуком и буквой Ю.

2.Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

3. -учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

4. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Ю»

2

Дифференциация У-Ю

1.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

3

Звук и буква Ё

1.Познакомить со звуком и буквой Ё.

2.Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

3. -учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

4. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Ё»

5.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

4

Ё после согласных

1.Закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов

2.Обогащать и уточнять словарный запас;

3.Совершенствовать грамматические формы речиРазвивать фонетическое восприятие

5

Дифференциация О-Е

1. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков «О-Е»

2.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

5

Дифференциация О-Е

1. -вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков «О-Е»

2.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

6

Ь(МЯГКИЙ) знак

1.Рассмотреть  функции  мягкого знака – обозначение мягкости  согласных на    письме. Учить читать слова  с буквой ь (мягкий знак).

2.  Развивать фонематический слух, память,  мышление, воображение, умение           концентрировать и переключать внимание.

МАРТ

7

Обозначение звука [й* ]

1.Рассмотреть  новую согласную букву  . Учить читать слова  с буквой Й

2.  Развивать фонематический слух, память,  мышление, воображение, умение           концентрировать и переключать внимание.

1

Предложения с предлогом ЗА

1.формировать представления о смысловой значимости предлогов

2.формировать навыки правильного употребления предлогов

3.формировать представления о предлоге как отдельном слове

АПРЕЛЬ

2

Звук и буква Ч

1.Познакомить с новыми звуками [ч], и буквой «Ч»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З, давать  полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

АПРЕЛЬ

АПРЕЛЬ

3

Дифференциация звуков Ч-ТЬ

1.Учить Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

2.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

4

Звук и буква Ц

1.Познакомить с новыми звуками [ц], и буквой «Ц»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З, давать  полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

5

Дифференциация Ц-С

1.Учить Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

2.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

6

Звук и буква Щ

1.Познакомить с новыми звуками [щ], и буквой «Щ»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З, давать  полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое

внимание

АПРЕЛЬ

7

Дифференциация Щ-Ч

1.Учить Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

2.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

АПРЕЛЬ

8

Звук и Буква Ф

1.Познакомить с новыми звуками [ф], и буквой «Ф»

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ф, давать  полную характеристику;

3. Учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

4. Развивать слуховое внимание

АПРЕЛЬ

МАЙ

9

Дифференциация Ф-В

1.Учить Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

2.Учить сравнивать артикуляцию дифференцируемых звуков

1

Ъ Буква

1.Рассмотреть  функции  Твердого знака – обозначение твердость согласных на    письме. Учить читать слова  с буквой ъ (Твердый знак).

2.  Развивать фонематический слух, память,  мышление, воображение, умение           концентрировать и переключать внимание

2

Закрепление пройденного материала

1.Закрепить пройденный матеиал

3

Чтение и письмо слов

Продолжать учить читать  пройденные слова и предложения

4

Закрепление чтения и письма слов

Закрепление чтения и письма пройденных слов и предложений

МАЙ

5

Чтение Предложений

1.Учить читать не большие предложения

6

Закрепление чтения предложений

Продолжаем учить читать предложения

Итого: 57

Диагностический период;

Стартовая диагностика:

02.09.2019г – 06.09.2019г

Итоговая диагностика:

25.05.2019г – 29.05.2019г

Критерии и показатели уровней освоения программы детьми старшего дошкольного возраста

Высокий уровень: различает понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий; различает на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные; знает буквы русского алфавита; определяет наличие и место заданного звука в слове; анализирует звуковой состав слова; определяет количество слогов в слове, ударный слог; плавно читает слоги, сознательно читает слова и предложения; ориентируется на странице тетради, правильно располагает в ней предметные рисунки, узоры; взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Средний уровень: допускает ошибки при различении понятий: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий; не всегда правильно различает на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные; путает буквы русского алфавита; затрудняется в определении наличия и места заданного звука в слове; под руководством педагога анализирует звуковой состав слова; не всегда правильно определяет количество слогов в слове, ударный слог; плавно читает слоги, иногда затрудняется в понимании прочитанных слов и предложений; допускает ошибки при ориентировании на странице тетради, расположении в ней предметных рисунков, узоров; при взаимодействии со сверстниками и взрослыми малоактивный.

Низкий уровень: не различает понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий; не может различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные; не знает буквы русского алфавита; не определяет наличие и место заданного звука в слове; не может выполнить анализ звукового состава слова; не определяет количество слогов в слове, ударный слог; не читает слоги, слова и предложения; плохо ориентируется на странице тетради, не правильно располагает в ней предметные рисунки, узоры; не взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Список используемой литературы:

  1. Г.А.Глинка: Программа развития и обучения дошкольника «Буду говорить, читать, писать правильно. Для детей 4-6 лет.- Спб.: Издательский Дом «Нева», 2006.304 с., ил.(«Программа развития и обучения дощкольника».)
  2. Молчанова, О.Г. М75 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Планирование работы и конспекты занятий с детьми 5-7 лет / О.Г. Молчанова. — М. : Издательство ГНОМ, 2011. — 120 с.
  3. Е.Ф. Бортникова: Обучение грамоте. 4-6 лет. Год издания:2018 Кол-во стр.:80
  4. Речь плюс. Буквы. Обучающие открытки. 33 буквы-открытки для детей 5-7 лет, Издательство: Национальное образование, Кол-во стр.        132, год выпуска 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Веселая азбука" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

К моменту начала школьного обучения дети с ОВЗ, как правило, не приобретают тех знаний, умений и навыков, которыми самостоятельно овладевают их нормально развивающиеся сверстники. Без специального обу...

Кружковая работа "Веселая азбука"

Кружковая работа по обучению грамоте...

Дидактические игры "Веселая азбука"

Изучаем буквы весело, с интересом и разнообразно....

План-конспект занятия по тестопластике в подготовительной группе на тему "Веселая азбука"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы -учить детей работать с соленым тестом, применяя технику «жгутики»;- развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторик...