Статья
статья по развитию речи (старшая группа)

Иманбаева Асель Хазихановна
Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иманбаева А.Х

ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Проблемы внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. Серьезный вклад в изучение проблемы внимания внесли как отечественные, так и зарубежные психологи: В. Вундт, Э. Титчнер, Н. Ланге, Л.С. Выготский и многие другие психологи, но на этом изучение внимания не закончилось, оно продолжается, и по сей день.

Ключевые слова: внимание, дошкольное детство, игровая деятельность.

THE DEVELOPMENT OF ATTENTION IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN GAMING ACTIVITIES

Imanbaeva A. X

Magnitogorsk state technical University. G. I. Nosov, Magnitogorsk

Attention problems traditionally considered one of the most important and difficult problems of scientific psychology. A major contribution to the study of attention has made both domestic and foreign psychologists: W. Wundt, E. Titchner, N. Lange, L. S. Vygotsky, and many other psychologists, but in this study the attention is not over, it continues to this day.

 Key words: attention, preschool education, play activity.

Внимание имеет колоссальное  значение в жизни человека. Непосредственно оно создает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и наблюдать, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Именно внимание предоставляет нам возможность видеть, чувствовать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание обладает огромной ролью для любой деятельности, особенно для обучения.

Дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а ещё через игровые и реальные отношения с ровестниками. В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, поэтому глубокое изучение особенностей развития внимания в игровой деятельности является особенно актуальным.

Особое значение приобретает развитие внимания в ходе игровой деятельности при реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы. ФГОС обязывает строить педагогический процесс обучения и развития, интегрируя образовательные области в игровой деятельности. Следовательно, педагогу очень важно иметь комплекс методов и приемов для привлечения детей к образовательной деятельности, концентрации на ней, а также переключения с одного вида информации или деятельности на другой.

Целью нашей исследовательской работы явилось изучение свойств внимания дошкольников МДОУ "ЦРР - д/с №98" г. Магнитогорска и влияние игровой деятельности на его развитие.

Объект исследования - внимание дошкольника.

Предмет исследования - зависимость свойств внимания дошкольника от игровой деятельности. В эксперименте участвовали дети старшей группы в количестве 10 человек.

Для диагностики внимания старших дошкольников нами были подобраны методики: методика 1 «Найди и вычеркни»; методика 2 «Тест Бурдона»; методика 3 « Запомни и расставь точки».

После проведения методики «Запомни и расставьточки»  мы получили такие результаты. При подведении итогов я учитывала только правильно отмеченные точки. Для того чтобы оценить уровень развития объема внимания старших дошкольников, мне необходимо было выбрать такие два бланка ответов испытуемого, где все точки были отмечены правильно. Далее было необходимо определить сумму правильно отмеченных точек на этих двух карточках. Для того чтобы ясно увидеть результаты, использовалась шкала оценивания от 1 до 8.

8 – наивысший объем внимания – 16 точек на двух карточках

 7 – очень  высокий объем внимания – 15 точек на двух карточках

 6 – высокий объем внимания – 13  точек на двух карточках

5 – выше среднего объем внимания – 12 точек на двух карточках

4 – средний  объем внимания – 11 – 9 точек на двух карточках

3 – ниже среднего объем внимания – 6 точек на двух карточках

2 – низкий объем внимания – 4 точки на двух карточках

1 – очень низкий объем внимания – 3 точки на двух карточках

Оценка результатов диагностики (сумма набранных баллов) 35 34

 Исходя из полученных результатов, я могу сделать вывод о том, что отличие в  уровне развития произвольного внимания на данном этапе практически незаметно.

После проведения методики нами был подобран комплекс дидактических игр на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Наш комплекс игр предназначен для детей, имеющих средний и низкий уровень развития внимания. Для подбора дидактических игр на внимания детей старшего дошкольного возраста мы опирались на работы Богуславской З.М. и Смирновой Е. О и направленные на развитие процессов внимания:

При построении комплекса дидактических игр мы придерживались определенных принципов.

1. Принцип расположения игр по системе возрастания сложности:  дидактических задач;  игровых действий; игровых правил.

2. Принцип доступности, ориентировки на «зону ближайшего развития» – на уровень развития мыслительных операций, эмоциональности ребенка.

3. Принцип наглядности предполагает не просто иллюстрацию изучаемого предмета или явления, а использования целого комплекса средств, приемов и методов, которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.

Наш комплекс, включает в себя 25 игр, каждая из которых направлена на развитие произвольного внимания, объема, концентрации, распределения и переключения внимания.

После проведения комплекса игр с детьми старшего дошкольного возраста, мы снова провели методики. Нами представлены, данные об изменении устойчивости внимания в результате эксперимента показали, что время выполнения задания при обследовании после проведения эксперимента значительно уменьшилось по сравнению со временем до него у всех испытуемых, отсюда следует, что стойкость внимания заметно увеличилась. Если объем внимания изменился не у всех детей, то устойчивость внимания изменилась у всех испытуемых, что свидетельствует о правильности выбора и эффективности выбранных нами игровых процедур. После эксперимента у многих детей также сократилось время выполнения задания при обследовании концентрации внимания.  В результате этого можно сделать вывод о положительном влиянии игровой деятельности дошкольников на концентрацию внимания. Если судить о характере изменения переключения внимания по времени выполнения задания (оно уменьшилось), то переключение внимания двинулось в лучшую сторону. Мы не можем судить о результатах эксперимента по рассчитанному по формуле времени переключения внимания, так как характер изменения колеблется то в одну то в другую сторону, что мы связываем с некоторыми особенностями свойств нервной системы дошкольника. Тем самым традиционные формы дошкольного обучения и воспитания, не предусматривающие никаких видов и форм детской игры, с моей точки зрения, не могут быть признаны адекватными для систематического обучения детей старшего возраста. Другими словами, принципиальная возможность введения систематического обучения, отведение значительного места играм – это важный момент в развитии ребенка.

Список используемой литературы:

1.        Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с.58-61.

2.        Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во “Знание” России, М.,1995- с.13.

3.        Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 - с.20.

4.        Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.- с.92-95.

5.        Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992. – с.1-11.

6.        Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1994. – с.- 12, 67-85.

7.        Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995. с.9-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...